Государственная гражданская служба в налоговых органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"[1], согласно которому существенно изменились формы федеральной исполнительной власти и механизмы взаимодействия между ними. Основными органами исполнительной власти на федеральном уровне стали министерства, которым подчинены службы и агентства. В каждом министерстве службы осуществляют функции по контролю и надзору, а агентства - по оказанию государственных услуг в данной сфере деятельности.

Файлы: 1 файл

налоговое администрирование.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской  федерации

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Кафедра налогов и  налогообложения

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

 

 

 

Тема 3. Государственная гражданская служба в налоговых органах

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы организации государственной службы в налоговых органах

 

В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"[1], согласно которому существенно изменились формы федеральной исполнительной власти и механизмы взаимодействия между ними. Основными органами исполнительной власти на федеральном уровне стали министерства, которым подчинены службы и агентства. В каждом министерстве службы осуществляют функции по контролю и надзору, а агентства - по оказанию государственных услуг в данной сфере деятельности.

В соответствии с Указом №314, произошли изменения в подчиненности и названии налоговых органов, Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ. Согласно Указу №649, Федеральная налоговая служба является подведомственной Министерству финансов РФ.

Изменение подведомственности налоговых органов привело к  тому, что они потеряли часть своих  полномочий. Так, у Федеральной налоговой  службы больше не будет права издавать методические указания, инструкции и  т.п. Право на издание подобных документов перешло теперь к Министерству финансов РФ. Это не означает, что налоговое ведомство вообще не сможет издавать документы, обязательные для исполнения налогоплательщиками. Просто теперь в Положении о ФНС России содержится четкий перечень таких документов, носящих чисто технический характер (формы требований об уплате налога, форма заявления о постановке на учет в налоговом органе и т.п.). Кроме того, ФНС России вправе разрабатывать формы расчетов по налогам и налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Однако утверждение данных форм - полномочие Минфина РФ.

Также в Указ №314 были внесены частичные изменения, касающиеся конкретно Федеральной налоговой службы, а именно Указом Президента РФ [4] установлено, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, за исключением руководителей территориальных органов по субъектам РФ, осуществляет руководитель Федеральной налоговой службы (а не министр).

После вступления в силу соответствующего федерального закона, которым стал Федеральный закон от 29 июня 2004 г. №58-ФЗ[5] была введена новая формулировка понятия "налоговые органы" - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы[6].

14 октября 2004 г. вступило в силу Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 (далее - Положение о ФНС)[7]. В тот же день в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) появилась запись о новой организации: Федеральная налоговая служба получила свой регистрационный номер - 1047707700006 - и свидетельство о государственной регистрации. На этом официально завершился процесс реорганизации налогового ведомства.

Федеральная налоговая  служба и ее территориальные органы признаны правопреемниками Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506).

В настоящее время  Федеральная налоговая служба России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

К полномочиям ФНС  России, согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506, относятся:

1) осуществление контроля  и надзора за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

2) выдача в установленном порядке лицензии (разрешения) на производство, хранение, оборот и оптовую реализацию алкогольной продукции;

3) осуществление государственной  регистрации юридических лиц,  физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) регистрация в установленном  порядке контрольно-кассовой техники;

5) учет всех налогоплательщиков;

6) бесплатное информирование  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах, законодательстве  о налогах и сборах и принятых  в соответствии с ним правовых актах;

7) осуществление возврата  или зачета излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов и сборов, а также пеней  и штрафов;

8) принятие в установленном  законодательством РФ порядке  решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

9) утверждение форм  налоговых уведомлений, требования  об уплате налогов, свидетельства о постановке на учет и т.п.;

10) разработка форм  и порядка заполнения расчетов  по налогам, форм налоговых деклараций и иных документов и направление их для утверждения в Министерство финансов РФ;

11) представление в  соответствии с законодательством  РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

12) осуществление в  установленном порядке проверок деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

