Анализ выпуска и реализации промышленной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 02:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение экономической сущности, значения расчетов с покупателями и анализа дебиторской и кредиторской задолженности.
При выполнении данной работы применялись методы исследования, как графический метод, метод сравнения, табличный метод, метод абсолютных разниц, методы относительных и средних величин, математический метод.
В процессе работы изучены источники информации и методика анализа расчетов организации с покупателями, проведена краткая финансово-экономическая характеристика ОАО «Протон-М», проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности и обоснование прогнозных резервов сокращения дебиторской задолженности и ускорения ее оборачиваемости.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы анализа расчетов организации с покупателями
1.1 Экономическая сущность и значение расчетов организации с покупателями
1.2 Источники информации и методика анализа расчетов организации с покупателями
1.3 Краткая экономическая характеристика организации
2. Анализ состояния и эффективности расчетов с покупателями
2.1 Анализ динамики, состава и структуры дебиторской задолженности
2.2 Анализ динамики, состава и структуры кредиторской задолженности
2.3 Сравнительный анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности с темпами изменения объема производства реализации продукции, прибыли
2.4 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности
2.5 Экономическое обоснование прогнозных резервов сокращения дебиторской задолженности и ускорения ее оборачиваемости
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ИРИНА.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

        НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями (на материалах ОАО «Протон-М» г.Житковичи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

БУАА, 6 курс, гр. 712521                                                           И.А. Головач

                         

 

 

Руководитель

 

 

ПИНСК 2011

 

  РЕФЕРАТ

Курсовая работа:   с.40, табл. 20, ист. 20, прил. 21 .

РАСЧЕТЫ, ДЕБИТОРЫ, КРЕДИТОРЫ, ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость кредиторской задолженности.

Объектом и предметом  исследования настоящей курсовой работы является анализ реализации продукции и расчетов с покупателями на ОАО «Протон-М».

Целью дипломной работы является изучение экономической сущности, значения расчетов с покупателями и анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

При выполнении данной работы применялись методы исследования, как графический метод, метод сравнения, табличный метод, метод абсолютных разниц, методы относительных и средних величин, математический метод.

В процессе работы изучены источники информации и методика анализа расчетов организации с покупателями, проведена краткая финансово-экономическая характеристика ОАО «Протон-М», проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности и  обоснование прогнозных резервов сокращения дебиторской задолженности и ускорения ее оборачиваемости.

Результаты исследования могут быть использованы на предприятии при принятии управленческих решений.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

_________________

 

 

 

 

 

THE ABSTRACT

 

Coursework: p.400, Table. 20, Hist. 20, App. 21.

CALCULATIONS, DEBTORS, CREDITORS, ACCOUNTS RECEIVABLE, ACCOUNTS PAYABLE, ACCOUNTS RECEIVABLE, ACCOUNTS PAYABLE TURNOVER.

object and subject of study this term paper is an analysis of sales and customer payments to OJSC "Proton-M".

The aim of the thesis is to study the economic effect, the value of settlements with customers and analyzing accounts receivable and accounts payable. In carrying out this work, methods of research, as a graphical method, the comparison table method, the absolute differences, the methods of relative and average values, the mathematical method.

In the process, studied sources of information and method of analyzing the organization of calculations with consumers, conducted a brief financial and economic characteristics of the "Proton-M", an analysis of accounts receivable and accounts payable and forward-looking basis to reduce accounts receivable reserves, and accelerating its turnover.

The results can be used in the enterprise for management decisions.

The author of confirms that it reproduced in the analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, all borrowed from literature and other sources of theoretical, methodological and methodical aspects and concepts accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

5

1. Теоретические основы анализа расчетов организации с покупателями

7

1.1  Экономическая сущность  и значение расчетов организации с покупателями

 

7

1.2  Источники информации и методика анализа расчетов организации с покупателями

 

9

1.3  Краткая экономическая характеристика организации

10

2.  Анализ состояния и эффективности расчетов с покупателями

20

2.1 Анализ динамики, состава и структуры дебиторской задолженности

20

2.2  Анализ динамики, состава и структуры кредиторской задолженности

26

2.3 Сравнительный анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности с темпами изменения объема производства реализации продукции, прибыли

 

 

29

2.4  Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

31

2.5 Экономическое обоснование  прогнозных резервов сокращения дебиторской задолженности и ускорения ее оборачиваемости

 

34

Заключение

36

Список использованных источников

38

Приложения

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актив баланса содержит показатели, отражающие в стоимостном выражении  состояние расчетов организации с покупателями и заказчиками за проданную продукцию, иное имущество, проданную организацией продукцию, оказанные услуги (далее по тексту - продукция), счета по которым не оплачены в установленном порядке. Указанные расчеты носят название дебиторской задолженности, которая от  сроков ее погашения относится к краткосрочной (текущей) задолженности (со сроком погашения до одного года включительно) или долгосрочной задолженности (со сроком погашения свыше одного года).

В последние время из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отображения в отчетности дебиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Объективно на это повлияли переход страны на рыночные отношения и принятие новых законодательных актов, которые увеличили значение договорных обязательств сторон, участвующих в сделке.

Субъективно на это оказывает влияние  состояние платежей в стране и, как  следствие, принятие государством ряда нормативных актов, направленных на обеспечение правопорядка при осуществлении  расчетов за поставку продукции, а также желание многих организаций проводить расчеты без использования денежных средств.

Дебиторская задолженность в бухгалтерском  учете организации отражается как следствие ее гражданских обязательств, возникающих в результате определенной сделки. Сделка, оформленная, как правило, договором, представляет собой определенное действие участвующих в ней субъектов (юридических или физических лиц), результатом, которого является возникновение товарных и денежных обязательств.

В современных условиях хозяйствования необходимо рационально использовать временно свободные денежные средства в целях извлечения дополнительного  дохода. Возрастает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений связанных с обеспечением эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами.

Дебиторская задолженность – задолженность  организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской  называют задолженность  данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками.

Актуальность данной темы объясняется  тем, что на современном этапе развития экономики Республики Беларусь очень важным является определение основных направлений стабилизации и улучшения финансово-экономического развития предприятий.

Увеличение или снижение дебиторской  и кредиторской задолженности приводит к изменению финансового положения организации. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств организации из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. В связи с этим необходимо   проводить мониторинг и анализ состояния расчетов, что указывает на актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение анализа расчетов с покупателями.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- изучить динамику, состав дебиторской   и кредиторской задолженности;

- проанализировать состояние расчетов  с заказчиками;

- выявить задолженность с истекшим  и неистекшим сроком исковой  давности;

- провести оценку оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности;

- оценить платежеспособность организации.

Объектом исследования является ОАО «Протон-М».

Предметом исследования является дебиторская  и кредиторская задолженность.

Период исследования включает 2008 - 2010гг.

В данной курсовой работе в применены методы исследования, как графический метод, метод сравнения, табличный метод, метод абсолютных разниц, методы относительных и средних величин, математический метод.

Методической и теоретической основой работы стал ряд законодательных актов Республики Беларусь, постановления правительства, нормативно-методические и справочные материалы, литературные источники: учебники и монографии отечественных специалистов, а также бухгалтерская и статистическая отчетность ОАО «Протон-М».

 

ГЛАВА 1

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

 

    1. Экономическая сущность и значение расчетов организации с покупателями

 

Любое предприятие, осуществляя хозяйственную деятельность, вступает во взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами. Особая роль в этом взаимодействии отводится покупателям, так как именно они являются основными источниками поступления денежных средств на расчётные счета и в кассу предприятия. Фактически, цель деятельности организации ориентирована главным образом на покупателей и заказчиков, так как именно они формируют спрос на продукцию и услуги, предлагаемые на рынке.

Под расчётами в хозяйственном  праве понимается уплата денег по обязательствам. Правоотношения, которые вытекают из договора купли-продажи или договора оказания услуг, порождают определённые обязательства, а именно, одна сторона (продавец, подрядчик и т.п.) обязуется передать продукцию или оказать услуги, а другая (покупатель, заказчик) их оплатить. Таким образом, расчёты с заказчиками есть ни что иное, как исполнение ими своих обязательств.

По утверждению В.Б.Ивашкевич [8], хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемой продукции; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками).

К покупателям и заказчикам, согласно определению Н.П. Кондракова [10], относятся организации, физические лица покупающие сырье, продукцию и другие товарно–материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг  (электроэнергии, газа, воды и др.). В связи с этим любое предприятие может выступать одновременно в роли как покупателя, так и заказчика. Поэтому для любого предприятия одним из важнейших моментов в деятельности является момент получения сумм за поставленную им продукцию и оплату за оказание услуг.

Следует отметить, что  существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово–хозяйственной деятельности неизбежна (например, если выполнение работ осуществляется на условиях предоставления отсрочки по платежам) и должна находиться в рамках допустимых значений. Другая же часть может перейти в разряд сомнительной.

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий.

С позиции бухгалтерского учета дебитором является юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию. Это могут быть организация – покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары и многие другие должники.

В широком смысле дебиторская  задолженность охватывает все расчеты предприятий – поставщиков с предприятиями – покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является таковой. Например, в случаях, когда предприятие – покупатель оплачивает товар в день его получения, дебиторская задолженность для предприятия – поставщика не завершается образованием кредиторской задолженности у покупателя.

В узком смысле дебиторская  задолженность – это то, что  контрагенты должны данной организации. В сфере взаимоотношений с партнерами и контрагентами эта задолженность образуется при выполнении договоров, при которых организация – кредитор обладает имущественным правом требования к противоположной стороне (в основном это имущественные требования данной организации к покупателям и заказчикам, которые не оплатили товары, выполненные работы или оказанные услуги).

Кредитором следует  считать юридическое или физическое лицо, предоставляющее организации  деньги или товары в кредит и имеющее  право на последующее возмещение этих средств в денежной форме или путем обмена на другие товары либо услуги. В широком смысле к кредиторам относятся банки, предприятия, отпускающие продукцию и товары с последующей оплатой, рабочие, которым начислена, но не выплачена заработная плата, налоговые органы в части начисленных, но не уплаченных налогов и др.

Информация о работе Анализ выпуска и реализации промышленной продукции