Классификация источников получения правовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Правовая информация ─ это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и т. п.
Источниками правовой информации являются:
─ Конституция,
─ иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты,
─ международные договоры и соглашения,

Содержание работы

1.Классификация источников получения правовой информации………………..3
1.1 Справочные правовые системы……………………………………………….6
2.Осуществление поиска информации по практическому вопросу с использованием перечня возможных ситуаций…………………………………….7
Практическое задание……………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

К.Р.- ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Высшего профессионального образования

«Кубанский ----------------- Университет»

 

 

 

 

Факультет ЭУБ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита.

 

 

 

Контрольная работа

Вариант - 8

По дисциплине: «Поисково-сервисные и аналитические возможности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы 12-------

---------------.

2 курс, спец. 080100

Факультет ЭУБ

 

 

 

Проверил: преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2013

Содержание

 

1.Классификация источников получения правовой информации………………..3

   1.1 Справочные правовые системы……………………………………………….6

2.Осуществление поиска информации по практическому вопросу с использованием перечня возможных ситуаций…………………………………….7

Практическое задание……………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация источников получения правовой информации.

Правовая информация ─ это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и т. п.

Источниками правовой информации являются:

─ Конституция,

─ иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты,

─ международные договоры и соглашения,

─ нормы и принципы международного права,

─ ненормативные правовые акты,

─ сообщения средств массовой информации (печатные СМИ, телевидение),

─ публичные выступления,

─ интернет,

─ другие источники информации по правовым вопросам.

В целях обеспечения доступа к законодательным и иным нормативным актам всем гражданам государство обеспечивает издание этих актов массовыми тиражами в кратчайшие сроки после вступления их в силу.

 

Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства. Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Как правило, все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения:

  • Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и ее отношения к гражданам.
  • Обязанности и основные права граждан — гражданские свободы.

 

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

В России нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

 

Международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права. Вопросы, связанные с международными договорами, составляют самостоятельную отрасль международного права — право международных договоров. Основным источником норм этой отрасли является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Конвенция, однако, относится только к договорам между государствами и только к заключенным в письменной форме.

 

Международное право — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право.

Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

 

Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый с целью осуществления конкретных организационных или распорядительных мероприятий, либо рассчитанный на иное однократное применение. Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

 

Средства массовой информации (СМИ), масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

 

Публичные выступления – могут нести правовую информацию в случае цитирования правовых актов, законов и т.п., в случаях освещения каких-либо правовых событий.

 

Интернет сегодня является самым популярным источником получения информации. Количество информационных ресурсов с каждым днём увеличивается.

Развитие высоких технологий ничуть не уступает по скорости развития законодательства, поэтому внедрение и использование результатов этого развития во многом упрощает сложные действия.

Речь в данном случае идет о справочно-правовых системах, которые дают огромные возможности при работе или знакомстве с правовыми источниками.

Пожалуй, одной из самых лучших автоматизированных правовых систем сегодня является СПС Консультант плюс. Популярность данной системы обусловлена, прежде всего, доступностью и простотой в работе, а также всегда актуальными материалами и нормативно-правовыми актами, которые можно в ней найти.

СПС Консультант плюс активно используется в государственных учреждениях и юридических отделах, в правоохранительных органах, в учебных заведениях и просто у всех, кому эта система интересна и полезна.

 

 

 

 

 

 

1.1 Справочные правовые  системы.

Сегодня за рубежом разработано и поддерживается достаточное количество правовых систем практически во всех странах, например: в США - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL; в Финляндии - FINLEX и др.

Среди этих систем есть как полнотекстовые базы данных, которые позволяют работать с полными текстами документов, так и индексные (электронные каталоги), позволяющие получить только такие атрибуты документа, как его номер, дата принятия, наименование, опубликование и т.д. Следует отметить, что в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер и используются на коммерческой основе.

В России первые правовые системы появились по инициативе государства. В рамках программы правовой информатизации в 1975 году был создан Научный центр правовой информатизации. Основная задача Центра - разработка справочных систем и государственный учет правовых актов. Созданная им правовая система долгое время была доступна только узкому кругу органов государственной власти и научных организаций. В настоящее время она известна как база данных “Эталон” НЦПИ Минюста России. Сегодня “Эталон” распространяется и на коммерческой основе. Достаточной полнотой и известностью обладает база данных Федерального Собрания (Верховного Совета СССР), но возможность ее свободного использования закрыта.

