Действующий механизм исчисления и уплаты ндфл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее как НДФЛ) один из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Цель курсовой работы - на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1 Экономическая сущность
1.2 Налоговые вычеты
2. Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц
2.1 Способы и методы взимания НДФЛ
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога
3. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
3.1 Минимизация НДФЛ
3.2 Изменения НДФЛ, вступающие в силу с 1 января 2011 года
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

С 1 января 2011 года порядок возврата излишне удержанного НДФЛ будет четко регламентирован:

 

- налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишне удержанного налога, который стал ему известен, и его сумму. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня обнаружения этого факта;

 

- работник подает заявление о возврате, в котором указывает номер своего банковского счета;

 

- после получения заявления о возврате у налогового агента есть три месяца, чтобы вернуть переплату. Средства разрешено изыскивать за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей. Обратите внимание: имеются в виду суммы налога как по этому работнику, так и по всем остальным;

 

- налоговый агент может вернуть человеку деньги только в безналичной форме путем перечисления на счет, указанный в заявлении;

 

- если уложиться в трехмесячный срок не удалось, задолженность перед работником увеличивается. На сумму невозвращенной переплаты положено начислять проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования Центробанка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата;

 

- суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет, может не хватить для того, чтобы вернуть работнику его переплату в течение трех месяцев. Тогда налоговому агенту нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ. На это дается 10 дней с момента получения такого же заявления от работника. К заявлению необходимо приложить выписку из регистра налогового учета за соответствующий период и документы, которые подтвердят излишнее удержание и перечисление в бюджет суммы НДФЛ. Обратите внимание: со дня подачи работником заявления срок возврата денег - три месяца, а срок подачи заявления в налоговую, если их не хватит - 10 дней. Получается, что работодатель должен спрогнозировать вероятную сумму начисления НДФЛ на три месяца вперед и за 10 дней решить, хватит ему этих денег или нужно обращаться в инспекцию;

 

- налоговая возвращает излишне перечисленную сумму в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса;

 

- работодатель может вернуть человеку излишне удержанный налог за счет собственных средств, пока налоговая перечисляет ему деньги из бюджета. Такая возможность очень кстати, учитывая введение обязанности начислять проценты на сумму долга;

 

- человек может вернуть свои деньги самостоятельно, если у него нет налогового агента (например, работник уже уволился). Для этого нужно подать в инспекцию заявление и декларацию за прошедший год (п. 17 ст. 2 Закона № 229-ФЗ).

 

Налоговыми резидентами по НДФЛ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если человек приобрел статус налогового резидента Российской Федерации, по окончании года налог на его доходы перерасчитывает налоговая инспекция, в которой он состоял на учете по месту жительства (месту пребывания). Переплату ему вернут. Для этого человек должен подать в инспекцию декларацию по НДФЛ и документы, которые подтвердят его статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде. Порядок возврата установлен статьей 78 Налогового кодекса (п. 17 ст. 2 Закона № 229-ФЗ).

 

В действующей редакции Налогового кодекса сказано, что суммы НДФЛ, не взысканные из-за уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога (п. 3 ст. 231 НК РФ). С 1 января 2011 года эта норма утратит силу.

 

Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, выплаченных ими физическим лицам, по форме, которую установил Минфин России (п. 1 ст. 230 НК РФ). До настоящего времени указанная форма министерством не утверждена. Сотрудники Минфина пояснили, что, пока форма, предусмотренная пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса, не утверждена, налоговые агенты для учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583 (письмо Минфина России от 21 января 2010 г. № 03-04-08/4-6).

 

В новой редакции кодекса налоговым агентам позволят самостоятельно разрабатывать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и данных первичных учетных документов.

 

В «самодельных» регистрах должны быть сведения, с помощью которых можно определить:

 

- налогоплательщика;

 

- вид выплачиваемых ему доходов;

 

- вид предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами;

 

- суммы дохода и даты их выплаты;

 

- статус налогоплательщика;

 

- даты удержания и перечисления налога в бюджет;

 

- реквизиты платежного документа (п. 16 Закона № 229-ФЗ).

 

Налоговые агенты представляют в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и о суммах, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за истекший год. Делается это ежегодно не позднее 1 апреля следующего за прошедшим года (п. 2 ст. 230 НК РФ). Для подачи сведений ФНС России утвердила форму 2-НДФЛ (приказ ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706).

 

В следующем 2011 году кроме формы отчетности ФНС России установит форматы для отчета в электронном виде и порядок их предоставления.

 

Согласно действующей редакции статьи 230 Налогового кодекса налоговые агенты, которые стали источником дохода не более 10 человек, могут отчитаться бумажными декларациями по форме 2-НДФЛ. С нового года это положение исключат (п. 16 ст. 2 Закона № 229-ФЗ).

Заключение

 

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

 

Налог на доходы физических лиц является главным регулятором доходов населения. Он предусматривает не только взимание налога, но и предоставление налоговых льгот. Следует отметить, что в нашей стране самая маленькая ставка подоходного налога, 13%. Доля собираемости по стране составляет - 38,7 % из всех налоговых доходов бюджета.

 

Это федеральный налог, поэтому его платят практически все категории граждан, получающие, тот или иной доход, прибыль, в процессе своей трудовой, профессиональной или иной деятельности.

 

Страница:  1   2

 

Принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики подоходного налогообложения. Так, цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Однако имеются специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых следует отнести самую низкую в Европе ставку налога.

 

Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом и Ростовской области в частности, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

 

Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики. Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов. В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. В-четвертых, уклонение от налогообложения части граждан.

 

Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за продолжающегося реформирования налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания. Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

 

Библиографический список

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (в последней ред. ФЗ 28.09.2010 N 243-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; Российская газета. 2010. 30 сентября.

 

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 февраля 2000г. №117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.11.2010 N 306-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340; Российская газета. 2010. 29 ноября.

 

3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) ред. ФЗ от 24.09.2009 N 206-ФЗ и N 213-ФЗ. // "Российская газета", N 256, 31.11.2009.

 

4. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) // "Российская газета", N 240, 25.10.2009.

 

5. Аутсорсинг: Аренда персонала: Правовые основы, бухгалтерский учет и налогообложение: Правовое регулирование договора аутсорсинга; Преимущества и недостатки аутсорсинга; Учет при оказании аутсорсинговых услуг и др.: Практическое руководство Автор: Семенихин В.В., Маканова И.Н., Емельянова Ю.В. - М.: Эксмо, 2007. - 320с.

 

6. Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Вектор, 2005. - 560с.

 

7. Парыгина В.А., Тадеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями: Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 416с.

 

8. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2007. - 276с.

 

9. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - М., 2007. - 378с.

 

10. Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Налоговое право. - СПб.: Питер, 2006. - 405с.

 

11. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Филина Ф.Н. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 563с.

 

12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 605с.

 

13. http://www.ktp-group.ru/advices/articles/212.shtml

 

14. http://www.klerk.ru/buh/articles/64174/

 

15. Бухгалтерия.ru

 

16. www.nalog.ru



Информация о работе Действующий механизм исчисления и уплаты ндфл