Формы сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой ча-стью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обу-словлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет по-требности государства в денежных средствах.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика форм сбалансированности бюджета 5
1.1 Понятие и условия сбалансированности бюджета 5
1.2 Формы сбалансированности бюджета 7
1.3 Причины возникновения и виды бюджетного дефицита 9
2 Последствия и показатели оценки бюджетного дефицита 11
2.1 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 11
2.2 Показатели оценки бюджетного дефицита 13
2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом 15
3 Анализ сбалансированности бюджета России и прогнозные тенденции его развития
17
3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального
бюджета 17
3.2 Оценка сбалансированности Федерального бюджета 25
3.3 Проблемы сбалансированности Федерального бюджета РФ в 2011-2013 году
30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Формы сбалансир бюдж ПОЛИТ ЛУЧШЕЕ.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

      Содержание 
 

Введение 3
1 Характеристика форм сбалансированности бюджета 5
1.1 Понятие и условия сбалансированности бюджета 5
1.2 Формы сбалансированности бюджета 7
1.3 Причины возникновения и виды бюджетного дефицита 9
2 Последствия  и показатели оценки бюджетного дефицита 11
2.1 Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита 11
2.2 Показатели  оценки бюджетного дефицита 13
2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом 15
3 Анализ  сбалансированности бюджета России  и прогнозные тенденции его развития  
17
3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального

бюджета

17
3.2 Оценка сбалансированности Федерального бюджета 25
3.3 Проблемы сбалансированности Федерального бюджета РФ в 2011-2013 году  
30
Заключение 34
Список  использованных источников 36

 

       Введение 
 

     Бюджет  является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных  и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью  приоритетной по отношению к ней  категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.

      Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что современная экономическая  теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.  На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

      Проведение  экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной  системы страны и отношения между  органами государственной власти различных  уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.

      Практическая  значимость темы курсовой работы вызвана  необходимостью анализа сбалансированности доходов и расходов бюджета с  учетом формирования дефицита или профицита, что в свою очередь существенно  сказывается на темпах экономического роста в экономике в целом и уровне жизни отдельного гражданина в частности.

      Предметом исследования являются финансовые отношения  по поводу формирования доходов бюджета  и направлений расходования средств  бюджета при условии формирования бюджетного дефицита и профицита.

      Объектом  исследования является бюджет Российской Федерации.

      Исходя  из актуальности темы курсовой работы основной целью исследования является изучение форм сбалансированности на материалах бюджета Российской Федерации  через призму развития бюджетной политики. В соответствии  с целью в работе будут поставлены и решены следующие задачи:

      - раскрыть понятие и формы сбалансированности  бюджета;

      - рассмотреть условия сбалансированности  бюджета;

      - изложить влияние бюджетного  дефицита на экономику страны;

      - провести анализ причин возникновения  и методов покрытия бюджетного  дефицита;

      - изучить динамику формирования  бюджетного дефицита и профицита  в России;

      - обосновать прогнозные тенденции  развития сбалансированности бюджета  на стратегическую перспективу.

      Для решения поставленных задач будут  использованы материалы учебной  и периодической литературы, а  также действующие нормативно-правовые акты.

      При написании работы будут использованы монографический, экономико-аналитический, сравнительный, исторический и статистический методы исследования.

    Стоит отметить, что тема и проблематика бюджетного дефицита затрагивается во многих работах. При написании курсовой работы были использованы труда следующих специалистов: Быля А.Б., Бабича А.М., Бликанов А.В., Гарагозов, Д., Скворцов, С., Романовского М.В., Родионовой В.М. 
    1 Характеристика форм сбалансированности бюджета

     
    1.1 Понятие и условия сбалансированности  бюджета
     
     

      Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

      Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики [25, с.190].

      Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнений. К методам  сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков [30, с.210].

      На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов [27, с.177].

      В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в  этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение. 
 

    1.2 Формы сбалансированности  бюджета 
     

      При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

      Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

      В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

      Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

      Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

      Третья  концепция: сбалансированность бюджета  является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного  подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран) [28, с.157].  
 

 

    1.3 Причины возникновения  и виды бюджетного дефицита 
     

     В  исключительных  случаях  превышение  расходов  над  доходами  становиться  результатом  чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.

     Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета  является  следствием:

    • чрезмерных  государственных  расходов;
    • ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
    • циклических  спадов  в  экономике [27, с. 261]

Информация о работе Формы сбалансированности бюджета