Анализ прибыли от обычного вида деятельности (продаж продукции) (на примере ОАО «ТГК-14

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Данный показатель наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Содержание работы

Задание………………………………………………………………………...….3
Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1 Теоретические основы анализа прибыли от обычного вида деятельности……………………………………….…..6
1.1. Модель формирования финансовых результатов предприятия……..….6
1.2. Методика анализа прибыли от обычного вида деятельности и определение резервов ее увеличения………………………………………....10
Глава 2 Анализ прибыли от обычного вида деятельности на примере ОАО «ТГК-14»………………………………………………………...16
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………16
2.2 Анализ динамики прибыли от обычного вида деятельности…...………18
2.3 Факторный анализ прибыли от обычного вида деятельности………..…20
2.4 Резервы увеличения прибыли, выявленные в процессе анализа…….….22
Заключение ………………………………………………………………….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ А Отчет о прибылях и убытках………………

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

На сч. 99 «Прибыли и  убытки» учитываются: финансовый результат от обычных видов деятельности, финансовый результат от операционных и внереализационных доходов и расходов, чрезвычайные доходы и расходы, по дебету счета 99 задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль и штрафы за налоговые правонарушения. При сравнении дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 99 определяется чистая прибыль (убыток). В конце отчетного года ( по состоянию на 31 декабря) прибыль или убыток необходимо перенести со сч. 99 на сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

 

 

1.2 Методика анализа прибыли от обычного вида деятельности и определение резервов ее увеличения

Одна из основных задач  анализа – выявление резервов повышения массы получаемой прибыли  и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия. В ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Обобщающая оценка финансового  состояния предприятия достигается  на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Исходя из состава имущества  предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями  хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

В процессе анализа используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ  и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от прочих операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в  себя прибыль от обычных видов  деятельности, финансовые результаты от операционных и прочих операций.

В процессе анализа необходимо изучить  состав балансовой прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Выручка от реализации продукции определяется: при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу, при безналичных расчетах - по мере поступления денежных средств на счета в учреждениях банков или предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов на оплату. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь  в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы  предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для  выбора методологических приемов, способных  радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Поэтому, в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной  политики предприятия действующим  нормативным положениям по ведению  бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной  политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

Основную часть прибыли предприятия  получают от реализации продукции и  услуг. В процессе анализа изучают  динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. 

Прибыль от реализации продукции в  целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

П = ∑[VPПобщ  · Удi (Цi – Сi)]                                           (1.1)

где:  УРПi - объема реализации продукции;

УДi - структура;

Сi  - себестоимость;

Цi - уровнь среднереализационных цен.

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем, объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.

Изменения уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямой пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.

Если сравнить сумму  прибыли плановую и условную, исчисленную  исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль  умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении и результат разделить на 100.

Затем модно определить влияние  структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй).

Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки  с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  факторного показателя фактической.

Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

Пi = VРПi × (Цi - Ci)                                                  (1.2)

где: VРПi  - объема продажи продукции;

Ci –       себестоимость;

Цi –       среднереализационные цены.

Расчет факторов на изменение суммы  прибыли по отдельным видам продукции производится методом цепной подстановки:

Ппл = VРПпл х (Цпл – Cпл)

Пусл1 = VРПф х (Цпл – Cпл)

Пусл2 = VРПф х (Цф – Cпл)

Пф = VРПф х (Цф – Cф)

ΔПобщ = Пф – Ппл

ΔПupn = Пусл1 – Ппл

ΔПц = Пусл2 – Пусл1

ΔПс = Пф – Пусл2

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц выглядит следующим образом:

ΔПupn = (VРПф –  VРПпл )( Цпл – Cпл)

ΔПц = (Цф – Цпл) VРПф

ΔПс = - (Сф – Спл) VРПф

Аналогичные расчеты  проводятся по каждому виду продукции. Эти расчеты показывают, по каким  видам продукции план по сумме  прибыли перевыполнен, а по каким  недовыполнен и какие факторы  оказали положительное влияние, а какие – отрицательные, и  в какой степени. Затем необходимо изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Выполнение плана прибыли  в значительной степени зависит  от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени,  штрафы и неустойки;, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от уценки готовой продукции и материальных запасов и т.д.

В процессе анализа изучается  состав, динамика, выполнение плана  и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику внереализационных результатов.

В заключение анализа  разрабатываются конкретные мероприятия, направленные предупреждение и сокращение убытков и потерь от реализации товарной продукции, ассортиментной политики, уровня среднереализационных цен,  прочих операций  и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В завершении написания  теоретической части можно сделать  выводы.

Финансовый результат  представляет собой конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации и выражается в форме прибыли (дохода) или убытка, который определяется как разница между доходами и расходами организации.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных  средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. 

На величину прибыли  в производственной деятельности оказывают  влияние факторы субъективного  характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного объекта.

Субъективные факторы: организационно-технический уровень  управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой  продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы: уровень  цен на потребляемые материалы и  энергетические ресурсы, нормы амортизационных  отчислений, конъюнктура рынка.

Основной целью финансового  анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  ОТ ОБЫЧНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТГК-14»

2.1Краткая  характеристика предприятия

ОАО «ТГК-14» - генерирующая компания, созданная 7 декабря 2004 года на базе генерирующих активов ОАО «Читаэнерго» и ОАО «Бурятэнерго», объединение которых обусловлено географической близостью друг к другу двух регионов Российской Федерации. ОАО «ТГК-14» обеспечивает тепловой и электрической энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятии.

С 1 февраля 2005 года Общество начало операционную деятельность, установленная мощность составила 646 МВт.

       Главная цель создания территориально-генерирующей компании №14 – эффективная работа на конкурентном оптовом рынке электроэнергии и в сфере теплоснабжения потребителей Забайкальского края и Республики Бурятии.

ОАО «ТГК- 14» стремится  к сохранению и расширению позиций компании на рынке тепла и электрической энергии, обеспечению надежного и бесперебойного снабжения потребителей энергией, созданию условий для развития инвестиционной привлекательности компании посредством повышения финансовой устойчивости и увеличения рыночной стоимости ее активов, а также формированию компании, ориентированной на внедрение передовых технологий и совершенствование систем управления бизнесом, содействию социально – экономическому развитию Забайкальского края и Республики Бурятия посредством надежного и бесперебойного снабжения тепловой и электрической энергией.

Стратегия ОАО «ТГК-14»  на энергетических рынках:

− Сохранение рынка сбыта  теплоэнергии за счет выхода на прямые расчеты с конечными потребителями  тепла, получения муниципальных теплоэнергетических и теплосетевых активов в управление, выстраивания долгосрочных партнерских отношений с потребителями тепла, с Администрациями регионов и городов, ответственных за надежное и бесперебойное теплоснабжение территорий, выхода на качественно новый уровень обслуживания;

− Рост доходности тепла  за счет оптимизации издержек через  управление всей цепочкой создания стоимости  для потребителя (в рамках ОАО  «ТГК-14» - производство – передача - сбыт тепла);

− Расширение теплового рынка, повышение готовности оборудования к несению нагрузки;

− Внедрение современных технологий менеджмента: ориентация системы управления на достижение поставленных стратегических целей на основе построения системы сбалансированных показателей компании, внедрение проектного режима реализации стратегии, системы управления рисками, единой интегрированной автоматизированной системы управления, охватывающей все производственные и управленческие процессы компании.

Информация о работе Анализ прибыли от обычного вида деятельности (продаж продукции) (на примере ОАО «ТГК-14