Бюджетный процесс в Швеции. Подготовительная работа в Правительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:28, доклад

Описание работы

Работа по разработке бюджета начинается более чем за год до начала соответствующего фискального периода. Министерство Финансов составляет обзор прогнозов развития экономики на ближайшие 3-5 лет. Эти обзоры имеют очень большое значение для написания бюджета, поскольку постоянно меняющиеся оценки экономического роста, инфляции, уровня безработицы, ставки процента и обменного курса указывают на то, что должны быть предприняты определенные шаги для достижения поставленных Правительством и Риксдагом (Парламентом) целей.

Файлы: 1 файл

Бюджет является центральным звеном финансовой системы любого государств1.docx

— 29.21 Кб (Скачать файл)

 

 Бюджетный процесс в Швеции. 
 
Подготовительная работа в Правительстве. 
 
Работа по разработке бюджета начинается более чем за год до начала соответствующего фискального периода. Министерство Финансов составляет обзор прогнозов развития экономики на ближайшие 3-5 лет. Эти обзоры имеют очень большое значение для написания  бюджета, поскольку постоянно меняющиеся оценки экономического роста, инфляции, уровня безработицы, ставки процента и обменного курса указывают на то, что должны быть предприняты определенные шаги для достижения поставленных Правительством и Риксдагом (Парламентом) целей. 
 
В декабре Министерство Финансов докладывает Правительству об основных тенденциях  развития экономики. Исходя из этого, Правительство определяет, каким образом должна вестись работа по подготовке Закона о Фискальной Политике . Закон о Фискальной Политике содержит предлагаемые направления экономической политики, которые Правительство представляет в Парламент.  
 
В течение января Министерство Финансов продолжает работу по составлению и уточнению прогнозов. В это же время другие министерства определяют круг планируемых мероприятий и будущих ассигнований, исходя из экономических прогнозов, сделанных правительством, и результатов предшествующего фискального года. 
 
В начале февраля окончательные оценки предстоящих расходов по каждому ведомству представляются на рассмотрение в Министерство Финансов. Довольно часто министерства представляют на утверждение планы реформ, требующие увеличения расходов. Однако, вместе с ними должны поступать предложения по способам изыскания средств.

Налоговые поступления и другие доходы государства рассчитываются в Министерстве Финансов. 
 
В течение февраля и в начале марта Министерство Финансов рассматривает поступившие запросы на финансирование, предложения по увеличению расходов и экономии средств. Важно отметить, что Министерство Финансов и другие ведомства всегда приходят к соглашению по финансированию конкретной статьи, проекта. Тем не менее, для Министерства Финансов не является необходимым достижение соглашения по общему увеличению или уменьшению расходов бюджета, которые действительно следует осуществить. 
 
На этом этапе важной задачей Министерства Финансов является определение возможностей достижения поставленных целей фискальной политики в ближайшие несколько лет при данном уровне планируемых доходов и расходов. Эти цели в первую очередь определяют потолок государственных расходов и чистых заимствований.  
 
Министерство Финансов подготавливает предложения по уменьшению расходов, если основные задачи не могут быть выполнены.

 Заседание Правительства  по бюджетной политике. 
Важным этапом работы является заседание Правительства по бюджетной политике, которое проводится в начале марта каждого года. Целью дискуссии, длящейся, как правило, один-два дня, является достижение соглашения по направлениям экономической  и бюджетной политики, основным положениям Закона о Фискальной Политике. Обсуждение основывается на предложениях Министерства Финансов, высланных другим ведомствам на неделю ранее.  
 
Эти предложения содержат принципы распределения средств между 27 расходными статьями и пенсионной системой, возможные ограничения государственных расходов.  Они содержат положения по увеличению или уменьшению расходов по конкретным статьям и изменения, связанные с доходами бюджета, в частности, с изменениями в налогообложении. Основной задачей коррекции расходной и доходной частей бюджета является достижение поставленных целей фискальной политики.  
 
