Анализ себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, анализа себестоимости продукции, работ, услуг.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
- изучить значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов;
- рассмотреть методику и информационную базу анализа себестоимости продукции, работ, услуг;
- наработать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................4
1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов ............................................................................. 6
1.1. Значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов...................................................................…...…… 6
1.2. Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов ………..……………………..…… 9
1.3. Информационная база анализа себестоимости продукции,
работ, услуг и ее элементов ………..……………………..…… 12
2. Практика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов в ООО «АртКО»………….…………..……………..………….. 15
2.1. Краткая характеристика предприятия ……..…………..…….. 15
2.2. Практика проведения анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов на предприятии ……..…………..……..………… 17

3. Предложения по повышению эффективности деятельности ООО
«АртКО» …..……..…………..……..………… 24
3.1. Рекомендации для принятия управленческих решений по
итогам анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов ……………………… 24
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых
мероприятий ………………………………… 25

Заключение …………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом.анализу.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

       1.2. Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и её элементов

     Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Расчёт себестоимости единицы продукции и называется калькуляцией. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную, сметную, отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства. Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке.

     Правильное  исчисление себестоимости продукции  имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции. На промышленных предприятиях применяются три основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: позаказный, попередельный и нормативный.

     Позаказный  метод применяется чаще всего  в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или на группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.

     Попередельный метод калькулирования себестоимости  находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах - по трем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производство.

     Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль над ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затратам в результате отклонений и изменений текущих нормативов [3].

     Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют  место экономические ситуации, связанные  с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

     Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая  носит название “директ-костинг”.

     Основные положения данной теории: 

     1. Поведение затрат в зависимости  от изменения объёма производства.

     2. Относительность (условность) классификации  затрат на постоянные и переменные.

     3. Методы деления затрат на постоянные  и переменные.

     К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)

     Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)

     В зависимости от этой классификации  общие суммарные затраты на производство продукции (З) можно представить в виде следующей формулы: 

            (1) 

     где A – сумма постоянных расходов;

     B – ставка переменных расходов  на единицу продукции;

     VBП  – объём производства продукции.

     Тогда затраты на единицу продукции (Зед) следует записать в виде 

       (2)

            (3) 

Графически  это представлено в Приложении 2. 

1.3. Информационная база анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов

Основными источниками информации, необходимой  для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг). [12]. Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям:

     1. Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.

     2. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.

     3. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.

     4. Анализ косвенных затрат.

     5. Анализ комплексных статей себестоимости.

     Анализ  затрат на 1 руб. приведен в Приложении 3.

       Также источником информации для анализа себестоимости является форма № 5-3. «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции, услуг за год». Данные этой формы позволяют провести анализ затрат на производство. В смете затрат на производство, отражаются все материальные, трудовые и финансовые расходы, необходимые для производственно - коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта. Все фактически понесенные предприятием затраты отражаются в форме № 5-З в разрезе отдельных экономических элементов. При анализе затрат необходимо:

  • определить отклонение фактических затрат в отчетном году от данных за предыдущий год как в целом, так и по отдельным элементам затрат;
  • исчислить темп роста затрат по сравнению с предыдущим годом;
  • сопоставить темп роста затрат на производство как в целом, так и по отдельным элементам с темпом роста объема выпуска продукции;
  • исчислить структуру затрат и выявить изменения в ней;
  • установить факторы, вызвавшие изменения отдельных затрат.

Доля  отдельных видов затрат в различных  отраслях экономики различна, поэтому структура себестоимости будет разной. Зная структуру себестоимости, можно определить, каким является производство: материалоёмким, трудоемким, капиталоемким, фондоёмким. Структура себестоимости дает возможность определить направления снижения затрат, а следовательно, выявить резервы роста прибыли. Анализ затрат по экономическим элементам осуществляется следующим образом:

1. Определяется  общая величина затрат по плану  и по факту (смета затрат).

2. Определяется  абсолютное отклонение по смете  затрат (фактические затраты минус плановые).

3. Сопоставляются  фактические затраты данного  периода с фактическими затратами прошлого периода.

В нашей  стране состав себестоимости продукции  регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов  в ООО «АртКО»

2.1. Краткая характеристика компании

     ООО «АртКО»  по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие расположено в г. Москва.

     В 2003 г. бывший текстильный цех был приватизирован, а в 2004 . реорганизован.

      ООО «АртКО» занимается выпуском тканей, а также готовой продукции из данных тканей, кроме того, при предприятии действует ателье.

     Виды  тканей, которые выпускаются ООО  «АртКО»

  • шелк, шириной 140 см. (10 оттенков);
  • шерсть, шириной 110 см. (4 оттенка);
  • лен, шириной 150 см. (5 оттенков);
  • трикотаж, шириной 140 см. (7 оттенков);
  • ситец, шириной 80 см. (6 оттенков);
  • фланель, шириной 80 см. (6 оттенков);
  • бязь, шириной 80 см. (5 оттенков).

  К готовой продукции, которая выпускается ООО «АртКО» относятся:

  • комплекты постельного белья (2 простыни, 2 наволочки, 2 пододеяльника) - 8 разновидностей;
  • кухонные комплекты (фартук, 2 прихватки, полотенце, скатерть) - 4 разновидности;
  • кухонные подарочные комплекты (2 фартука, полотенце, скатерть, 4 салфетки) - 4 разновидности;
  • полотенце, размер 30х50 см. - 4 разновидности;
  • салфетки, размер 14х20 см. - 4 разновидности;
  • фартук, 2 вида - 4 разновидности;
  • халат домашний - 8 разновидностей.

    Организационная структура предприятия представлена на рис. 1. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.  Организационная структура предприятия

     На  схеме сплошными линиями показаны взаимодействия непосредственного подчинения, точками - функциональные взаимосвязи, которые носят косвенный, рекомендательный характер.

      Полномочие  учредительного собрания и директора  общества определяются уставом общества.

      К функциям технического директора относятся:

  • он является заместителем генерального директора;
  • контроль над соблюдением техники безопасности и требований к охране труда на предприятии;
  • контроль над состоянием оборудования, обеспечение своевременного ремонта и профилактических работ;
  • контроль качества материалов, мониторинг запасов материалов, своевременная доставка запасов со склада.

   К функциям экономиста - маркетолога  относятся:

  • является заместителем главного бухгалтера;
  • мониторинг, анализ и планирование текущей деятельности предприятия;
  • проведение маркетинговых исследований по возможным привлечением специалистов на временную работу;
  • планирование и управление запасами предприятия;
  • предоставление ежегодного отчета в органы управления общества.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов