Анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Пластик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

В процессе анализа изучаются: динамика изменения объема чистой прибыли, система показателей рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), уровень себестоимости, сумма административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов.
Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Пластик».docx

— 25.67 Кб (Скачать файл)

Анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Пластик»

 

Прибыль хозяйствующего субъекта — обобщающий показатель, характеризующий  конечный результат деятельности предприятия. Он измеряется абсолютными и относительными показателями. Показатели прибыли отражаются в Форме № 2 бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа изучаются: динамика изменения объема чистой прибыли, система показателей рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), уровень себестоимости, сумма административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов.

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных  видов деятельности, к которой  относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж формируется  за счет таких показателей, как выручка  нетто, себестоимость проданных  товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы.

Выручка от продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Выручка нетто — выручка  от продажи товаров, поступления, выполнения работ, оказания услуг за вычетом  налога на добавленную стоимость, акцизов  и других аналогичных обязательных платежей.

Себестоимость проданных  товаров (продукции, работ, услуг) включает учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным товарам в отчетном периоде.

Коммерческие расходы  — расходы, понесенные организацией при продаже продукции. На промышленных предприятиях к ним относят затраты, связанные со сбытом продукции. Это  расходы на рекламу, представительские  расходы, на затаривание и упаковку готовой продукции и доставку ее на станцию отправления, на погрузку в транспортные средства, комиссионные сборы и другие аналогичные по назначению расходы. Учетной политикой может быть предусмотрено включение коммерческих расходов полностью в себестоимость проданных в отчетном периоде товаров.

Управленческие расходы  — это общехозяйственные расходы, которые в соответствии с учетной  политикой не включены в состав себестоимости  проданных товаров. Этот показатель состоит из административно-управленческих расходов, расходов на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом. К управленческим расходам относятся также амортизационные  отчисления, расходы на ремонт основных средств и арендная плата за помещения  управленческого и общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и другие аналогичные по назначению расходы. Прибыль от продаж определяется по формуле:

Пр = В-C-КР-УР,

где Пр — прибыль от продаж;

В— выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;

С — себестоимость проданных  товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;

КР — коммерческие расходы, тыс. руб.;

УР — управленческие расходы, тыс. руб.

Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму  прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.

Снижение себестоимости  проданных товаров, коммерческих и  управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение же себестоимости сказывается  на величине прибыли отрицательно.

Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают  в относительные показатели (процент  к выручке от продажи)

Анализ прибыли ОАО "Пластик" приведен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ прибыли ОАО "Пластик"

№ п/п

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение

2009- 2010 гг.

2010-2011 гг.

Абсолют.

Относит.

Абсолют.

Относит.

1

Выручка

1616056

2949007

3416000

+1332951

82,48%

+466993

15,84%

2

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

1459816

2697172

3201842

+1237356

84,76%

+504670

18,71%

3

Валовая прибыль

156240

251835

214 158

+95595

61,18%

-37677

-14,96%

4

Коммерческие расходы

10096

14023

20 446

+3927

38,90%

+6423

45,80%

5

Управленческие расходы

163903

206326

242 031

+42423

25,88%

+35705

17,31%

6

Прибыль (убыток) от продаж

-17759

31486

-48 319

+49245

277,30%

-79805

-253,46%

7

Прибыль (убыток) до налогообложения

-217248

26077

-76 711

+243325

112,00%

-102788

-394,17%

8

Чистая прибыль (убыток)

-209027

13202

-76 113

+222229

106,32%

-89315

-676,53%

9

Чистая прибыль (убыток) в  процентах к доходу, %

-12,93%

0,45%

-2,23%

16,67%

128,90%

-19,13%

-4271,02%




 

Анализ показывает, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло резкое увеличение выручки на 82, 48 % и даже несмотря на то, что себестоимость проданных товаров также увеличилась 84,76%  и за счет того что коммерческие и управленческие расходы возросли не столь существенно (на 38,90% и 25,88% соответственно) предприятие вышло на минимальную доходность и получило чистую прибыль в размере 13202 тыс. руб. (что на 106, 32% больше чем в предыдущем году).

