Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проверке гипотез и в разработке, обосновании повышения качества управленческих решений на примере справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить и раскрыть сущность понятия «управленческие решения»;
- определить требования, предъявляемые к управленческим решениям;
- оценить эффективность и качество управленческих решений на примере справочно-информационного отдела с тем, чтобы улучшить качество управленческих решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы принятия управленческих решений………6
1.1 Общая характеристика систем управления…………………………..6
1.2 Теории принятия управленческих решений………………………..11
1.3 Подходы к качеству управленческих решений…………………….30
ГЛАВА 2. Анализ состояния управленческих решений в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии»……………………...41
2.1 Общая характеристика справочно-информационного отдела…….41
2.2 Анализ принятия решений в справочно-информационном
отделе…………………………………………………………………..44
2.3 Выявление проблем качества управленческих решений в отделе..47
ГЛАВА 3. Предложения по улучшению качества управленческих решений……………………………………………………………......................49
Заключение……………………………………………………………………….53
Список используемых источников……………………………………………..55
Приложения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические  основы принятия управленческих решений………6

           1.1 Общая характеристика систем управления…………………………..6 
           1.2 Теории принятия управленческих решений………………………..11

           1.3 Подходы к качеству управленческих решений…………………….30

ГЛАВА 2. Анализ состояния управленческих решений  в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии»……………………...41

           2.1 Общая характеристика справочно-информационного отдела…….41

           2.2 Анализ принятия решений в справочно-информационном

                отделе…………………………………………………………………..44

           2.3 Выявление проблем качества управленческих решений в отделе..47

ГЛАВА 3. Предложения  по улучшению качества управленческих решений……………………………………………………………......................49

Заключение……………………………………………………………………….53

Список используемых источников……………………………………………..55

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации [27, 37]. Качественное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Разработка  и принятие решения - это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы [9, 25]. Варианты принимаемых решений классифицированы по-разному, например они могут быть реальными, оптимистическими, пессимистическими и др. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных.

Принятие управленческих решений в организациях имеет  ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является индивидуальным и групповым процессом.

Кроме того, деятельность предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Определяющее место в составе причин некачественных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.

По мнению автора Герчикова И.Н. процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации [5, 42].

Актуальность  темы дипломной работы состоит в выявлении причин проблем справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии» связанных с качеством управленческих решений.

Объектом  исследования в работе является справочно-информационный отдел в ОАО «Уральские авиалинии».

Предметом исследования являются явления, возникающие в процессе принятия управленческих решений на различных уровнях руководства организацией и, соответственно, методы осуществления этих решений.

Цель  исследования заключается в проверке гипотез и в разработке, обосновании повышения качества управленческих решений на примере справочно-информационного отдела в ОАО «Уральские авиалинии».

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

- изучить и  раскрыть сущность понятия «управленческие  решения»;

- определить  требования, предъявляемые к управленческим  решениям; 
- оценить эффективность и качество управленческих решений на примере справочно-информационного отдела с тем, чтобы улучшить качество управленческих решений.

В соответствии с целью и задачами исследования в дипломной работе получены следующие основные результаты:

- проведено  обоснование необходимости повышения  качества управленческих решений  в справочно-информационном отделе;

- проведен анализ  качества управленческих решений  в СИО;

- проведена  оценка качества управленческих  решений в СИО

- разработаны  этапы повышения качества управленческих решений.

Структура работы. Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель и задачи исследования, представлены основные полученные результаты.

В первой главе  рассмотрены теоретические основы принятия управленческих решений, подходы  к качеству управленческих решений.

Вторая глава  посвящена анализу качества управленческих решений в справочно-информационном отделе ОАО «Уральские авиалинии».

В третьей главе  предложены пути улучшения качества управленческих решений в справочно-информационном отделе.

В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования, показана практическая значимость работы и направления  ее дальнейшего развития.

Объем работы составляет 57 страниц, в том числе 5 рисунков, 1 таблица, список используемых источников из 41 наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Существует несколько понятий определения «система», например, термин ««система» происходит от греческого слова «systema» — целое, составленное из частей, соединение» [28, 32].

В общей теории систем, не существует единого подхода  к пониманию понятия «система». «Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой система понимается как упорядоченная совокупность компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих таким образом, что в результате у нее возникает новое (системное) качество (качества), не характерное образующим ее отдельным компонентам» [28, 43].

