Бухгалтерская отчетность организаций

Дата добавления: 12 Декабря 2012 в 01:26
Автор работы: l***************@list.ru
Тип работы: лекция
Скачать архив (43.71 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Бу.docx

  —  46.15 Кб

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.[1;20]  

По экономическому содержанию отчетность бывает бухгалтерская, статистическая, налоговая,  внутрихозяйственная и специализированная.

Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых  для определения величины налоговых  платежей. Единственный пользователь - налоговые органы.

Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и иные особенности могут варьироваться  в зависимости от информационных потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики  масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной организации.

Специализированная отчетность - система показателей, необходимых  для принятия решений конкретным пользователям отчетности.  
         По длительности охватываемого периода отчетность делится на годовую и текущую. Для бухгалтерской отчетности текущая отчетность называется промежуточной.

По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей  и др.).

В отдельных случаях законодательством  Республики Беларусь предусмотрена  публикация годовой бухгалтерской  отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающие ее достоверность.

Внутренняя отчетность разрабатывается  соответствующими министерствами и  ведомствами для собственных  целей и утверждается по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям.

По периодичности  составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

По степени  обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.[7;118]

В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность. Состав типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, их показатели и порядок заполнения утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь.

В настоящее время в  состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

·   баланс организации (ф. № 1);

·   отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

·   отчет о движении источников собственных средств (ф. № 3);

·   отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

·   приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

·   отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);

·   пояснительная записка и аудиторское заключение, если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту.

Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Составление годовой отчетности требует большой подготовительной работы и проведение целого ряда мероприятий, а именно:

1. На предприятии объявляется инвентаризация;

2. Выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;

3. Проводится аудиторская проверка при необходимости;

4. Рассчитывается соотношение фактических командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на содержание личных автомобилей для служебного пользования с действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;

5. Определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и уточняется схема уплаты налогов за год;

6. Реформируется баланс;

7. Готовятся расчетные показатели для заполнения форм годовой отчетности и утверждается годовой отчет;

9. Пишется пояснительная записка  к балансу;

10. Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный период;

11.Открываются счета, с  которых начинается новый учетный  цикл.

Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (при получении дивидендов предоставляют в обслуживающий банк).

Бухгалтерский учет на предприятиях ведется путем использования  разнообразных учетных регистров  и в разных сочетаниях – книги, карточки, ведомости, записи в которых  производятся в различной последовательности. В зависимости от способов учетной  регистрации применяются как  ручные записи, так и на вычислительных машинах. Различное сочетание учетных  регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую  форму бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учетапонимается сочетание различных учетных регистров (аналитического и синтетического учета), их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей (ручной, автоматизированный).[2;39]  

В современном бухгалтерском  учете применяются следующие  формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная (для малых предприятий).

Признаками, отличающими  одну форму бухгалтерского учета  от другой, являются: внешний вид, назначение и содержание учетных регистров, взаимосвязь и сочетание хронологических  и систематических записей, регистров  синтетического и аналитического учета, их количество, последовательность учетных  записей, степень использования  вычислительных машин для учетной  регистрации.

1. Мемориально-ордерная форма  в настоящее время имеет ограниченное  применение. Ее суть: каждый сводный  первичный учетный документ (например, ведомость начисления заработной  платы за отчетный месяц) сопровождается  выпиской отдельной справки –  мемориального ордера с указанием  в нем корреспонденции счетов. Аналитический учет осуществляется  в карточках по данным первичных  документов.

Основной недостаток этой формы учета – это многократность записей.

2. В журнально-ордерной  форме бухгалтерского учета применяются  три основных вида учетных  регистров: журналы-ордера, ведомости  (карточки), кассовая книга и Главная  книга. Важнейшим регистром при  этой форме бухгалтерского учета  является журнал-ордер, от которого  и получила название сама форма  учета.

Аналитический учет ведется  либо в журналах-ордерах (путем совмещения с синтетическим), либо в отдельных учетных регистрах.

3. Автоматизированная форма  учета появилась на основе  использования электронно-вычислительных  машин (ЭВМ). Она позволяет осуществлять  комплексную обработку учетной  информации на основе пакетов  прикладных программ.

