Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является учет расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
- раскрыть понятие, способы оценки и виды погашения дебиторской задолженности;
изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями, и его особенности;
рассмотреть действующую практику учета расчетов с покупателями и заказчиками на ТОО «ДОС Архстройсервис»

Содержание работы

Введение
1. Сущность дебиторской задолженности покупателей и заказчиков, порядок ее признания и отражения в бухгалтерском учете
1.1 Экономико-правовые аспекты возникновения и признания дебиторской задолженности
1.2 Расчеты с покупателями и заказчиками, их сущность, формы и порядок отражения в бухгалтерском учете
2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ТОО «ДОС Архстройсервис»
2.1 Учет краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков
2.2 Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по договору мены и расчетов авансами
2.3 Учет погашения задолженности покупателей и заказчиков путем взаимозачетов, факторинговых операций и переуступки прав требования (цессии)
3. Списание сомнительной дебиторской задолженности
3.1 Сущность сомнительных долгов покупателей и заказчиков
3.2 Методы списания сомнительных долгов покупателей и заказчиков
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

1.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)
 

 

      Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в журнале-ордере № 11 (Приложение 1) и ведомости расчетов с покупателями и заказчиками (Приложение 2). Основанием для этих записей в учетных регистрах являются первичные документы: приходные кассовые ордера, выписки с расчетного счета с приложенными копиями платежных документов, выписки с валютного счета, со специальных счетов в банке.

     Зачет ранее полученного аванса под  поставку ТМЗ, выполнение работ и оказание услуг отражается по дебету группы счетов 3510 «Краткосрочные авансы полученные» в корреспонденции с группой счетов 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

     2.2 Особенности учета  расчетов с покупателями и заказчиками по договору мены и расчетов авансами

 

     Учет расчетов с  покупателями при продаже продукции  по договору мены. В бухгалтерском учете продавец признает выручку в тот момент, когда право собственности на реализованный товар переходит к покупателю. По договору мены каждая из сторон сделки является и продавцом, и покупателем. При этом право собственности на купленный товар организация получает одновременно с тем, как перестает быть собственником проданного. Происходит же это в тот момент, когда обе стороны передадут друг другу все, что положено по договору. Отступить от него можно только оговорив особый порядок перехода права собственности в договоре. Получается, что по договору мены в бухгалтерском учете выручка признается тогда, когда обе стороны полностью выполнят свои обязательства, то есть отгрузят друг другу товары. Поэтому, если организация отгрузила товар раньше партнера, то учитывать его нужно на счете 1330 «Товары». А выручку необходимо отразить в тот день, когда контрагент организации в свою очередь передаст все причитающееся по договору мены.

     Если  партнер выполнил свои обязательства  раньше, то пока ваша организация не произведет встречную отгрузку, все  полученное имущество принадлежит  продавцу и учитывать его надо за балансом на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". И только после окончательного расчета по договору купленные ценности можно оприходовать на соответствующих счетах – 1310 «Сырье и материалы», 1330 «Товары» и т.д. Кроме того, в себестоимость купленных товаров нужно включить сумму доплаты без НДС (если она предусмотрена договором). Ведь по общему правилу, себестоимость купленного имущества равна сумме всех затрат на его приобретение.

     В бухгалтерском учете договор  мены отражается в следующем порядке:

     Дебет 3510 Кредит 6010 - отражена выручка от реализации продукции, равная стоимости полученных по договору мены товаров с учетом доплаты;

     Дебет 1420 Кредит 3130 - начислен НДС с выручки  от реализации продукции;

     Дебет 7919 Кредит 1310 - списана себестоимость  продукции;

     Дебет 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года Кредит 6010 - отражена прибыль от реализации продукции;

     Дебет 1330 Кредит 7010 - оприходованы товары по договору мены по фактической себестоимости, которая равна продажной стоимости переданной продукции за вычетом НДС;

     Дебет 1040 Кредит 3510 - получена доплата за продукцию;