13) осуществление функции  главного распорядителя и получателя  средств федерального бюджета,  предусмотренных на содержание  ФНС России и реализацию возложенных на нее функций;

14) обеспечение в пределах  своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

15) организация приема  граждан, обеспечение своевременного  и полного рассмотрения обращений  граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный срок;

16) организация профессиональной  подготовки сотрудников, их переподготовки, повышения квалификации;

17) осуществление работы  по комплектованию, хранению, учету  и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности;

18) осуществление иных  функций, предусмотренных федеральными  законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Согласно п. 4 Положения  о ФНС, Федеральная налоговая  служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Под территориальным органом понимается такой орган, который реализует властную компетенцию в пределах одной или ряда административных территорий, входящих в состав единого государства[10]. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов РФ.

Статус, подчиненность, полномочия, организация деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы определены Приказом Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. №101н[10].

Данным приказом установлены  следующие виды территориальных  органов Федеральной налоговой службы России:

1) Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы  по крупнейшим налогоплательщикам;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;

3) Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы  по федеральному округу;

4) Управление Федеральной  налоговой службы по субъекту  Российской Федерации;

5) инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

В непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы находятся первые четыре вида территориальных органов. Инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня подчиняются Управлениям ФНС по субъекту РФ.

Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и фактически поступивших в бюджет, полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование (т.е. система управления налоговым процессом[11]), возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т.д.

Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных осуществляет автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС России. Всю собираемую информацию она будет предоставлять по запросам органов государственной власти и местного самоуправления.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу будут проверять эффективность работы территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе. При этом межрегиональные инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с полномочными представителями Президента РФ и принимать участие в организуемых ими проверках.

Управления ФНС России по субъекту РФ будут контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве.

Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без  районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня напрямую подконтрольны управлениям ФНС России по субъектам РФ и осуществляют их функции на местах. Так, к их компетенции относятся контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов.

 

 

Особенности государственной службы в налоговых органах

 

Нормативно-правовое регулирование  деятельности служащих налоговых органов  осуществляется согласно действующему законодательству о государственной службе.

Специфика государственной  службы в налоговых органах заключается  в том, что данная деятельность представляет собой вид федеральной государственной гражданской службы, с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, приказами и указаниями ФНС России, Минфина РФ. Так, на служащих налоговых органов распространяются особые нормы по прохождению государственной службы, по присвоению классных чинов, порядку проведения аттестации и т.п.

В соответствии с ФЗ №79 от 27.07.04, приказом Федеральной налоговой  службой от 31 мая 2005 г. утверждены квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы РФ в территориальных органах ФНС России[13]. В данном приказе установлены требования к профессиональным знаниям и навыкам (образованию). В приложении к приказу перечислены наименования структурных подразделений территориальных органов ФНС России, разграниченных по численности работников, и соответствующие им перечни укрупненных групп специальностей.

Также приказом установлено, что руководители (исполняющие обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам РФ, межрегиональных инспекций ФНС России в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам должны, исходя из укрупненных групп специальностей, обеспечить разработку и утверждение квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам по конкретным специальностям высшего и среднего профессионального образования, необходимым для исполнения должностных обязанностей, в соответствии с основными направлениями деятельности структурных подразделений территориальных налоговых органов.

Прием граждан Российской Федерации на гражданскую службу для замещения должностей гражданской службы в территориальных органах ФНС России должны осуществляться в соответствии с квалификационными требованиями.

Требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для гражданских служащих налоговых органов РФ определены приказом ФНС России от 18 июля 2005 г. №САЭ-3-15/332[14]. С учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 31 октября 2005 г. №САЭ-3-15/549[15], эти требования следующие:

  • высшие должности федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • главные должности федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • ведущие должности федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • старшие должности федеральной государственной гражданской службы - не менее трех лет стажа работы по специальности;
  • младшие должности федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

Информация о работе Государственная гражданская служба в налоговых органах