Анализ учета валютных операций в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель- проанализировать методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета операций в иностранной валюте.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности правовых основ валютных операций
2.Провести анализ учета валютных операций в коммерческом банке
3.Рассмотреть особенности учета кассовых операций и срочных сделок в иностранной валюте
4.Проанализировать порядок международных расчетов в БинБанке
5.Рассмотреть особенности трансформации, необходимости переклассификации валютных активов.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

   Введение.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что  в последние 5 лет отечественные  предприятия выходят на новый  уровень развития, все чаще осуществляют операции с использованием иностранной  валюты. В этой связи возникает  множество вопросов относительно учета  операций в иностранной валюте, которые  требуют решения.

Отечественные организации  ведут расчеты с иностранными партнерами в иностранной валюте. Для проведения расчетов в иностранной  валюте организации открывают валютные счета, количество которых не ограничивается. Оно зависит от вида валют разных стран, в которых организация  открыла счет.

По действующему законодательству на территории России могут быть открыты  валютные счета, как резидентам, так  и нерезидентам в любом банке, имеющем право на проведение операций с иностранной валютой. При этом количество открываемых валютных счетов юридическими лицами в настоящее  время не ограничивается.

Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих  операций по которому предусмотрено  законом, учредительным документам банка и выданной ему лицензией, за исключением, когда отказ вызван отсутствием у банка возможности  принять клиента на обслуживание либо допускается законодательством (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

 Становление рыночной экономики расширяет границы применения бухгалтерского учета, поскольку появляются новые его объекты и как результат этого - новые пользователи учетной информации.

Поэтому перед бухгалтерским  учетом встают новые задачи по адаптации  его к современным условиям. Постоянный рост объема учетной информации вызывает объективную необходимость дальнейшего  совершенствования форм и методов  бухгалтерского учета, сокращения времени  регистрации и 

обработки первичных учетных  данных путем применения вычислительной техники. Создается управленческая информационная система, основу которой составляет бухгалтерская подсистема.

На основе бухгалтерской  информации становиться возможным  прогнозировать события, осуществлять функции контроля за мерой труда и мерой потребления.

Иностранная валюта - это денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные документы (векселя, чеки и прочие), которые используются в международные расчетах.

Операции  с иностранной валютой — операции физических и юридических лиц, финансовых кредитных учреждений, связанные с куплей-продажей иностранной валюты, расчетами с использованием иностранной валюты, предоставлением кредитов в иностранной валюте

Цель- проанализировать методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета операций в иностранной валюте.

Задачи:

1.Рассмотреть особенности  правовых основ валютных операций

2.Провести анализ учета  валютных операций в коммерческом  банке

3.Рассмотреть особенности  учета кассовых операций и  срочных сделок в иностранной  валюте

4.Проанализировать порядок  международных расчетов в БинБанке

5.Рассмотреть особенности  трансформации, необходимости переклассификации валютных активов. 

Предмет исследования - механизм организации бухгалтерского учета  в иностранной валюте.

Объект исследования -  методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета операций в иностранной валюте.

  1.Нормативно – правовая база и контроль операций в иностранной валюте

1.1 Правовые основы  валютных операций

При учете валютных, экспортных, импортных операций бухгалтер руководствуется  нормативными документами, которые  можно в основном разделить на две группы. К первой группе относятся  те из них, которые составляют законодательные и нормативные акты в области валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности и валютного контроля на территории России. Вторую группу документов составляют те, которые регламентируют методологию бухгалтерского учета валютных операций и внешнеэкономической деятельности.

Основные принципы осуществления  валютных операций, полномочия и функции  органов валютного регулирования  и контроля определены в Законе Российской федерации «О валютном регулировании  и контроле».

  1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»(с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.).

Закреплены основные задачи бухгалтерского учета. Определяются права  и обязанности руководителя организации и ее главного бухгалтера в этой области.

Отдельная глава закона посвящена  требованиям к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации. Закреплен состав бухгалтерской отчетности.

Закрепляется обязанность  организаций хранить первичные  учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

2. Федеральный закон от 10 декабря- 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле».

Закон направлен на либерализацию  валютного законодательства и предусматривает  значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении  валютных операций.

Уточняются понятия иностранной  валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.

Устанавливается, что в  состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние  ценные бумаги. Таким образом, из перечня  видов имущества, признаваемых валютными  ценностями, исключаются драгоценные  металлы и камни.