     Дебет 3510 Кредит 6280 «Прочие доходы» - отражена разница между выручкой и стоимостью полученных товаров. [8]

     Расчеты с покупателями и заказчиками при осуществлении посреднических операций. При реализации своей продукции, предприятие пользуется услугами посредников. Такого рода операции в обязательном порядке должны оформляться соответствующими договорами, которые могут быть трех видов: поручения, комиссии и агентские. При этом все посреднические операции имеют как общие, так и присущие определенному их виду особенности отражения в учете организаций. Договор комиссии является одним из видов посреднических договоров.

     Аналогично  другим посредническим операциям, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Однако главной отличительной особенностью такого рода сделок является то, что по операциям, совершенным комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Это означает, что в отличие, например, от договора поручения или агентского соглашения, комиссионер все сделки совершает от своего имени.

     Договором комиссии в обязательном порядке  определяется цена, по которой комиссионер  должен продавать товар комитента. При этом может быть установлено как фиксированное ее значение (то есть продажа товаров должна производиться только по цене, определенной комитентом), так и возможность комиссионера реализовывать товар со своей наценкой.

     В этом случае помимо вознаграждения комиссионер может получить дополнительную выгоду, если продает товары по ценам, выше установленных комитентом. В данной ситуации законодательством определено, что сумма такой выгоды делится между комиссионером и комитентом поровну, если иное не установлено соглашением сторон. Следовательно, договором комиссии может быть установлен иной порядок распределения дополнительного дохода (вплоть до 100-процентного перечисления этой суммы в пользу комиссионера либо комитента).

     Комиссионер, продавший товар по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать данный товар по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. Кроме того, возможность снижения продажной цены комиссионером может быть установлена договором комиссии.

     Договором комиссии на посредника может быть также возложена обязанность  приобретения товаров (заказов и  оплаты работ или услуг) для комитента  за счет его средств (причитающейся ему выручки или дополнительно перечисленных комиссионеру сумм). За подобные посреднические услуги комиссионеру также полагается вознаграждение, выплачиваемое ему в порядке, указанном выше.

     К такого рода расходам могут быть отнесены, к примеру, таможенные расходы при продаже товаров на экспорт (или приобретении импортных товаров), затраты на транспортировку и страхование реализуемых товаров, если они включены в установленную комитентом продажную цену этих товаров, дополнительные расходы по упаковке (тара) и т.п.). Однако следует иметь в виду, что комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если договором комиссии не установлено иное. Данное положение особенно актуально для организаций, осуществляющих комиссионную торговлю через магазины или иные пункты розничной сети. В этом случае плату за хранение товара (например, при возврате комитенту нереализованного товара) комиссионер имеет право требовать лишь при наличии такого рода обязательства комитента в договоре комиссии.

     В целях исполнения договора комиссии комиссионер имеет право заключать  договора субкомиссии с другими  лицами, если иное не предусмотрено  этим договором.

     По  договору субкомиссии комиссионер  приобретает в отношении субкомиссионера  права и обязанности комитента. При этом перед своим комитентом комиссионер остается единственным ответственным за все действия субкомиссионера.

     Поскольку для целей бухгалтерского учета  и налогообложения посредническая деятельность является самостоятельным  видом деятельности, для учета прямых расходов комиссионера целесообразно применять счет 8010 «Основное производство», а для учета косвенных затрат (управленческих расходов) - счет 8040 «Накладные расходы».

     Законодательством не ограничен строгими рамками предмет  комиссионного договора. По поручению комитента комиссионер может осуществлять как приобретение для него материальных ценностей у третьих лиц, так и заключение договоров с покупателями на реализацию товаров комитента.

     Договором может быть предусмотрено, что дополнительные расходы, произведенные комиссионером при реализации товаров, ему не будут возмещаться комитентом. В этом случае такого рода расходы будут являться затратами комиссионера по обеспечению выполнения поручений клиента (комитента).

     Расчеты авансами. Под авансом выданным подразумевается предоплата, осуществленная в счет будущей поставки товаров, выполнения работ либо оказания услуг.

     Если  на расчетный счет или в кассу  организации поступили денежные средства от другой организации или  от гражданина в виде аванса, оформляется следующая проводка:

     Д-т 1040, 1050 «Денежные средства на текущих  банковских счетах», К-т 3510 «Краткосрочные авансы полученные» - поступил аванс.

     Если  организация получает доход, относящийся  к будущим периодам, оформляется  следующая проводка:

     Д-т 1040, 1050 К-т 3520 «Доходы будущих периодов» - получен доход будущих периодов.

     Авансы  не приносят организации экономической  выгоды, так как ей предстоит исполнить  свои обязательства - отгрузить товар, выполнить работу или оказать  услугу. И только после исполнения обязательства можно сказать, что организация получила доход. Если же организация откажется от взятых на себя обязательств, то аванс придется вернуть.

     При предоплате в счет будущей поставки товаров (авансе выданном) организация-продавец может передумать и, оставив товар себе, вернуть деньги несостоявшемуся покупателю. К авансам также следует относить суммы, поступившие за работу, которую организация еще не выполнила. Таким образом, если средства, поступившие от заказчика, принесут организации экономическую выгоду и деньги не придется возвращать, то эти средства можно относить к доходам будущих периодов. Если же имеются сомнения в том, что деньги придется возвращать, поступившие суммы являются авансами, полученными под отгрузку товаров, выполнение работ либо оказание услуг.

     После фактической реализации продукции  организация производит зачет ранее  полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции, что  отражается в бухгалтерском учете  следующей записью:

     Д-т 4410 «Долгосрочные авансы полученные», К-т 3510 - произведен зачет ранее полученного аванса.

     Пример. Предприятие ТОО «ДОС Архстройсервис»  получила в счет реализации продукции  собственного производства 100%-ную предоплату от покупателя в сумме 45000 тенге. Отгрузка произведена через 10 дней после получения предоплаты. Себестоимость отгруженной продукции равна 20000 тг.

     В бухгалтерском учете организации  оформляются следующие записи:

     Д-т 1040 К-т 4410 - 45000 тг. - отражено поступление  аванса в счет предстоящей поставки продукции;

     Д-т 4410 К-т 3130 – (45000 х 15%) 6750 тг.- отражено начисление в бюджет НДС с аванса;

     Д-т 3510 К-т 6010 «Доход от реализации готовой  продукции и оказания услуг» 45 000 . - отражено признание выручки от реализации продукции;

     Д-т 1420 «НДС» К-т 3130, - 6750 тг. - начислен НДС с выручки от реализации;

     Д-т 7010 «Себестоимость реализованной продукции  и оказания услуг» К-т 1320 «Готовая продукция» - 20000 тг. - списана себестоимость  проданной продукции;

     Д-т 4410 К-т 3510 - 45000 тг. - зачтена сумма  предоплаты за проданную продукцию;

     Д-т 3130 К-т 3510 - 6750 тг. - принят к вычету НДС, исчисленный с полученной предоплаты и отраженный в налоговой декларации.[14, с67]

     2.3 Учет погашения  задолженности покупателей  и заказчиков путем  взаимозачетов, факторинговых операций и переуступки прав требования (цессии)

 

     Организация может заключить со своим контрагентом два разных договора. По одному из договоров  она может выступать продавцом, а по другому - покупателем. Возникшие  задолженности можно погасить удобным  способом - взаимозачетом.

     Гражданский кодекс допускает как полное, так  и частичное погашение взаимных требований при проведении зачета. Это значит, что величина обязательств сторон может быть различной. В подобной ситуации зачет следует проводить  на сумму наименьшей задолженности. У стороны, чья задолженность окажется больше, останется часть обязательства, не погашенная зачетом.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками