Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по бюджету.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

- возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за  несвоевременное осуществление  такого возврата и процентов,  начисленных на излишне взысканные  суммы;

- зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

- уточнение администратором  доходов бюджета платежей в  бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации;

- перечисление Федеральным  казначейством средств, необходимых  для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налогов, сборов  и иных платежей, а также сумм  процентов за несвоевременное  осуществление такого возврата  и процентов, начисленных на  излишне взысканные суммы, с  единых счетов соответствующих  бюджетов на соответствующие  счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений  и их распределения между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации, в порядке, установленном  Министерством финансов Российской  Федерации.

Исполнение  бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных  обязательств;

- санкционирование оплаты  денежных обязательств;

- подтверждение исполнения  денежных обязательств.

 

2.3.1Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, а  также об операциях, изменяющих указанные  активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает:

1) отчет об исполнении  бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых  результатах деятельности;

4) отчет о движении  денежных средств;

5) пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета  содержит данные об исполнении бюджета  по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Баланс исполнения бюджета  содержит данные о нефинансовых и  финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  на первый и последний день отчетного  периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах  деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам  классификации операций сектора  государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации  операций сектора государственного управления.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной  отчетности, а также сведения о  выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах  использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств  в отчетном финансовом году.

Главные распорядители бюджетных  средств, главные администраторы доходов  бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных  средств) составляют сводную бюджетную  отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными  получателями (распорядителями) бюджетных  средств, администраторами доходов  бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов  Российской Федерации, финансовыми  органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в  законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая  включает внешнюю проверку бюджетной  отчетности главных администраторов  бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета  осуществляется Счетной палатой  Российской Федерации

 По результатам рассмотрения  годового отчета об исполнении  бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об  утверждении либо отклонении  закона (решения) об исполнении  бюджета.

 

2.4. Контроль за исполнением бюджетов

Контроль за исполнением бюджета  — важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными  органами власти, Счетной Палатой  Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и  налоговыми органами.

Две формы контроля за исполнением  бюджета. В Российской Федерации  контроль за исполнением бюджета  имеет две формы — парламентский  и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными  органами. Он предполагает:

1. право соответствующих представительных  органов власти на получение  от органов исполнительной власти  необходимых сопроводительных материалов  при утверждении бюджета;

2. право соответствующих представительных  органов власти на получение  от органов, исполняющих бюджеты,  оперативной информации об исполнении  бюджета;

3. право соответствующих представительных  органов власти на утверждение  (не утверждение) отчета об  исполнении бюджета;

4.   право создавать собственные  контрольно-счетные органы (Счетную  палату российской Федерации,  контрольно-счетные палаты представительных  органов власти субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита  бюджетов;

5.   право вынесения оценки  деятельности исполнительных органов  по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерствам 
финансов Российской Федерации, Казначейством Российской 
Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядители- 
ми бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений. 

 

Административный  контроль предполагает: 

• право проведения проверок главных  распорядителей и 
получателей бюджетных средств; 

•   право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением  бюджетного законодательства;

• право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

•    право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

1) Казначейство Российской Федерации  осуществляет контроль за операциями  с бюджетными средствами главных  распорядителей бюджетных средств,  распорядителей бюджетных средств,  бюджетополучателей, уполномоченных  банков, других участников бюджетного  процесса.

2) Министерство финансов Российской  Федерации осуществляет внутренний  аудит главных распорядителей  бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также  осуществлять аудит бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов в части  средств, получаемых ими из  федерального бюджета.

3) Министерство финансов Российской  Федерации организует финансовый  контроль и аудит юридических  лиц - получателей гарантий Правительства  Российской Федерации, бюджетных  кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

4) Финансовые органы субъектов  Российской Федерации и местного  самоуправления осуществляют контроль  за операциями с бюджетными  средствами главных распорядителей  бюджетных средств, распорядителей  бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников  бюджетного процесса.

5) Главные распорядители бюджетных  средств осуществляют контроль  за бюджетополучателями в части  обеспечения целевого использования  бюджетных средств, 

своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители  бюджетных средств проводят аудит  казенных предприятий.

6) Контроль за исполнением федерального  бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счетная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

Заключение Счетной Палаты по отчету Правительства Российской Федерации  об исполнении федерального бюджета  включает:

•  заключение по каждому разделу  и подразделу функциональной классификации  и главному распорядителю бюджетных  средств о том, сколько средств  из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев не целевого использования  бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной  власти или бюджетополучателей, принявших  решение о не целевом использовании  бюджетных средств, и должностных  лиц Казначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;

•  заключения по каждому разделу  и подразделу функциональной классификации  и главному распорядителю бюджетных  средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

•  заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных  в утвержденном федеральном бюджете  либо росписи бюджетных расходов.

Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ, характеризующий различные стороны  исполнения бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Структура и этапы бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно – политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические  приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально  важным определение и использование  таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового  контроля, которые в конкретных экономических  условиях позволяет эффективно распорядится бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.

Развитие бюджетной системы  современной России осложняется  отсутствием эффективного методологического  и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация  и упрощение технологии бюджетной  поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей  экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 – 15 лет, и обеспечивающей четкое согласованное взаимодействие ее элементов. Нужны такие механизмы  бюджетной деятельности, которые  могут достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного  единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

 

 

 

Список литературы

 

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 01.01.2008)

1 БК РФ ст.28

2 Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. –с.188

3 Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ – 2001г. – с. 196


Информация о работе Бюджетный процесс