Независимо  от типа управленческого решения, на процесс его принятия оказывают  непосредственное влияние особенности  системы управления в данной организации. Существует несколько определений  понятия «система», например, автор Садовский В.Н. считает что система – совокупность, состоящая из 2-х и более элементов взаимосвязанных между собой [30, 53]. Система управления – иерархия связей, звеньев и зависимостей осуществляющих процесс управления в социально-экономической системе. По мнению автора Мухина В.И. в основе формирования СУ лежат факторы [17, 136]:

1. Цель управления

2. Функции управления

3. Полномочия  в управлении

4. Трудоемкость функций

5. Объект управления 

6. Информация

7. Оргтехника 

Прежде всего, следует дать определение термину управление. Как отмечают авторы Орлов и Федосеев, термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [18, 74]. В. Зигерт определяет данный термин несколько иным образом: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [11,56]. Управление – комплекс взаимосвязанных компонентов, образующих систему управления. Система управления включает в себя цели, задачи, функции и методы управления. В современный период существует несколько точек зрения относительно характеристик систем управления. Системы управления представляют собой совокупности двух подсистем (управляющей и управляемой) и связей между ними [8, 56]. Нередко считается, что системы управления — это совокупности субъектов управления и связей между ними [8, 58]. Иногда под системами управления понимаются совокупности целей, средств, методов, процессов и других различных компонентов управленческой деятельности.

Отметим некоторые аспекты, касающиеся системы как объекта управления [10, 42]:

        Во-первых, в основе системы должен лежать некий материальный продукт (вещество, энергия, информация). По принципу самодостаточности строится иерархия системы, с учетом вспомогательных и обеспечивающих функций.

        Во-вторых, организационные системы ориентированы на человека, который материализует результаты своих мыслительных процессов.

        В-третьих, содержание деятельности и структура системы определяется сформулированной целью.

        В-четвертых, элементы системы должны быть связаны между собой для достижения глобальной цели в рамках системы, а значит, должны обмениваться энергией или информацией.

        В-пятых, системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения.

Автор Лебедев  О.Т. считает, что система управления - это совокупность управляемого объекта или процесса и устройства управления, к которому относится комплекс средств приема, сбора и передачи информации, и формирования управляющих сигналов и команд [13, 35]. При этом действие системы управления направлено на улучшение и поддержание работы процесса или объекта. В некоторых случаях без АСУ вообще невозможно решение задачи в силу сложности процесса управления. Управляемый объект - это элемент системы, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании [12, 39]. Управляющий объект - элемент системы, который обеспечивает слежение за деятельностью управляемого объекта, выявляет возможные отклонения от заданной программы и обеспечивает своевременное приведение его к нормальному функционированию [12, 41].

Все системы  управления, с точки зрения логики их функционирования, решают три задачи [4, 123]:

- Сбор информации  об управляемом объекте;

- Обработка  информации;

- Выдача управляющих  воздействий в той или иной  форме.

В зависимости от вида системы, управление представляет собой воздействия на физическом или информационном уровне, направленные на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся программой или целью управления.

Ильин Н. П. различает два основных типа систем управления [15, 89]:

- Системы управления  технологическими процессами в  широком смысле этого слова,  предназначены для непосредственного  управления производственными процессами  на физическом уровне процесса;

- Системы информационного управления, имеющие дело с объектами организационной природы, предназначенные для решения задач управления таких объектов управления, как крупные технические подразделения, военные, строительные и иные объекты разных рангов[15, 73].

Главное отличие между ними заключается в характере объекта управления. В первом случае это всевозможные установки, приборы, станки и прочее, во втором - прежде всего люди.

Другое отличие  между указанными системами заключается  в форме передачи информации. Если в системах управления технологическими процессами основной формой передачи информации являются различного рода сигналы, то в системах организационного управления это документы [15, 85]. Четкую границу между двумя рассматриваемыми типами систем провести невозможно, чаще всего передача информации осуществляется как с помощью документов, так и с помощью сигналов.

Автоматизация систем управления осуществляется с  помощью вычислительной техники. В  зависимости от степени участия  человека в управлении, системы управления можно классифицировать следующим образом [26, 136]:

- Автоматические;

- Полуавтоматические;

- Автоматизированные.

Автоматизированная  система не исключает, а наоборот, предполагает участие человека в  управлении системой и принятие человеком  ключевых решений, в то время как автоматические системы управления исключают участие человека в управлении объектом. Полуавтоматическая система может рассматриваться как вариант автоматической системы, в которой уровень развития техники еще не позволяет исключить человека из контуров системы управления.

Центральным ядром  системы управления, с помощью  которого осуществляется ее автоматизация, является вычислительная машина. Возможны два способа взаимодействия между  ЭВМ, объектом управления и органом  управления.

В первом случае ЭВМ используется, как правило, для  решения отдельных периодически повторяющихся трудоемких задач. Сбор информации ведется вручную, так  же осуществляется и подготовка документов с управляющими воздействиями. Подобная система может быть названа системой обработки данных. Обращение пользователей к системам обработки данных чаще всего приводит к обновлению информации; вывод информации может вовсе отсутствовать или представлять собой результат программной обработки хранимых сведений, а не сами сведения. Примером системы обработки данных может быть система сберегательного банка города. Она содержит сведения о вкладах жителей города, большинство обработок банковской информации предполагает обновление сумм вкладов, расчет процентов, подведение итогов за некоторый период работы и т.п.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности