Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
- возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм,
а также сумм процентов за
несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов,
начисленных на излишне
- зачет излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм
в соответствии с
- уточнение администратором
доходов бюджета платежей в
бюджеты бюджетной системы
- перечисление Федеральным
казначейством средств,
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.
2.3.1Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит
анализ исполнения бюджета и бюджетной
отчетности, а также сведения о
выполнении государственного (муниципального)
задания и (или) иных результатах
использования бюджетных
Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетная отчетность Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований
Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации
По результатам рассмотрения
годового отчета об исполнении
бюджета законодательный (
2.4. Контроль за исполнением бюджетов
Контроль за исполнением бюджета
— важный этап бюджетного процесса,
осуществляемый представительными
органами власти, Счетной Палатой
Российской Федерации и контрольно-
Две формы контроля за исполнением
бюджета. В Российской Федерации
контроль за исполнением бюджета
имеет две формы —
Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:
1. право соответствующих
2. право соответствующих
3. право соответствующих
4. право создавать собственные
контрольно-счетные органы (Счетную
палату российской Федерации,
контрольно-счетные палаты
5. право вынесения оценки
деятельности исполнительных
Административный контроль осуществляется
Министерствам
финансов Российской Федерации, Казначейством
Российской
Федерации, финансовыми органами субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления,
главными распорядители-
ми бюджетных средств, главными бухгалтерами
бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает:
• право проведения проверок главных
распорядителей и
получателей бюджетных средств;
• право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
• право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
• право давать обязательные
для исполнения указания по устранению
выявленных нарушений бюджетного законодательства,
оформлять документы, являющиеся основанием
для наложения мер
1) Казначейство Российской
2) Министерство финансов
3) Министерство финансов
4) Финансовые органы субъектов
Российской Федерации и
5) Главные распорядители
своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.
6) Контроль за исполнением
Заключение Счетной Палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:
• заключение по каждому разделу
и подразделу функциональной классификации
и главному распорядителю бюджетных
средств о том, сколько средств
из кассовых расходов использовано по
целевому назначению, а также указание
случаев не целевого использования
бюджетных средств с выявлением
руководителей органов
• заключения по каждому разделу
и подразделу функциональной классификации
и главному распорядителю бюджетных
средств сверх бюджетных
• заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.
Кроме того, в заключение по отчету
об исполнении бюджета входит анализ,
характеризующий различные
Заключение.
Структура и этапы бюджетного процесса
в цивилизованных странах, независимо
от их общественно – политической
формации, не имеют принципиальных
расхождений. Однако технологические
приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно,
разнообразны и различаются даже
по регионам. Представляется принципиально
важным определение и использование
таких способов формирования и исполнения
бюджета, систем государственного финансового
контроля, которые в конкретных экономических
условиях позволяет эффективно распорядится
бюджетным потенциалом как
Развитие бюджетной системы
современной России осложняется
отсутствием эффективного методологического
и правового ее обустройства. Необходимы
объективная управляемость
Список литературы
Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 01.01.2008)
1 БК РФ ст.28
2 Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. –с.188
3 Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ – 2001г. – с. 196