Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:18, шпаргалка

Описание работы

Общая характеристика хозяйственного учета
Хозяйственный учет деятельности экономического субъекта — это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для оперативного руководства и управления. Основная цель хозяйственного учета — формирование полной, достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену.docx

— 56.58 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по Бухгалтерскому учету

    1. Общая характеристика хозяйственного учета

Хозяйственный учет деятельности экономического субъекта — это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для оперативного руководства  и управления. Основная цель хозяйственного учета — формирование полной, достоверной  и своевременной информации о  финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

К хозяйственному учету предъявляются следующие  требования: достоверность учетных  данных; оперативность учета; своевременность  учета; полнота и простота учета; точность хозяйственного учета.

Система хозяйственного учета включает три  вида учета — оперативный, статистический, бухгалтерский.

Оперативный учет составляется непосредственно  на местах выполнения различных хозяйственных  функций, его сведения ограничиваются рамками организации. Он ведется  без применения какойлибо системы, характеризуется краткостью и быстротой получения учетных данных. Данный вид учета не всегда требует документального подтверждения и большой точности полученной информации, использует преимущественно натуральные и трудовые измерители. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления организацией и могут быть получены по телефону, факсу, в устной форме, представлены в виде простых записей о хозяйственных операциях в специальных журналах, отчетов и устных сведений.

    1. Основы бухгалтерской информационной системы: основные элементы бухгалтерского учета

1) Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества организации в натуре данным бухучета. Как элемент метода бухучета это средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

2) Документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственных операций, придающее юридическую силу данным бухучета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухучете должна быть оформлена документально. В них ведется полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, приведенных в документах, подтверждают подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в реквизиты делаются на основании документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершаемых операций. Как элемент метода БУ документация – способ первичного отражения объектов бухучета, позволяющий осуществить сплошное и непрерывное наблюдение.

3) Балансовое обобщение – способ отражения состава средств в организации по их размещению и источникам формирования на определенную дату, как правило, на 1 число месяца в денежном выражении. Характеризуется равенством общей суммы имущества и суммы источников его образования. Позволяет осуществить строгий контроль за наличием и использованием имущества любого хозяйственного субъекта.

4) Оценка имущества и обязательств – способ стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций. Позволяет обобщить разнородные хозяйственный объекты; привести различные учетные измерители к единой стоимостной денежной оценке; исчислить фактическую себестоимость продукции, работ, услуг, товарно-материальных ценностей.

5) Бухгалтерская отчетность – способ заключительного обобщения учетных данных. Основные формы такого обобщения: бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках.

6) Система бухгалтерский счетов и двойная запись – способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств (активов) и источников их образования: пассивов, хозяйственных процессов, их результатов.

    1. Законодательные основы бухгалтерского учета

В основе организации и ведения бухгалтерского учета лежат общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.

 Все  правовые документы, касающиеся  регулирования бухгалтерского учета,  подразделяются на четыре уровня.

Первый уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.

Второй уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в кото рых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:

ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.

Третий уровень — методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.

Четвертый уровень — уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

 Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  позволяет однозначно трактовать  учетную информацию и определять  ответственность за нарушения,  допущенные при ведении бухгалтерского  учета.

    1. Предмет бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является хозяйственная деятельность предприятия. Он состоит из многочисленных и многообразных объектов, которыми являются:

1) средства  экономического субъекта;

2) источники  возникновения этих средств;

3) факты  хозяйственной жизни экономического  субъекта, влияющие на средства  или их источники.

