Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение экономической сущности бюджетного планирования Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение содержанию, значению и задачам бюджетно-финансовой политике и бюджетному процессу;
- рассмотреть принципы составления проекта бюджета;
- основы бюджетного прогнозирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
I. Основы бюджетного планирования в РФ…………………………5
1. Бюджетное планирование, основные понятия…………………5
2. Понятие и принципы бюджетного процесса……………………8
2.1 Бюджетный период…………………………………………..8
2.2 Основные задачи бюджетного процесса……………………9
2.3 Принципы бюджетного процесса……………………………9
2.4 Участники бюджетного процесса…………………………..13
3. Методы планирования бюджета………………………………..14
II. Бюджетное прогнозирование………………………………………16
1. Цели бюджетного прогнозирования……………………………16
2. Методические принципы бюджетного прогнозирования……..18
3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………19
III. Составление проекта бюджета………………………………………22
1. Составление проектов бюджетов………………………………..22
2. Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………24
3. Исполнение бюджета……………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контра по БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ!!!.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

 

Международный «ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

 

 

Тема: Бюджетный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

экономического факультета

группа 41-ФЗ

Тулина Мария Юрьевна

 

Проверил:

Житова Людмила Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

г. Архангельск

2011

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………..3

    1. Основы бюджетного планирования в РФ…………………………5
    1. Бюджетное планирование, основные понятия…………………5
    1. Понятие и принципы бюджетного процесса……………………8
      1. Бюджетный период…………………………………………..8
      2. Основные задачи бюджетного процесса……………………9
      3. Принципы бюджетного процесса……………………………9
      4. Участники бюджетного процесса…………………………..13
    2. Методы планирования бюджета………………………………..14
    1. Бюджетное прогнозирование………………………………………16
    1. Цели бюджетного прогнозирования……………………………16
    2. Методические принципы бюджетного прогнозирования……..18
    3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………19
    1. Составление проекта бюджета………………………………………22
    1. Составление проектов бюджетов………………………………..22
    2. Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………24
    3. Исполнение бюджета……………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

Введение

 

Бюджет и государственная  бюджетная система в целом  являются совокупностью экономических  отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения  ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета  следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования  экономических отношений, которые  выступают в количественной и  качественной формах доходов и расходов.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе  воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании  бюджетной системы. Сущность бюджета  нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку  она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа  производства и определяется ею.

В условиях перехода к рынку  бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в  качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового  хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

Второй уровень — бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные  бюджеты.

Бюджетная классификация  РФ включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Определение экономической  сущности бюджета помогает понять его  роль и значение в условиях перехода к рынку. Взаимоотношения предприятий  и организаций с бюджетом в  этих условиях представляют собой постоянно  обновляющий процесс. Экономическая  сущность бюджета является отправным  методологическим пунктом в совершенствовании  бюджетного планирования, более полном использовании особенностей его  доходов и расходов в современных  условиях.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность  и практическая значимость определили выбор темы «Бюджетный процесс». Целью работы является определение экономической сущности бюджетного планирования Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- дать определение содержанию, значению и задачам бюджетно-финансовой  политике и бюджетному процессу;

-   рассмотреть принципы  составления проекта бюджета;

-   основы бюджетного прогнозирования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

    1. Основы бюджетного планирования в РФ.

 

    1.    Бюджетное планирование, основные понятия.

 

Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий. Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.

Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств  на федеральный, регион, и (муниципальных  уровнях; формирование расходов бюджетов) на основе единой методики расчета  минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных  услуг; установление направлений использования  бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту  эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и  финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями  по государственным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма  в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами  разных уровней на основе использования  существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в  каждом бюджете определяются объем  федеральных, региональных и муниципальных  заимствований, размеры бюджетных  резервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный  контроль за процессами, протекающими в реальном секторе экономики  и на финансовых рынках.

В условиях перевода экономики  России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность  вместо валовых затратных показателей  применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость  использования разных вариантов  прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных  решений. Вместе с тем бюджетное  планирование сохранило свое значение как базы для составления основного  финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральный и  регион, уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления. К  числу наиболее распространенных методов  бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми  органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах  местного самоуправления; поквартальное  распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных  уровней доходов и расходов, а  также составление сводных бюджетных  росписей. Составление проектов бюджетов финансовыми органами -важнейший  этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования. Он состоит из двух стадий: подготовительной (проводятся организационно-методические  мероприятия, определяется ожидаемое  исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы  и т.д.) и конкретно-адресной (планируются  виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления  расходования бюджета средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению). Вся дальнейшая организация и  методическая работа по составлению  проектов бюджетов разных уровней также  проводится соответственный финансовыми  органами. Внутри финансовых органов  всех уровней организационно-методическую работу по бюджетного планирования, ведут  соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные  комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов. Правовые основы Б.п. определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях. Так, в России ими выступают: Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы субъектов Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ и др. Конституцией РФ установлены права органов государственной власти и управления в области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами гос. власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, к-рые не входят в систему органов гос. власти. Более детальное разграничение бюджетных прав как в части норм доходов и расходов, так и в части процессуальных норм устанавливается бюджетным законодательством: введенным в действие с 1 янв. 2000 Бюджетным кодексом РФ, Федер. законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997), принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отдельных сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов, др. законодательными и нормативными актами. Эти законы определяют организационные основы бюджетного планирования, порядок расчета объема расходов бюджетов, порядок и условия формирования их доходной базы, формы и объемы межбюджетного перераспределения средств, взаимоотношения представительных органов власти с исполнительными на каждом уровне управления и т.п. Конкретизация бюджетных прав соответствия структур (Федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляется путем ежегодного принятия Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий год, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, решений представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления об утверждении соответственного бюджета, о внесении изменений в него, о порядке финансирования расходов бюджета, если последний не был утвержден в срок, и т.д.

 

 

 

 

 

    1. Понятие и принципы бюджетного процесса

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента  его составления до момента утверждения  отчёта об его исполнении, порядок  и последовательность вступления в  бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

В рамках бюджетного процесса имеется  несколько ключевых понятий. Понятие  бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

 

2.1  Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК (Бюджетным Кодексом РФ), бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию  на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Информация о работе Бюджетный процесс