В новом законе не предусматривается  разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала

3. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» (с  изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999г.).

Целями настоящего Федерального закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической  безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при  осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной  интеграции экономики Российской Федерации  в мировую экономику.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г, № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.).

5. Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 31 декабря 2002 г., 7 июля 2003 г.),

С 1 января 2002 г. вводится в  действие глава 25 Налогового кодекса "Налог  на прибыль организаций".

Ставка налога установлена  в размере 24%. Законодательные органы субъектов РФ вправе снижать для  отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты  субъектов РФ не более чем на 4%. Сведены к минимуму налоговые  льготы. Вводится в действие система  налогового учета, включающая в себя первичные учетные документы, аналитические  регистры аналитического налогового учета  и расчет налоговой базы. Порядок  ведения налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

6. Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. № 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. И доп. от 16 ноября 1996 г.).

Указ был подписан в  целях ускорения дальнейшей интеграции экономики Российской Федерации  в мировое хозяйство и повышения  эффективности ее внешнеторговой деятельности

7. Приказ Минфина РФ  от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении  Положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

8. Приказ Минфина РФ  от 31 октября 2000 г. № 94н «Об  утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г).

Принятие нового Плана  счетов является одним из ключевых этапов программы реформирования бухгалтерского учета.

9. Положение ЦБР от 25 июня 1997 г. № 62 «О порядке покупки  и выдачи иностранной валюты  для оплаты командировочных расходов»  (с изм. и доп. От 20 августа 2002 г.).

10. Письмо МНС РФ от 22 ноября 2000 г. № ФС-6-09/890 «О порядке  ведения лицевых счетов в иностранной  валюте».

Разъясняется, что при  представлении налогоплательщиками  деклараций (расчетов) по уплате налогов (сборов) в валюте Российской Федерации  и уплате налога в иностранной  валюте на валютные счета по учету  доходов, открытые ГУФК Минфина России, в налоговом органе открываются  дополнительно валютные карточки лицевого счета плательщиков для учета  указанных платежей. Приводится порядок  отражения в валютной карточке лицевого счета налогоплательщика сумм налога, зачисленных на счета по учету  доходов в иностранной валюте, в том числе при недоимках  и переплатах.

11. Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства» (с изм. и доп. от 23 августа 1999 г., 17 сентября, 27 ноября 2001 г., 31 марта 2003 г.).

Установлено, что уполномоченный банк, через который юридическим  лицом - резидентом осуществляются валютные операции, обязан потребовать от него документы, на основании которых  осуществляется валютная операция. Банк должен представить в Банк России информацию об этой операции, если в  договоре, являющемся основанием для  ее проведения, имеется любой из признаков, прописанных в данном указании.

12. Инструкция ЦБР и  ГТК РФ от 13 октября 1999 г. №  86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г., 12 октября 2001 г., 15 февраля, 24, 26 июня 2002 г.).

13. Положение ЦБР от 16 июня 1999 г. № 77-П «О порядке и  условиях проведения торгов иностранной  валютой за российские рубли  на единой торговой сессии  межбанковских валютных бирж»  (с изм. и доп. от 24, 28 июня, 23 сентября, 31 декабря 1999 г.).

1.2 Субъекты валютных  отношений

Субъекты валютных отношений, которыми являются "резидент" и "нерезидент".

Резидентами являются: 

а) физические лица, имеющие  постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

б) юридические лица, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством  Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства  Российской Федерации, находящиеся  за ее пределами;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.

Согласно п. 6 ст. 1 указанного Закона, к нерезидентам относятся:

а) физические лица, имеющие  постоянное местожительство за пределами  Российской Федерации, в том числе  временно находящиеся на ее территории;

б) юридические лица, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством  иностранных государств и с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические  и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.

Система валютного регулирования  и контроля предназначена, обобщенно  говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового  мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально  жесткий. Россия находится в процессе либерализации валютного законодательства, и есть шанс, что в обозримом  будущем рубль усилится настолько, что валютное регулирование можно будет свести к минимуму или вообще упразднить. В настоящее время, однако, в России действует довольно жесткая система регулирования валютных операций. Суть ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего рода барьер между рублевой зоной и внешними финансовыми системами, с целью воспрепятствовать бесконтрольному оттоку капитала за границу. Для этого резиденты России ограничиваются в их операциях с валютой, а нерезиденты – в операциях с рублями.

Информация о работе Анализ учета валютных операций в коммерческом банке