Подавляющее большинство пользователей работает с негосударственными справочными правовыми системами, которые стали появляться в конце 80-х - начале 90-х годов. В 1989 году вышла первая версия системы “ЮСИС” (Агентство Intralex), в 1991 году - “Гарант” (“Гарант-Сервис”), в 1992 году - “Кодекс” (ГП “Центр Компьютерных разработок”, Санкт-Петербург), ”КонсультантПлюс” (АО “КонсультантПлюс”) и ряд других.

Всего на Российском рынке известно более десяти разработчиков коммерческих правовых систем, но упомянутые выше являются наиболее распространенными среди пользователей и оказывают максимальное влияние на формирование рынка правовых систем. При этом основную долю на рынке таких систем занимают только три системы: "КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс".

 

 

 

 

2. Осуществление поиска информации по практическому вопросу с использованием перечня возможных ситуаций.

Процедура поиска требуемой информации в современных ИПС настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, что поиск завершается успешно  даже при минимальной информации.

Важной вехой в развитии ИПС стало использование в них технологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что форма представления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных. Для этого в системах отслеживаются логические связи между документами (редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы). С целью упрощения работы пользователей для каждого документа формируются списки корреспондентов и респондентов.

В зависимости от поисковой задачи действия пользователя могут быть различными. Существует две основные ситуации, когда пользователю необходим конкретный документ или информация по конкретному вопросу. В первом случае, как правило, известны какие-либо реквизиты документа. При этом наличие точных реквизитов документа позволяет его найти без особого труда.

Во втором случае надо начинать с максимально широкого запроса. При этом часто приходится формировать несколько вариантов запросов и использовать различные поисковые механизмы. Желательно сохранять найденные списки документов в так называемых "папках" (об этом будет рассказано ниже), чтобы иметь затем возможность легко уточнить сделанные запросы.

Таким образом, в различных ситуациях следует использовать различные виды поиска, например:

1. Точно известно, какие документы  и материалы нужны и где  они находятся, - атрибутный или  простой поиск для получения  необходимой выборки.

2. Если пользователя интересует проблема, но он недостаточно четко знает ее границы и что к ней относится, тогда система предлагает три варианта действий:

- совершить экскурс в область  тематических комментариев (тематический  поиск);

- провести в базе данных интеллектуальный  поиск;

- использовать поиск по ситуации.

3. Если ранее уже был создан  ряд выборок документов (материалов) и сохранен в соответствующих  папках пользователя и (или) сделаны  закладки в текстах найденных  документов (тематических комментариях), тогда достаточно вывести на экран информационное окно "Главная папка" с помощью команды "Папки пользователя" меню "Поиск" или нажатием соответствующей кнопки панели инструментов и выбрать в списке данного информационного окна папку с необходимой выборкой документов или списком закладок.

При формировании запроса на поиск наиболее разумно сочетать все указанные возможности поиска.

Поиск по ситуации. Одним из способов упрощения поиска документов является использование специальных способов предварительной обработки документов. Например, в виде тематических подборок документов, регламентирующих сходные вопросы, составление перечня документов, на которые ссылается данный конкретный документ или, наоборот, на который ссылаются другие документы. При этом пользователь получает не ответ на вопрос, а подсказку - как решить данную проблему. Такой подход требует огромной предварительной работы юристов по подготовке таких списков.

Поиск по ситуации позволяет практически мгновенно найти ответы на фиксированные вопросы по тематике, отражающей содержание документов каждого информационного раздела. Переход в “поиск по ситуации” осуществляется по команде "Поиск по ситуации" из меню "Поиск". После этого перед пользователем открывается окно, в котором предлагается либо список документов, либо список соответствующих тематик, либо комментарий к данной ситуации.

Правовой навигатор позволяет получить информацию по правовому вопросу с использованием перечня возможных ситуаций.

Поиск по Правовому навигатору наиболее эффективен в случаях, когда пользователь не знает, как правильно описать свою проблему, а может назвать буквально 1-2 слова.

Вводя эти два слова в Правовой навигатор, пользователь получает подсказку в виде отобранных ключевых понятий, посмотрев которые, может выбрать те из них, которые наиболее точно подходят к его ситуации.

Также Правовой навигатор интегрирован в "Быстрый поиск" - это позволяет использовать для решения возникших проблем одновременно два средства поиска.

Для поиска документов в строке Правового навигатора следует задать слова, отражающие суть вопроса.

Информация о работе Классификация источников получения правовой информации