Закон о Фискальной Политике.  
 
Не позднее 15 апреля Правительство представляет в Риксдаг Закон о Фискальной Политике. Он содержит правительственные предложения по направлениям экономической политики на следующие несколько лет. Правительство предлагает уровень государственных расходов, конкретные направления финансирования средств, оценку доходов.

Прохождение Закона о Фискальной Политике через Риксдаг 
Лимиты расходов. 
 
Риксдаг рассматривает Закон о Фискальной Политике в апреле и мае и дает свое заключение в начале июня. Одна из наиболее важных частей Закона -  это лимиты расходов на следующий трехлетний период.  
 
Лимит расходов центрального правительства охватывают все расходы правительства за исключением выплат процентов по государственному долгу.  Объем выплат процентов не включается по той причине, что эта величина не может быть изменена в краткосрочном периоде. Лимиты расходования средств также включают финансирование внебюджетной пенсионной системы.  
 
Лимит правительственных расходов устанавливается в номинальных величинах и, соответственно, учитывает ожидаемое движение цен на протяжении трехлетнего периода. При установлении лимита расходов на новый, третий, год, предполагается, что ранее утвержденный лимит для первых двух лет будет сохранен. Соответственно, Правительство и Риксдаг должны принять решение о потолке расходования средств только для третьего года. Таким образом, поддерживается бюджетная дисциплина, правильность и точность ведения государственных финансов. 
 
Решение Риксдага по лимитам расходования средств, так называемое руководящее указание, может быть изменено только другим решением Риксдага. Лимит расходов прежде всего рассматривается как политическое обязательство Правительства держать расходы под контролем.

Возможна ситуация, когда фактические  совершенные расходы превышают  прогнозируемые, относительно которых  определялся лимит. В таком случае потолок устанавливается на немного  более высоком уровне, нежели требуется  в действительности. Образовавшееся таким образом свободное пространство, бюджетная маржа, обеспечивает определенный резерв для небольшого увеличения расходов без изменения лимита в случае сохранения тенденции.  
 
Лимит расходования средств центрального правительства включает в себя приблизительные расходы местных правительств. Поскольку местные органы исполнительной власти обладают правом самостоятельного определения уровня налогообложения и уровня расходов, то лимит для правительства является приблизительным и не утверждается Риксдагом. 
 
При оценке уровня расходов местных бюджетов, Правительство, учитывает денежные трансферты между центральными и местными органами власти. Эти трансферты состоят главным образом из грантов центрального правительства, что делает расходы местного правительства сильно зависимыми от размеров внешнего финансирования и налоговых поступлений. При этом местные власти в последнее время лишены возможности самостоятельного резкого повышения налогов.

Закон о Бюджете.  
 
Инициативы правительства в Законе о Фискальной Политике и решения Риксдага по основным направлениям экономической политики ложатся в основу Закона о Бюджете, предлагаемым Правительством на рассмотрение Парламента не позднее 20 сентября.  
 
Закон о Бюджете содержит предложения по бюджету центрального правительства на будущий год, который является первым годом трехлетнего периода, охватываемого лимитом расходов и рамками для статей расходов. 
 
Правительство предлагает схему распределения средств между 27 статьями расходов и более чем 500 получателями. Правительство также оценивает 150 различных источников доходов государственного бюджета и составляет доклад о выполнении ранее поставленных задач и о необходимости решения новых. 
 
Данный проект бюджета рассматривается как окончательный и наиболее полный, и никакое правительственное учреждение не в праве в течение осени выносить на рассмотрение Риксдага законы, которые могут увеличить или уменьшить расходную часть.

Политическая власть в Швеции принадлежит   правительству и партиям, входящим в него. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту – риксдагу, Риксдаг заседает с октября по май. Проект бюджета на очередной финансовый год, начинающийся с июля, представляется в январе, а в апреле утверждается с дополнениями.   
 
