Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

Бюджетное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного пра¬ва - это один из институтов подотрасли «бюджетное право», который устанавливает порядок применения норм материально¬го права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Содержание работы

1. Основы организации бюджетного процесса……………………………..5
2. Основные этапы бюджетного процесса: составление, рассмотрение, утверждение………………………………………………………………10
3. Организация исполнения бюджета……………………………………..17
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОЕКТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА, ПРОЕКТ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА, ОТЧЁТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА  

 Содержание 

1. Основы  организации бюджетного процесса……………………………..5

2. Основные  этапы бюджетного процесса: составление,  рассмотрение, утверждение………………………………………………………………10

3. Организация  исполнения бюджета……………………………………..17

 Список  использованных источников………………………………………….27  

1. Основы  организации бюджетного процесса 

 Бюджетное  законодательство Республики Беларусь  закрепляет основы бюджетного  процесса и детально регламентирует  его. Бюджетный процесс является  составной частью бюджетного  пра¬ва - это один из институтов  подотрасли «бюджетное право», который  устанавливает порядок применения  норм материально¬го права. В  них регламентирован весь цикл  формирования бюджета от момента  его составления до момента  утверждения отчёта об его  исполнении, порядок и последовательность  вступления в бюджетные правоотношения  различных субъектов - участников  этих правоотношений на разных  стадиях бюджетного процесса.

 Процессуальные  нормы бюджетного права, строгое  их соблюдение являются гарантией  законности применения материальных  норм бюджетного права, т.е.  гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов,  своевременности и строго целевого  расходова¬ния бюджетных средств. 

 В  соответствии с Бюджетным кодексом  Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З, бюджетный процесс  – регламентируемая законодательством  деятельность государственных органов,  иных участников бюджетного процесса  по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов, а также  составлению, рассмотрению и утверждению  отчетов об их исполнении [1].

 Участниками  бюджетного процесса являются:

 •  Президент Республики Беларусь;

 •  Парламент Республики Беларусь;

 •  Правительство Республики Беларусь;

 •  местные Советы депутатов; 

 •  местные исполнительные и распорядительные  органы;

 •  органы Комитета государственного  контроля Республики Беларусь;

 •  Национальный банк Республики  Беларусь;

 •  иные государственные органы, на  которые в соответствии с законодательством  возложены права и обязанности  по регулированию бюджетных отношений,  организации и осуществлению  бюджетного процесса;

 •  распорядители и получатели бюджетных  средств; 

 •  банки, иные организации и физические  лица, участвующие в бюджетном  процессе [1, ст.78].

Принципами  бюджетного процесса являются:

 а)  единство и полнота охвата  всех доходов и расходов;

 б)  гласность и публичность; 

 в)  ежегодность; 

 г)  специализации бюджетных показателей; 

 д)  реальность запланированных бюджетных  средств; 

 е)  самостоятельность; 

 ж)  сбалансированность;

 з)  разграничение компетенции между  органами представительной и  исполнительной власти.

 Единство  и полнота охвата доходов и  расходов означает, что при составлении  проекта бюджета должны быть  учтены все источники доходов  на предстоящий бюджетный год,  а также планирование их на  последующие годы с учетом  экономических показателей общественного  производства. При планировании  расходной части бюджета должны  быть строго выдержаны па¬раметры  его расхода на душу населения  равномерно по всей стране.

 Принцип  гласности и публичности предполагает, что про¬ект бюджета до его  принятия широко обсуждается  как предста¬вительными органами, так и общественностью. Принятый  бюджет обязательно публикуется в печати. Сюда можно отнести и публичную отчетность исполнительных органов перед пред¬ставительными органами власти об исполнении бюджетов [2, с.144].

 Ежегодное  повторение всех стадий позволяет  выделить такой принцип, как  принцип ежегодности. 

 Сквозным, охватывающим все стадии бюджетного  процесса, являет¬ся принцип специализации  бюджетных показателей. Это выражается  в части доходов в единых  источниках, расходов — целевых  направлениях. Принцип специализации  бюджетных показателей воплощен  в единой бюджетной классификации,  систематизированной группировке  доходов и расходов бюджета  по однородным признакам. Бюджетная  классифика¬ция является также  важным юридическим актом, регулирующим  отно¬шения на всех стадиях  бюджетного процесса [17, с.131].

 Реальность  запланированных бюджетных средств  должна соответство¬вать возможности  бюджета произвести запланированные  расходы, желательно их сбалансировать, т.е. установления правильного  соотношения между доходами и  расходами. Важное условие это¬го  принципа — соответствие расходов  бюджета его доходам, со¬здание  денежных резервов.

 Принцип  самостоятельности бюджетов обеспечивается  наличием у бюджетов всех уровней  бюджетной системы Республики  Беларусь собственных источников  доходов и правом соответствующих  государственных органов в порядке,  установленном законодательством,  определять направления рас¬ходов,  самостоятельно составлять, рассматривать,  утверждать и исполнять бюджет.

 Принцип  сбалансированности бюджетов означает, что объем предус¬мотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефици¬та.  При составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджета го¬сударственные  органы должны исходить из  необходимости минимизации размера  дефицита бюджета. 

