Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Под отчетностью в широком смысле понимается, совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период. Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта. Отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1

РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В СИСТЕМЕ ОТЧЕТНОСТИ

5
1.1
Сущность, состав и классификация отчетности
5
1.2
Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организации
7
1.3

Методика анализа финансового состояния предприятия на основе бухгалтерского баланса
10

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «СИБАЙКОНСЕРВМОЛОКО»


16
2.1
Краткая экономическая характеристика предприятия ОАО «Сибайконсервмолоко»
16
2.2
Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия ОАО «Сибайконсервмолоко»
18
2.3
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Сибайконсервмолоко»
21
2.4
Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия
23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 116.66 Кб (Скачать файл)

- бухгалтерский баланс  – форма № 1;

- отчет о прибылях и  убытках – форма № 2;

- отчет об изменениях  капитала – форма № 3;

- отчет о движении денежных  средств – форма № 4;

- приложение к бухгалтерскому  балансу – форма № 5.

         Кроме типовых форм в состав бухгалтерской отчетности входят:

- приложения к вышеуказанным  формам, предусмотренные нормативными  актами;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности предприятий, если она  в соответствии с федеральными  законами подлежит обязательному  аудиту;

- пояснительная записка (за исключением субъектов малого  предпринимательства).

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Предприятия обязаны строго соблюдать установленные сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной – в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

1.2 Бухгалтерский баланс – основная форма бухгалтерской отчетности

организации

Термин «баланс» происходит от латинских слов «bis”  - дважды и “lanx” – чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства.

 Под бухгалтерским  балансом в бухгалтерии понимают  равновесие двух сторон описания имущественных ценностей. Одна сторона – это их описание по составу и размещению, другая сторона – их описание по источникам возникновения имущественных ценностей и по целевому назначению. Поскольку речь идет об одних и тех же материальных ценностях, то баланс должен обязательно сойтись.

По данным бухгалтерского баланса производится анализ состояния  средств, находящихся в распоряжении предприятия, и используемых в обороте, обеспеченности собственными и оборотными средствами, состояния нормируемых оборотных средств и использования кредитов банка, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемости оборотных средств, выполнения финансового плана, оценивается финансовое положение и платежеспособность предприятия.

Существуют следующие основные виды бухгалтерских балансов.

- периодический и годовой; 

- вступительный;

- санируемый;

- ликвидационный;

- сводно-консолидируемый;

- баланс-брутто.

             Дадим краткую характеристику  каждого вида баланса.

             Периодический баланс - составляется на определенные внутригодовые даты. Он бывает месячный, квартальный, полугодовой, за девять месяцев.

             Годовой и заключительный баланс, представляют собой в обобщенном виде все средства хозяйства по их видам и размещению, а также источникам образования и целевому назначению.

             Вступительный баланс – это  баланс вновь созданного предприятия, с даты его государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Вступительный баланс, по существу, открывает ведение бухгалтерского учета на предприятии.

  Под санированием баланса понимают восстановление национального показанного в балансе капитала с имеющимся фактическим, т.е. санация – это совокупность всех мер для оздоровления предприятия без помощи кредиторов. В более широком смысле сюда относятся все меры по устранению недостатков и ущерба с тем, чтобы предприятие могло снова работать экономично и успешно.

Ликвидационный баланс – это покрытие обязательств и долгов предприятия его имуществом. При этом все имущество предприятия превращается в реализуемые средства: активы рассматриваются в порядке убывания степени их ликвидации, а обязательства и долги – по срокам их погашения и в порядке возрастания сроков уплаты.

            Сводный баланс – это баланс, который составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. В основном им пользуются министерства, ведомства и концерны.

              Сводно-консолидируемый баланс составляется путем объединения балансов и юридически самостоятельных предприятий, взаимосвязанных между собой экономически. Такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний); головные предприятия со своими дочерними и зависимыми обществами.

             Баланс-брутто - бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (счет 02 “Амортизация основных средств”, счет 05 “Амортизация нематериальных  активов” и др.).

         По внешнему виду бухгалтерский  баланс представляет собой двухстороннюю  таблицу. Левая сторона носит  название “Актив” и содержит  сведения о составе и размещении  имущества предприятия. Правая сторона  называется “Пассив” и содержит  сведения об источниках возникновения  данного имущества и по его  целевому назначению. Итог актива  равен итогу пассива.

             Согласно ПБУ 4/99 в бухгалтерском  балансе активы и пассивы показываются  с подразделением в зависимости  от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года включительно).

Активы характеризуются тремя основными положениями, т.е. они должны обеспечить экономические выгоды; контролироваться предприятием; являться результатом предыдущих событий или операции.

  Пассив баланса отражает  источники образования хозяйственных  средств и их целевое назначение.

             Итоги актива и пассива баланса  равны между собой. Это вытекает  из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются  одни и те же средства предприятия, но рассмотренные с двух сторон (по составу – в активе, по  источникам – в пассиве).

             Итог баланса носит название  “валюта баланса”.

             В настоящее время баланс предприятия  состоит из пяти разделов. В первом разделе актива баланса “Внеоборотные активы”, отражаются стоимость основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и др. Второй раздел “Оборотные активы” - содержит информацию о запасах (сырья, материалов, готовой  продукции и т.д.), дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложениях, денежных средствах и др. В третьем разделе “Капиталы и резервы” показываются уставный капитал предприятия, добавочный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и т.д. В четвертом разделе “Долгосрочные обязательства” – займы и кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. В пятом разделе “Краткосрочные обязательства” – займы и кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторская задолженность и т.д.

   Бухгалтерский баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

             При журнально-ордерной форме  учета обороты по кредиту каждого  счета записывают в Главную  книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных  счетов собирают в Главной  книге из нескольких журналов  ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

 

1.3 Методика анализа финансового состояния предприятия на основе бухгалтерского баланса

 

  Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д. 
 Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими  субъектами. 
 Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей: 

  • определение финансового положения;

  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

  • выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

  • прогноз основных тенденций финансового состояния.

  Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.  
 Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди можно выделить основные: 

  • Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

  • Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. 

  • Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. Основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ. 

  • Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.

  • Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными.

  Задачи анализа финансового состояния решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей. 
 Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. 
 Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Есть две причины, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения такого анализа: с одной стороны - переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям; с другой стороны - относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднить их сопоставление в динамике.  
 Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за смежные периоды (годы), что позволяет анализировать не только изменения отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции. Тем не менее эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру , так и динамику отдельных показателей отчетной бухгалтерской формы. 
 Рассмотрим показатели финансовой устойчивости.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия