Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить, какие изменения произошли в ходе реформирования бюджетного процесса, и какое влияние они окажут на совершенствование бюджетного процесса и эффективность исполнения федерального бюджета. На основе поставленной цели можно определить задачи курсовой работы.
Задачами работы являются:
1. определить сущность бюджетного процесса в РФ
2. дать характеристику стадий и участников бюджетного процесса
3. охарактеризовать модели бюджетного процесса в развитых странах

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ. 3
1.1.Сущность бюджетного процесса. 5
1.2. Характеристика участников бюджетного процесса. 6
1.3. Характеристика стадий бюджетного процесса. 9
1.4. Особенности реализации бюджетного процесса развитых зарубежных стран. 10
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 14
2.1. Сущность бюджетного планирования 14
2.2. Перспективный финансовый план. Анализ показателей бюджета РФ за 2007 г. 15
2.3.Рассмотрение и утверждение проекта бюджета РФ. 20
2.4. Анализ казначейской системы исполнения бюджета. 24
2.5. Организация бюджетного учёта и отчётности. 27
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ. 29
3.1. Реформирование бюджетного процесса. 29
3.2. Проблемы и перспективы реализации перехода к управлению, ориентируемому на результат, на региональном уровне. 34
3.3. Проблемы и перспективы бюджетного процесса на местном уровне 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

бюджетный процесс курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  происходит реформирование бюджетного процесса в России. Концепция реформирования нацелена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному финансовому планированию. Это создаёт основу для стратегического подхода в бюджетном планировании. Необходимость формирования бюджетов на многолетней основе представляется общепризнанной. С этой целью в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005года № 118 в Минфине РФ составляется перспективный финансовый план, который имеет статус укрупнённого бюджета. Также для эффективности использования бюджетных средств предусматривается метод бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Цель курсовой работы – выяснить, какие изменения произошли в ходе реформирования бюджетного процесса, и какое влияние они окажут на совершенствование бюджетного процесса и эффективность исполнения федерального бюджета.

На основе поставленной цели можно определить задачи курсовой работы.

Задачами работы являются:

    1. определить сущность бюджетного процесса в РФ
    2. дать характеристику стадий и участников бюджетного процесса
    3. охарактеризовать модели бюджетного процесса в развитых странах
    4. проанализировать структуру и динамику федерального бюджета 2007 г.
    5. исследовать стадии бюджетного процесса в РФ
    6. оценить реформирования бюджетного процесса в РФ

Объектом исследования выступает существующая бюджетная  система РФ. Период исследования бюджетного процесса 2004-2007 г.

Для решения  поставленных задач была использована различная экономическая литература, в том числе журналы «Финансы», «Вопросы экономики», учебные пособия, также нормативно – правовые акты, в т.ч. “Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 – 2006 г.”, “Положение о разработке перспективного финансового плана РФ”, федеральные бюджеты РФ. 
1. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

1.1.Сущность  бюджетного процесса

Финансово-бюджетная  политика предполагает определение  целей и задач в области  финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой.

Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс- это  совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчёта об исполнении, подчинённых цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Финансово-бюджетная  политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органов денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно- счётных органов.

Бюджетный процесс  представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждению и исполнению, а также контролю над исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления.

Бюджетный процесс в  Российской Федерации регламентируется:

  • Бюджетным кодексом РФ
  • Соответствующим законом субъекта федерации (например, Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»)
  • Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления [5]

 

1.2. Характеристика  участников бюджетного процесса

Иерархия бюджетного процесса представлена в приложении 1.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные целевые внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия [1]

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчётов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов  власти, исполнение бюджетов, анализ и  контроль за исполнением бюджета.

Банк России совместно  с Правительством России разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики государства, обслуживает  денежные счета Казначейства РФ, счета  государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель  бюджетных средств - это орган  исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий  право распределять средства между  распорядителями и получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между  бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных  ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение)- это организация, созданная  органом исполнительной власти для  осуществления функций некоммерческого  характера (управление, оборона, социально- культурные мероприятия и т.д.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно- счётные органы (Счётная палата РФ, контрольно –  счётная палата субъёктов РФ, муниципальных  образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчётов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов[5]

Особыми бюджетными  полномочиями  наделено  Министерство финансов РФ, которое:

  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов  
    бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество 
    с международными финансовыми организациями;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего 
    долга РФ;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
  • исполняет федеральный бюджет;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль над исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
  • открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные 
    счета получателей бюджетных средств;
  • обладает правом требовать от главных распорядителелей, распорядителелей и получателей бюджетных средств представления отчетов 
    об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, 
    связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;
  • получает от кредитных организаций сведения об операциях с 
    бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов; [1]

Бюджетные полномочия Банка  России:

1. Банк России совместно  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной политики.

2. Банк России обслуживает  счета бюджетов.

3. Банк России осуществляет  функции генерального агента  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.[5]

 

1.3. Характеристика стадий бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс включает следующие этапы:

  • Сводное финансовое планирование и прогнозирование
  • Составление перспективного финансового плана
  • Составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета
  • Исполнение бюджета в течение бюджетного года
  • Анализ и контроль исполнения бюджета

Каждая стадия имеет своё назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Помимо стадий Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля над исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно- кредитного регулирования, органы государственного контроля. Органом денежно- кредитного регулирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового  контроля являются: Счётная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные  органы законодательных органов  субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным годом. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного года, т.к. в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Кроме бюджетного года существует понятие льготный срок- это время для завершения финансирования отдельных объектов и закрытия финансовых отчётов. Деятельность государства от начала составления проекта бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длится около трёх лет и называется бюджетным циклом. [5]

 

1.4. Особенности  реализации бюджетного процесса  развитых зарубежных стран

Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

Составление проекта  бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса, Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется аналогичным образом.

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.

Работа по составлению  проекта бюджета продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США) директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров, президентом в США) проект бюджета поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. В Великобритании законодательным органом является парламент, в США — конгресс, во Франции — парламент, в ФРГ — бундестаг. В США проект бюджета передается в конгресс в январе, т.е. за девять месяцев до начала нового бюджетного года. Вместе с ним направляется бюджетное послание президента, в котором приводятся основные направления финансовой политики, а также правительственные оценки ожидаемых доходов, расходов и бюджетного сальдо на предстоящий и четыре последующих года. Во Франции проект бюджета поступает сначала в нижнюю палату законодательного органа, имеющую более широкое представительство, а затем — в верхнюю, в некоторых странах — одновременно (Германия). В Великобритании нижней палатой является палата общин, верхней — палата лордов; в конгрессе США нижняя палата — это палата представителей, верхняя — сенат; в парламенте Канады — палата общин и сенат; во Франции — соответственно национальное собрание и сенат; в Германии — бундестаг (нижняя), бундесрат (верхняя). Значение палат неодинаково. Основная роль в бюджетном процессе принадлежит нижней палате. Права верхней палаты существенно ограничены.

Информация о работе Бюджетный процесс