 Распределение  полномочий в бюджетном процессе  основано на принципе разграничения  компетенции между органами представительной  и исполнительной власти. Составление  и исполнение бюджета относится  к компетенции исполнительной  власти, рассмотрение и утверждение  – представительной власти, контроль  за исполнением бюджета – совместной  компетенции той или другой  ветвей власти.

 Бюджет  действует в течение года. В  Республике Беларусь, как и во 

 многих  других странах, бюджетный (финансовый) год для всех бюджетов совпадает  с календарным, т.е. начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.  Но срок действия бюджета не  совпадает с бюджетным циклом, под которым понимается время  от начала составления проекта  бюджета до утверждения отчета  о его исполнении.

 Бюджетный  процесс состоит из четырех  стадий: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.  В литературе нет однозначного  мнения относительно составления  и утверждения отчета об исполнении  бюджета. Однако на наш взгляд, целесообразным будет отнести  это к заключительному этапу  стадии исполнения бюджета. 

 Стадии  бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот  порядок не может быть изменен.  При этом все стадии, жестко  регламентированы процессуальными  нормами бюджет¬ного права, призванными  обеспечить четкое бюджетное  плани¬рование и строжайшее соблюдение  бюджетной дисциплины.

 Регулирование  бюджетного процесса осуществляется  посредством применения норм  бюджетного права, закрепленных  в законе о бюджет¬ной системе,  ежегодно принимаемых законах  о бюджете на предстоящий год.  Однако в силу того, что бюджетная  деятельность регламентируется  также нормами государственного  права, субъекты бюджетного процесса  руководствуются нормативами регламентного  характера, содержащими¬ся в законах  о Национальном собрании, Президенте, Совете Министров. а также подзаконными  актами. Особо в этой связи  следует выделить нор-мативные  акты, издаваемые Министерством  финансов, в функции кото¬рого  входит организация бюджетного  процесса в Республике Беларусь. Органы местного самоуправления  в пределах предоставленных им  пол¬номочий разрабатывают свою  нормативную базу, регламентирующую  осу-ществление бюджетного процесса  в регионах [17, с.131].

 Республиканский  бюджет утверждается законом  Республики Беларусь, местные бюджеты  - решениями местных Советов депутатов. 

 Правительство  Республики Беларусь устанавливает  для Министерства финансов сроки  составления расчетных показателей  по доходам и расходам консолидированного  бюджета Республики Беларусь, республиканского  бюджета и консолидированных  бюджетов областей и города  Минска.

 Областными (Минским городским) исполнительными  и распорядительными органами  устанавливаются для финансовых  органов сроки составления расчетных  показателей по доходам и расходам консолидированных бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, местных бюджетов. При этом окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год производится после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.

 Рассмотрение  и утверждение бюджетов и отчетов  об их исполнении производятся  гласно, за исключением случаев,  когда рассматриваются вопросы,  отнесенные законодательством Республики  Беларусь к категории государственных  секретов.

 Для  определения бюджетно-финансовой  политики в соответствии с  программой социально-экономического  развития Республики Беларусь  областные (Минский городской)  исполнительные и распорядительные  органы представляют в Министерство  финансов консолидированные бюджеты  на очередной финансовый (бюджетный)  год и отчеты об исполнении  бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и  сроки, установленные Министерством  финансов.

 Порядок  и сроки составления и представления  местными исполнительными и распорядительными  органами консолидированных местных  бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год и отчетов об  их исполнении за предыдущий  финансовый (бюджетный) год устанавливаются  финансовыми органами местных  исполнительных и распорядительных  органов вышестоящего уровня  с учетом порядка и сроков, установленных для них Министерством  финансов.

 Правительство  Республики Беларусь обеспечивает  исполнение республиканского бюджета.  Местные исполнительные и распорядительные  органы обеспечивают исполнение  соответствующих местных бюджетов [9, с.113].

 Министерство  финансов составляет отчет об  исполнении консолидированного  бюджета республики за предыдущий  финансовый (бюджетный) год, включающий  отчеты об исполнении республиканского  бюджета и бюджетов областей  и города Минска, и представляет  его Правительству Республики  Беларусь.

 Формы  бюджетной документации по республиканскому  и местным бюджетам определяются  Министерством финансов.

 Таким  образом, бюджетный процесс –  важнейшая составная часть бюджетного  права, установленный правовыми  нормами процесс деятельности  государства в лице его органов  по составлению и рассмотрению  проектов бюдже¬тов и внебюджетных  фондов, утверждению и исполнению  бюджетов, а также составлению,  рассмотрению и ут-верждению отчетов  об исполнении бюджетов и внебюд¬жетных  фондов.  

2. Основные  этапы бюджетного процесса: составление,  рассмотрение, утверждение 

 Самостоятельность  всех звеньев бюджетной системы  не исключает единства в подходах  к составлению проектов бюджетов. Они закрепле¬ны в процессуальных  юридических нормах, содержащихся  в государствен¬ном и бюджетном  законодательстве.

Информация о работе Бюджетный процесс