Использование ЭВМ приводит к резкому ускорению учетных  работ за счет замены многочисленных рутинных операций, связанных с накоплением  и группировкой данных, их переносом  их регистра в регистр, расчетами, мгновенно  выполняемыми машиной. ЭВМ позволяет  обрабатывать разнообразные учетные  данные по любым направлениям и обобщать их по любым признакам. Каждый руководитель предприятия получает именно ту информацию и в том объеме, которые необходимы ему для практической работы.

Благодаря применению персональных компьютеров появилась возможность  создавать автоматизированные рабочие  места (АРМ) бухгалтеров, кладовщиков  и других работников, принимающих  участие в ведении учета.

Малые предприятия могут  осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной форме.

4 Порядок  составления, представления и

утверждения отчетности

Процесс подготовки бухгалтерской  отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчетности и непосредственное составление баланса и других отчетных форм.

Подготовительные работы включают в себя:

• проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение  их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные документы поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в издержки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.;

контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса  и отражения в учете ее результатов;

проведение переоценки по постановлениям правительства основных средств и других активов и отражение в учете ее результатов;

сверку сальдо расчетов с  налоговыми органами, банками, внебюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;

внесение в случае необходимости  исправлений в учетные данные по результатам проверки государственных и ведомственных контролирующих органов, а также аудиторов.

В соответствии с порядком внесения исправлений в бухгалтерский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок до окончания отчетного года исправления в учетные данные вносятся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены. В бухгалтерском учете такие исправления отражаются:

дебет счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы»и кредит  счетов 02, 05,10, 20, 43, 45 и т.д. ~ в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов;

дебет счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» ~ в случае завышения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов.

Если ошибки выявлены до утверждения  годового отчета, то они исправляются декабрем отчетного года через счет 92 «Внереализационные доходы и расходы»:

дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» и кредит счетов 02, 05, 10, 20, 43, 45 и т.д. - в случае занижения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов;

дебет счетов 02, 05,10, 20, 43, 45 и т.д. и кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» - а случае завышения расходов от видов деятельности, операционных и внереализационных расходов.

В случае выявления неправильного  отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета за прошлый год после утверждения годового отчета исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся:

•   перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

•  проведение реформации баланса путем закрытия по состоянию   на 31 декабря, сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»:      

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму  нераспределенной прибыли;

дебет счета 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - на сумму непокрытого убытка;       

• подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетного периода по регистрам бухгалтерского учета;

•  перенесение в Главную книгу данных регистров учета, определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.

Составление финансовой отчетности начинается, как правило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1).

Это производится по данным остаткам на счетах, отраженных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в балансе по остаточной стоимости. Некоторые статьи баланса заполняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким счетам. Так, по статье «Сырье, материалы и другие ценности»отражается сальдо по дебету счетов 10,15,16 за минусом сальдо по кредиту 14 счета, которое отражает сумму начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Сальдо по счетам 20, 21, 23, 29, 44отражаются по статье «Незавершенное производство (издержки обращения)», сальдо по счетам 41,43 -по статье«Готовая продукция и товары», при этом сальдо по счету 41 «Товары» показывается по стоимости их приобретения.

При учете организацией розничной  торговли товаров в соответствии с установленным порядком по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (валовой доход) отражается справочно в «Отчете о прибылях и убытках» формы № 2. Таким образом, организации розничной торговли по статье «Готовая продукция и товары» отражают сальдо по дебету счета 41 «Товары» за минусом сальдо по кредиту счета 42 «Торговая наценка». По статье «Денежные средства» отражается сальдо по счетам 50, 51, 52, 55,57, а в «Отчете о движении денежных средств» формы № 4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях использования этих денежных средств. По статье «Финансовые вложения» показывается сальдо по дебету счета 58 «Финансовые вложения» за минусом сальдо по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Таким образом, по этой статье будет отражаться рыночная стоимость ценных бумаг, если она ниже стоимости, принятой к учету.

Описание работы
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Содержание работы
содержание отсутствует