Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования в рамках курсового проекта является поиск резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Для достижения цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические аспекты анализа себестоимости выпускаемой продукции; 2) рассмотреть факторы, оказывающие влияние на себестоимость выпускаемой продукции предприятия с точки зрения анализа; 3) изучить методику анализа себестоимости выпускаемой товарной продукции; 4) провести анализ себестоимости выпускаемой продукции; 5) выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать рекомендации по их использованию на предприятии.

Содержание работы

Введение
Глава І. Теоретическая часть «Методика факторного анализа»
Понятие, типы и задачи факторного анализа
1.2 Классификация и систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности
1.3 Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем

Глава ІІ. Аналитическая часть «Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции»
2.1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
2.2 Методологические основы анализа себестоимости продукции
2.3 Анализ факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой продукции на примере ЗАО МПК «Саранский»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по КАХД.docx

— 107.44 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

Глава І. Теоретическая часть «Методика факторного анализа»

    1. Понятие, типы и задачи факторного анализа

         1.2 Классификация и систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности

        1.3 Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем

 

Глава ІІ. Аналитическая часть «Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции»

2.1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции

2.2 Методологические основы  анализа себестоимости продукции

2.3 Анализ факторов, влияющих на себестоимость выпускаемой продукции на примере ЗАО МПК «Саранский»

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы курсового проекта «Анализ факторов, оказывающих влияние на себестоимость выпускаемой продукции» определяется тем, что в условиях рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы побеждают те товаропроизводители, которые могут эффективно использовать все виды имеющихся у них ресурсов, формируя тем самым конкурентоспособную, привлекательную с точки зрения потребителей цену на выпускаемую продукцию, базой определения которой служит себестоимость. В настоящее время в России все активнее развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны.

Если некоторое время назад, в начале девяностых годов прошлого века, при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня смело можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет и конкуренция, возрастают требования и ожидания потребителей, что в конечном счете заставляет каждого участника рынка бороться за свое место под солнцем. В общем и целом, в конкуренции побеждает тот производитель, у которого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу.

Именно эти два ключевых фактора влияют на исход конкурентной борьбы, а резервы улучшения этих факторов заключены в себестоимость. Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать собственное производство, в качестве превалирующей цели своей деятельности заявляют получение как можно большей прибыли или повышение рыночной стоимости акционерного капитала предприятия.

Прибыль предприятия во многом зависит от соотношения цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования и в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже определенного уровня по желанию производителя или потребителя — она выравнивается автоматически так называемой «невидимой рукой рынка». Однако, совсем другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции.

Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, от значения качественных показателей эффективности их использования, в зависимости от достигнутого уровня техники, технологии и организации производства, а также ряда других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель в своей деятельности располагает множеством рычагов-инструментов снижения затрат, которые может привести в действие при умелом управлении, тем самым максимизируя свою прибыль.

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более грамотную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Следует также отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления.

Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия. Успех предприятия на рынке зависит от грамотного формирования себестоимости продукции по следующим причинам: 1) затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены; 2) информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; 3) знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.

В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия.

Важность этого показателя особенно усиливается в связи с возрастающими объемами производства, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к более ощутимому росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Как и было отмечено, снижение себестоимости выпускаемой продукции является одним из важнейших факторов повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия.

На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности. Целью настоящего исследования в рамках курсового проекта является поиск резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Для достижения цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические аспекты анализа себестоимости выпускаемой продукции; 2) рассмотреть факторы, оказывающие влияние на себестоимость выпускаемой продукции предприятия с точки зрения анализа; 3) изучить методику анализа себестоимости выпускаемой товарной продукции; 4) провести анализ себестоимости выпускаемой продукции; 5) выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать рекомендации по их использованию на предприятии.

 

Глава І. Теоретическая часть «Методика факторного анализа»

            1.1 Понятие, типы и задачи факторного  анализа

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

  1. Постановка цели анализа.

  1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.

  1. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

  1. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

  1. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

  1. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

  1. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.

В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое моделирование является в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);

  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;

  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:

  1. наличие совокупности;

  1. достаточный объем наблюдений;

  1. случайность и независимость наблюдений;

  1. однородность;

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции