Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации 4
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение                                                                                                         3

1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации                                                                                                                4

Заключение                                                                                                  11

Список используемой литературы                                                             12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Рассмотрение вопроса о бюджетном процессе является актуальным, на сегодняшний день, так как существует определенный порядок и стадии составления бюджета, регламентированные законодательством. Поэтому изучение составления, рассмотрения и утверждения, а также исполнения бюджета должно основываться на законодательной базе.

Основной целью работы является изучение сути бюджетного процесса.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- Определить понятие  и сущность бюджетного процесса;

- Определить участников  бюджетного процесса на федеральном, уровне субъекта и муниципальном уровнях и их бюджетные полномочия.

Объектом работы является бюджетный процесс, а предметом  работы является осуществление бюджетного процесса органами государственной  власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

 

В ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ дано следующее его определение: "Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".

Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

В настоящее время  нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса содержатся в Бюджетном кодексе, а также в ряде других законов Российской Федерации, законах (решениях представительных органов) субъектов РФ, нормативно-правовых актах, издаваемых исполнительной властью.

Перед бюджетным процессом  стоят следующие важные задачи:

1) максимальное выявление  всех материальных и финансовых  резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

2) определение доходов  бюджета по отдельным налоговым  и другим платежам, а также  общего объема в соответствии  с прогнозами и целевыми программами  социально-экономического развития;

3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

4)согласование бюджета  с общей программой финансовой  стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

5) сокращение и ликвидация  бюджетного дефицита за счет  экономически оправданных источников;

6) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

7) повышение роли перспективного  бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

8) контроль за финансовой  деятельностью юридических лиц  и доходами отдельных граждан  при выполнении ими налоговых обязательств;

9) автоматизация процесса  составления и исполнения бюджетов  через автоматизированную систему  финансовых расчетов с широким  использованием электронно-вычислительной  техники.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент РФ и органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов  РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

•главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.

Законодательные органы - Федеральное Собрание (Парламент) РФ, представительные органы государственной власти республик в составе РФ, других субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за их исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета.

Составление проекта  бюджета и его исполнение, предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение  законодательных (представительных) органов - функции исполнительных органов: Правительства РФ, советов министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных исполнительных органов.

Организационная, методическая и практическая работа по составлению  и исполнению бюджета возложена  на Министерство финансов РФ.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Главный распорядитель  бюджетных средств – это орган  исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий  право распределять средства между  распорядителями и получателями средств.

Распорядитель бюджетных  средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование средств.

Бюджетополучатель –  это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся  в единой правовой базе, единой  бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельность  каждого участника осуществлять  бюджетный процесс. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

3) балансовый метод,  который заключается в установлении  правильного соотношения между  доходами и расходами бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип - главная цель всей финансовой политики.

Бюджетный процесс состоит из следующих этапов:

  1. сводное финансовое планирование и прогнозирование;
  2. составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
  3. исполнение бюджета в течение бюджетного года;
  4. анализ и контроль исполнения бюджета.

Все этапы бюджетного процесса тесно увязаны между  собой. Например, качество новых методов  составления бюджетов на этапе его  подготовки зависит от качества аудита и оценки бюджета, а он, свою очередь, зависит от качества данных, полученных в системе бухгалтерского учета.

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом, т.е. временем, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса, установлен с 1 января по 31 декабря (календарный год). Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами. Продолжительность бюджетного процесса значительно дольше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования последующего бюджетного контроля и других действий.

Значительная часть  бюджетного процесса связана с подготовкой  и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.

Целями бюджетного планирования является:

  1. Определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.
  2. Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
  3. Определение бюджетного результата (дефицита или профицита бюджета). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
  4. Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.
  5. Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

  1. Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.
  2. Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.
  3. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

4. Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

В Российской Федерации с 1992г. установлено казначейское исполнение бюджетов. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетными фондами: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов осуществляются с единого (главного) счета Федерального казначейства и тем самым полностью подконтрольны ему.

Контроль за исполнением  бюджета – важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Для контроля за исполнением  бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган –  Счетную палату РФ, которая участвует  также и в предварительном  контроле – при рассмотрении и  утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета  на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня текущего года. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение по ответу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.

Информация о работе Бюджетный процесс