В 2011 году положительная динамика не сохранилась. Несмотря на то что выручка выросла на 15,84%  валовая прибыль снизилась на 37677 тыс. руб., или на 14,96 %. Это произошло в первую очередь потому что себестоимость проданных товаров выросла гораздо больше чем прибыль на 18,71%, а также выросли Коммерческие и управленческие расходы. Прибыль от продаж продукции снизилась на 79805 тыс. руб.(с дохода в 31486 тыс. руб. до убытка 48319 тыс. руб.), или на 253, 46 %, чистая прибыль также уменьшилась на 89315 тыс. руб. (с 13202 до -76113 тыс. руб.), или на -676,53%.

Рассчитаем показатели рентабельности для ОАО Пластик за 2009-2011 гг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность, относительный  показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а  также природных богатств. Коэффициент  рентабельности рассчитывается как  отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли  на единицу вложенных средств, так  и в прибыли, которую несёт  в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто  выражают в процентах.

Рентабельность  продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Рентабельность продукции = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %.

Рентабельность  Продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объему продаж).

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. Этот показатель характеризует прибыльность текущих затрат и показывает степень выгоды для предприятия производства определенного вида продукции. Показатель рентабельности продукции еще называют затратным показателем рентабельности или рентабельностью затрат.

Рентабельность  производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств).

Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Таблица 2

Показатели рентабельности

№ п/п

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

1

Выручка (объем продаж)

1616056

2949007

3416000

2

Полная себестоимость

1633815

2917521

3464319

3

Прибыль от реализации

-17759

31486

-48 319

4

Чистая прибыль

-209027

13202

-76 113

5

Стоимость основных фондов

791 535

970 902

1 006 244

6

Стоимость оборотных средств

558 658

694 109

853 367

7

Рентабельность продукции

-12,79%

0,45%

-2,20%

8

Рентабельность продаж

-12,93%

0,45%

-2,23%

9

Рентабельность производства

-1,32%

1,89%

-2,60%


 

Анализируя полученные показатели, можно увидеть, что показатели рентабельности отрицательные в 2009 г. в связи с тем, что предприятие получило убыток. В 2010 году предприятие вышло на минимальную доходность и показатель рентабельности продукции составил 0,45 %, рентабельность продаж составил 0,45%, рентабельность производства составила 1,89%. К сожалению, положительная динамика не сохранилась в 2011 году.

Рентабельность может снижаться вследствие:

- снижения объемов продаж

 -увеличения затрат на производство и реализацию продукции

- неоправданного прироста активов в обороте.

В нашем случае рентабельность снижается, несмотря на увеличение объемов выручки. Таким образом можно сделать вывод о том, что основной причиной низкой рентабельности является увеличение затрат на производстве. 

Увеличение затрат может быть вызвано повышением цен поставщиков, перебоями в поставках, вызывающих простои, отсутствием надлежащего контроля за расходами, несоответствием между производственной мощностью и объемами загрузки оборудования, непредвиденными штрафными санкциями. Также выявляется прирост активов в обороте с 558658 тыс. руб. в 2009 году до 694109 тыс. руб. в 2010 году и 853367 тыс. руб. в 2011 году, все это ведет к их  низкой оборачиваемости. Причины кроются в недостаточной деловой активности лиц, ответственных за состояние товарно-материальных запасов, незавершенного производства и состояние расчетов с покупателями (заказчиками).

Рентабельность продаж можно  повысить за счет роста объема продаж и снижения затрат. Необходимо, чтобы  темпы роста объема продаж опережали  темпы роста затрат, т.е. затраты  на 1 руб. реализованной продукции  снижались. Увеличения объема продаж можно  достигнуть за счет повышения цен  и увеличения объема продаж товаров, продукции в натуральном выражении. ОАО "Пластик" следует разработать политику ценообразования, а также товарную политику. Следует уделять внимание качеству реализуемой продукции, а также выпуску новой продукции, заниматься инновациями.


Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Пластик»