Средства  экономического субъекта делятся на:

1) внеоборотные активы (средства экономического субъекта сроком службы более 1 года, приносящие доход в течение 1 года производственного цикла):

а) основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. д.);

б) нематериальные активы (это имущество, не имеющее  физической формы, но способное приносить  доход в течение длительного  времени: патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.);

в) долгосрочные финансовые вложения в дочерние, зависимые  и иные предприятия, а также предоставленные  займы;

г) доходные вложения в материальные ценности (имущество, предлагаемое в лизинг, прокат);

д) прочие внеоборотные активы;

2) оборотные  активы (имущество, потребляемое, как  правило, в течение одного производственного  цикла и способное приносить  доход):

а) запасы и затраты (сырье и материалы (производственные запасы), затраты незавершенного производства, готовая продукция или запасы товаров, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость  по приобретенным материальным средствам);

б) денежные средства и расчеты (денежные средства в кассе предприятия, счета в  банке, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность).

Источники средств экономического субъекта делятся  на:

1) капитал  и резервы (уставный капитал,  резервный капитал, добавочный  капитал, прибыль, убыток, фонды  (создаваемые за счет прибыли), целевое финансирование);

2) долгосрочные  обязательства (долгосрочные кредиты,  долгосрочные займы);

3) краткосрочные  обязательства (краткосрочные кредиты, краткосрочные займы, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей).

    1. Функции и метод бухгалтерского учета

Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.

Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской  информации приходится более 70% общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует  и накапливает синтетическую  и аналитическую информацию о  состоянии и движении имущества  и источниках его образования, хозяйственных  процессах, о конечных результатах  финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом  и статистическом учете.

Все многочисленные хозяйственные операции документируются, накапливаются по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах  и отражаются на счетах бухгалтерского учета, а затем полученные данные обобщаются в различных формах бухгалтерской отчетности.

Контрольная функция предполагает постоянный контроль над использованием всех видов ресурсов организации.

Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов  управленческих воздействий на управляемый объект.

Именно  с помощью контрольной функции  путем применения специальных приемов  и способов осуществляются три вида контроля:

а) предварительный  контроль - до совершения хозяйственной  операции;

б) текущий  контроль - во время совершения хозяйственной  операции;

в) последующий  контроль - после совершения хозяйственной  операции;

Контроль  осуществляется по ряду направлений. Основными  из них являются:

  • обеспечение сохранности собственности;
  • выполнение плана объема выпуска продукции и ее продажи;
  • рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
  • формирование себестоимости продукции (работ, услуг);
  • деятельность различных подразделений, т.е. отдельных цехов, участков, служб и производств;
  • формирование прибыли и ее использование и др.

Выполнение  этих функций требует определенных условий, материальных и трудовых затрат, а также профессиональных навыков  и исполнителей.

Так, для  реализации функции обеспечения  сохранности собственности необходимы соответствующие оборудование, складские  помещения, контрольно-измерительные  приборы, периодическое проведение инвентаризации и др.

Аналитическая функция позволяет осуществлять анализ производственной и финансовой деятельности организации и ее результатов. На основе информации, полученной в процессе ведения бухгалтерского учета, проводится анализ имущественного состояния организации, ее платежеспособности, эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, доходности различных видов деятельности организации, перспектив развития и др. В процессе анализа фактические показатели за отчетный период сравниваются с плановыми, нормативными, сметными показателями и с фактическими показателями за предыдущий период и выявляются причины отклонений. Поэтому аналитическая функция учета имеет огромное значение для принятия соответствующих управленческих решений и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации.

Метод бухгалтерского учёта - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:

  • документирование
  • оценка
  • система бухгалтерских счетов
  • двойная запись
  • инвентаризация
  • калькулирование
  • составление баланса и отчётности.

 

 

 

    1. Общая характеристика бухгалтерского баланса и его структуры
    2. Изменение баланса под влиянием хозяйственных операций
    3. Виды балансов
    4. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их сущность и строение.
    5. Классификация счетов по назначению и структуре.
    6. Классификация счетов по экономическому назначению.
    7. Двойственное отражение операций на счетах БУ. Корреспонденция счетов.
    8. Синтетический и аналитический учет.
    9. Оборотные ведомости, их назначение и порядок составления.
    10. Методологические основы кругооборота хозяйственных средств.
    11. Основы учета процесса заготовления.
    12. Основы учета процесса производства.
    13. Классификация затрат на производство.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"