В  Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется  местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы.  Ландстинг разрабатывает  проект и принимает бюджет лэна. 
 
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей их общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. 
 
Можно выделить следующие стадии бюджетного процесса в Швеции: Подготовительная работа в Правительстве, прохождение Закона о Фискальной Политике через Риксдаг 
лимиты расходов, доработка проекта бюджета, рассмотрение Закона о Бюджете в Риксдаге, исполнение бюджета, составление отчетности и контроль. 
 
В ходе процедур бюджетного процесса составляются важные документы такие как: закон о фискальной политике, решения Риксдага по основным направлениям экономической политики, на основе которых впоследствии формируется Закон о Бюджете. Закон о фискальной политике содержит правительственные предложения по направлениям экономической политики на следующие несколько лет. Правительство предлагает уровень государственных расходов, конкретные направления финансирования средств, оценку доходов. Наиболее важными в решениях  Риксдага по основным направлениям экономической политики являются лимиты расходов на следующий трехлетний период.  
 
Лимит расходов центрального правительства охватывают все расходы правительства за исключением выплат процентов по государственному долгу.  Объем выплат процентов не включается по той причине, что эта величина не может быть изменена в краткосрочном периоде. Лимиты расходования средств также включают финансирование внебюджетной пенсионной системы.

Налоговая система  Швеции

Важное место в системе  налогов занимает налог на прибыль  корпораций. Все компании и другие виды организационно-правовой формы, такие  как товарищества с ограниченной ответственностью, должны быть зарегистрированы в Патентном и Регистрационном  отделе, для того чтобы получить статус юридического лица. Обычно как  минимум 50 % управляющих директоров и главный директор должны быть резидентами  стран ЕС или Европейских государств. Тем не менее возможны исключения из правил, предоставляемые Отделом Патентов и Регистраций или Правительством, в отношении юридических лиц, большая часть совета директоров которых состоит из нерезидентов Швеции. Наиболее часто встречающаяся организационно-правовая форма - это компании с ограниченной ответственностью. Существуют два вида: открытые компании с ограниченной ответственностью и частные компании с ограниченной ответственностью. Минимальный размер акционерного капитала для открытых акционерных обществ установлен в размере 500000 шведских крон и для частных - 100000 шведских крон. Национальный налог на прибыль взимается с резидентов со всего дохода, а с нерезидентов - с доходов, полученных из шведских источников. Компания считается налоговым резидентом, если она образована (зарегистрирована) в Швеции или имеет постоянное представительство на ее территории. Ставка налога на прибыль корпораций установлена в размере 28 %. Не существует различий при налогообложении распределенной и нераспределенной прибыли компании. Также не существует никаких местных налогов для корпораций. Прибыль определяется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, с небольшой корректировкой в целях налогообложения. При подсчете прибыли акции оцениваются по нижней рыночной цене. Альтернативный метод оценки - 97 % цены приобретения, но он должен применяться при оценке всего акционерного портфеля. Налогооблагаемая база уменьшается на суммы затрат на ведение бизнеса, включая проценты по кредитам на инвестирование филиала или приобретение нового оборудования. Существует перечень затрат, которые не вычитаются, такие, как превышающие установленные нормы затраты на развлекательные мероприятия и затраты, связанные с операциями