Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:36, реферат

Описание работы

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и принципы бюджетного процесса
2. Участники бюджетного процесса
3. Этапы бюджетного процесса
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 23.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие и принципы бюджетного  процесса

2. Участники бюджетного процесса

3. Этапы бюджетного процесса

Заключение

Литература

 

Введение

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий год и  среднесрочную перспективу. Поэтому  разработке его показателей уделяется  особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным  государством, под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства  осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

 

1. Понятие бюджетного процесса  и его принципы

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный  процесс - главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь  является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная  требованиям финансовой политики государства. Основы бюджетного процесса определила Конституция РФ. Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. 

Стадии бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации  длится 12 месяцев. Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем  национального дохода государства, по-разному распределяются государственные  финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства  и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган  имеет собственные задачи и действует  в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

2. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления (далее - законодательные  (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской  Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными  внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители)  бюджетных средств;

-главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита  бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Законодательные (представительные) органы.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением соответствующих  бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих  бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

Исполнительные органы государственной  власти

Исполнительные органы государственной  власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта  бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки  предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и  составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета  на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим  Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми  актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета  и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для  внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления  бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные  настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми  актами), регулирующими бюджетные  правоотношения.

Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета  в порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации  совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной  политики. Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета  бюджетов.

Центральный банк Российской Федерации  осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов

Субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования вправе открывать счета  в кредитных организациях, обслуживающих  расчеты по сделкам, совершаемым  с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации  и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими  этих функций).

Органы государственного, муниципального финансового контроля

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные  законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением  соответствующих бюджетов и готовят  заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной  администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих  бюджетов бюджетной системы

Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов - получателей  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган  субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных  средств

Главный распорядитель бюджетных  средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер  использования бюджетных средств  в соответствии с утвержденными  ему бюджетными ассигнованиями  и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных  ему распорядителей и получателей  бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах  утвержденных ему лимитов бюджетных  обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих  расходов бюджета, составляет  обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет  бюджетную роспись, распределяет  бюджетные ассигнования, лимиты  бюджетных обязательств по подведомственным  распорядителям и получателям  бюджетных средств и исполняет  соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию  и изменению лимитов бюджетных  обязательств;

7) вносит предложения по формированию  и изменению сводной бюджетной  росписи;

8) определяет порядок утверждения  бюджетных смет подведомственных  бюджетных учреждений;

9) формирует государственные (муниципальные)  задания;

10) обеспечивает контроль за  соблюдением получателями субвенций,  межбюджетных субсидий и иных  субсидий, определенных настоящим  Кодексом, условий, установленных  при их предоставлении;

11) организует и осуществляет  ведомственный финансовый контроль  в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность  главного распорядителя бюджетных  средств;

13) осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные настоящим  Кодексом и принимаемыми в  соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам  к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного  физическому лицу или юридическому  лицу в результате незаконных  действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления  или должностных лиц этих органов,  по ведомственной принадлежности, в том числе в результате  издания актов органов государственной  власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или  иному правовому акту;

2) предъявляемым в порядке субсидиарной  ответственности по денежным  обязательствам подведомственных  бюджетных учреждений.

Главный администратор доходов  бюджета

Главный администратор доходов  бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечень подведомственных  ему администраторов доходов  бюджета;

- представляет сведения, необходимые  для составления среднесрочного  финансового плана и (или) проекта  бюджета;

- представляет сведения для  составления и ведения кассового  плана;

- формирует и представляет бюджетную  отчетность главного администратора  доходов бюджета;

- осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные настоящим  Кодексом и принимаемыми в  соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечни подведомственных  ему администраторов источников  финансирования дефицита бюджета;

Информация о работе Бюджетный процесс