с алкогольными напитками. Нормы амортизационных отчислений для целей налогообложения обычно совпадают с нормами бухгалтерской амортизации. Для оборудования, патентов, торговых марок, имиджа фирмы, суммы амортизационных отчислений списываются прямолинейным методом по ставке 20 % в год либо методом уменьшения балансовой стоимости по ставке 30 %. Тот или другой метод может использоваться при условии, что все активы будут оценены с использованием одного и того же метода в году. Также существует прямолинейный метод списания по остаточной стоимости по ставке 25 %. Оборудование с предполагаемым сроком использования менее 3 лет либо стоимостью менее 2000 шведских крон может быть списано в год его приобретения. Но установлен предельный размер списания амортизационных отчислений, не превышающий 10000 шведских крон для компаний с ежегодным оборотом более 200 миллионов шведских крон или с годовым среднесписочным количеством наемных работников 200 человек. Здания амортизируются по ставкам, варьирующимся от 2 до 5 % от стоимости приобретения (не включая затраты на улучшение их качества). Амортизационные ставки зависят в основном от целей использования зданий. Земля не является предметом начисления амортизации, хотя затраты на рекультивацию земель и могут амортизироваться по ставке 5 % в год. Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и, следовательно, облагается по ставке 28 %. Убыток, полученный при реализации капитальных активов, списывается за счет совокупной прибыли без всяких временных ограничений. Однако убыток, возникающий от реализации инвестиционного портфеля акций и иных подобных финансовых инструментов, может приниматься к зачету только в счет прибыли, полученной по такому же виду собственности. Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобождены от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25 %), также могут быть освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее чем 15 %. Понесенные убытки могут быть зачтены за счет полученного дохода следующего года и не могут переноситься на счета прошлых лет. Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников (резидентов Швеции) в размере 33 % от валовой заработной платы, включая стоимость дополнительных выплат и льгот. Граждане ЕС, работающие в Швеции, руководствуются законодательными актами ЕС. Пониженная ставка взносов в размере 21,39 % установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть понижена на 5 - 10 %. Законодательством установлен налоговый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за рубежом. В отношении зарубежных дивидендов налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного у источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Вместо этого дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25 %), также освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее чем 15 %. Если поставленные условия не выполнимы, то стандартный налоговый кредит в размере 13 % добавляется к кредиту по налогу, удержанному у источника выплаты, но дивиденды в Швеции облагаются по ставке корпоративного налога (28 %). Действующая ставка на дивиденды корректируется международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Неиспользованный налоговый кредит может быть перенесен на срок до трех лет. Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включен в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение. Налоговая декларация предоставляется ежегодно. Налоги подсчитываются на протяжении всего финансового года. Налоговое извещение выдается в декабре по окончании финансового года и все задолженности по налогам должны быть выплачены не позднее апреля. Иностранные компании, зарегистрированные в органах для целей выплаты страховых взносов в социальные фонды, могут их уплачивать раз в год (одним платежом).

Весомая роль в доходах  бюджета разных уровней принадлежит  подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году. Резиденты Швеции обязаны уплачивать национальный и  муниципальный подоходный налог  на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции. Резиденты Швеции, выезжающие за рубеж на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского  подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Независимо от того, облагается ли полученный доход  налогом в зарубежной стране, резиденту  Швеции может быть предоставлен годовой  налоговый кредит на сумму причитающихся  шведских налогов, при условии выполнения следующих условий: - в течение  года он должен находиться в одной  и той же стране и работать на одном и том же предприятии; - все  вычеты и льготы, применяемые к  полученному доходу в зарубежной стране, установлены общими правилами  законодательства той страны для  всех ее резидентов, а не регламентированы международными налоговыми соглашениями; - работодателем является правительство  Швеции. Нерезиденты Швеции уплачивают налоги с доходов, полученных из шведских источников, а также доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты предоставленных  услуг, пенсий и некоторых видов  дохода на капитал. Заработная плата, включаемая в совокупный доход, состоит из всех видов выплат, пенсий и натуральной  оплаты труда (оцениваемой по рыночной стоимости). Возможно получение налогового кредита по зарубежным прямым налогам  в пределах сумм шведского национального и муниципального подоходного налога, уплаченного по любым видам зарубежного налога. Согласно большей части налоговых соглашений налоговый кредит в размере уплаченных налогов за рубежом гарантируется за счет муниципального подоходного налога. Супружеские пары облагаются налогом раздельно. Доход в размере не более 209100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке приблизительно 32 %. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57 %. Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30 %. Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее 6 полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25 % должен быть удержан работодателем при оплате произведенных в Швеции работ и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан представлять декларацию о доходах в налоговые органы. Большую часть налога в социальные фонды уплачивает работодатель, однако работник, возраст которого не превышает 65 лет, должен также уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование - 3,95 % и пенсионное обеспечение - 1 %. Для 1996 года был установлен предельный размер страховых взносов - 271500 шведских крон. В основном вычеты из налогооблагаемой базы включают в себя затраты, понесенные при получении этого дохода. Премии, выплачиваемые шведским страховщикам на пенсионное страхование (в пределах установленных норм), могут являться также предметом уменьшения налогооблагаемой базы. Граждане имеют право на вычет из заработка до 1000 шведских крон и затрат на проезд до места работы - 6000 шведских крон. Персональные вычеты предоставляются только при уплате муниципального налога, варьирующиеся от 8600 до 18000 шведских крон (в 1996 г.) в зависимости от уровня дохода. Прирост капитала рассчитывается как разница между ценой реализации и ценой приобретения и облагается по ставкам 30 %. Как правило, 70 % всех понесенных убытков вычитаются. Нерезиденты уплачивают налоги на доходы от недвижимости, расположенной в Швеции. Если резидент Швеции становится нерезидентом, то прибыль от шведских акций в течение десяти лет со дня отъезда может облагаться налогом в некоторых случаях по пониженным ставкам. Доход от инвестиций (проценты и дивиденды) обычно облагается по единой ставке - 30 %. Не существует никаких льгот. Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации, хотя на практике применяются упрощенные формы деклараций. Для большей части граждан срок подачи деклараций установлен в августе. Налоговое извещение о сумме, подлежащей уплате, присылается из налоговых органов в сентябре. Сумма недоплаченного налога взыскивается работодателем бесспорным путем с заработной платы работника за первые месяцы следующего года. Индивидуальные предприниматели уплачивают остаточную сумму налога самостоятельно не позднее апреля. Налоговые извещения хранятся еще пять лет, соответственно, возможны корректировки для получения возмещения излишне уплаченных сумм налогов. Система обложения налога на добавленную стоимость (НДС) в Швеции сходна с системой обложения внутри ЕС. Предприятие, имеющее обороты, подлежащие обложению НДС, в размере более 1 млн. шведских крон, должно быть зарегистрировано в местных налоговых органах в качестве плательщика НДС. Если обороты менее 1 млн. шведских крон, то регистрация не обязательна. Обычная ставка НДС - 25 %. Пониженная ставка - 12 % по продуктам питания и услугам по туризму. Низкая ставка - 6 % по газетным изданиям. Отчеты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС. Имущество, переходящее в наследство, облагается по прогрессивным ставкам, размер которых зависит от оценочной стоимости полученного имущества и от степени родства. Налог уплачивает получатель имущества. Если получателем является супруг (а) или ребенок, ставки налога варьируются от 10 % (наследство оценивается в 300000 шведских крон или меньше) до 30 % (свыше 600000 шведских крон). В остальных случаях ставки дифференцированы от 10 до 30 %. Имущество, наследуемое супругом в размере до 280000 шведских крон и детьми - 70000 шведских крон (дополнительно 10000 шведских крон для детей до 18 лет), освобождается от уплаты налога. Такие же правила применяются в отношении подарков. Подарок, стоимость которого не превышает 10000 шведских крон, не облагается налогом. Резиденты обязаны платить налог по ставке 1,5 % от чистой стоимости имущества, превышающей 800000 шведских крон, расположенного как в Швеции, так и за ее пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации уплачивают поимущественный налог по ставке 0,15 % от чистой стоимости имущества, превышающего 25000 шведских крон.

Информация о работе Бюджетный процесс в Швеции. Подготовительная работа в Правительстве