ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:03, дипломная работа

Описание работы

Государство является особым субъектом права, обладающим некоторыми исключительными правами. В частности государство в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, может регулировать общественные отношения, возникающие в процессе взаимоотношений хозяйствующих субъектов и граждан с государственными органами: рассмотрение дел в судах, государственную регистрацию, совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния и др.
В ходе многочисленных правовых, хозяйственных, имущественных, денежных и иных отношений определяются права и ответственность различных сторон. Рассмотрением этих дел заняты органы государственной власти и управления, а также их центральные и местные учреждения. Это большое число административных, судебных и других органов, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют всевозможные права и документы, рассматривают различные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят по им решения и т.д. Оформление этих дел производится за плату, которая затем поступает в бюджет в виде государственной пошлины.

Содержание работы

Введение 3
Глава i. Теоретические основы формирования государственной пошлины 5
1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение 5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ 10
1.3 Государственная пошлина в налоговой системе стран СНГ 12
Глава ii. Экономические основы уплаты государственной пошлины 17
2.1 Плательщики государственной пошлины, объект обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий лиц 17
2.2 Особенности уплаты и размеры государственной пошлины 23
2.3 Порядок возврата государственной пошлины из бюджета 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Файлы: 1 файл

ГОС. ПОШЛИНА.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этим Законом под  государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий  на всей территории РФ платеж, взимаемый  за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными  на то органами или должностными лицами.

Таким образом, сущность государственных  пошлин заключается в том, что  органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные  учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг  юридическим и физическим лицам  за плату в порядке взимания установленной  законом государственной пошлины.

Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также  содержались и содержатся и в  других законодательных актах: в  Гражданском процессуальном кодексе  РСФСР, РФ; Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном  законе «О Конституционном суде РФ»; Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственная налоговая служба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ «О государственной пошлине». В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права). Разъяснения положений законодательства о государственной пошлине содержались в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 № 04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.

Но Закон РФ «О государственной пошлине» долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.

2 ноября 2004 г. был принят Федеральный закон N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина». С 1 января 2005 года данная глава вступила в силу.

 

1.2 Место государственной  пошлины в налоговой системе  РФ

 

Государственная пошлина  зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных  случаях государственная пошлина  зачисляется в доход местных  бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Рисунок 1. Место государственной пошлины в доходной части бюджета

 

Государственная пошлина  относится к налогам со стоимости  исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная  система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические  процессы. Для того чтобы лучше представить место государственной пошлины в формировании государственного бюджета местного уровня необходимо составить таблицу.

 

Таблица 1. Доходная часть бюджета  г. Грозный за январь-ноябрь 2012 года

 

Доходы

Поступления в местный  бюджет млн. руб.

1. Налог на прибыль

34974451

2. Налог на имущество

6345593

3. Налог от реализации  товаров, услуг на территории  РФ

3618393

4. Неналоговые доходы

82014

5. Доходы целевых бюджетных  фондов 

8277486

7. Штрафы санкции, возмещение  ущерба

45145

8. Государственная пошлина,  сборы

79193


 

Удельный вес государственной  пошлины в доходной части федерального бюджета вообще выглядит как 0%, что  не дает возможности представить  ее более наглядно.

Таким образом, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных  пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении  эффективности системы государственных  пошлин. По мнению автора курсовой работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных  пошлин:

1) Пересмотр размеров ставок  государственных пошлин – наиболее  сложный и трудоемкий путь, требующий  материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование  новых ставок;

2) Сокращение числа льгот по  уплате государственных пошлин  – наиболее оптимальное решение,  по этому пути уже пошел  законодатель, отменив большую часть  льгот по уплате государственных  пошлин за совершение нотариальных  действий, что и было закреплено  во второй части Налогового Кодекса.

В том случае, если оставить все  без изменений систему государственных  пошлин можно вообще отменить, так  как в скором времени сумма  от их поступлений не будет покрывать  ни одну из расходных статей бюджета.

 

1.3 Государственная пошлина  в налоговой системе стран  СНГ

 

Государственная пошлина - это сбор, который уплачивают многие государства, в частности государства СНГ. Приведём примеры того, какой порядок  взимания и уплаты госпошлины в Азербайджане, Украине, Казахстане. Плательщиками  государственной пошлины за выполнение работ, оказание услуг и приобретение прав являются граждане этих государств, иностранцы, лица без гражданства  и юридические лица.

Законодательство Азербайджана определяет государственную пошлину как  обязательный платёж, взимаемый в  установленных настоящим Законом  случаях и порядке в государственный  бюджет за услуги, оказанные государственными органами учреждениям, организациям и  физическим лицам, юридическим лицам.1

Государственная пошлина взимается  в следующих случаях:

1. при подаче исковых заявлений  и жалоб в суд, заявлений  об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, и обжаловании  судебных решений, повторной выдаче  судом копий документов;

2. при совершении нотариальных  действий нотариальными конторами  и государственными органами;

3. при регистрации актов гражданского  состояния;

4. при выдаче гражданам Азербайджанской  Республики и постоянно проживающим  в Азербайджанской Республике  лицам без гражданства удостоверения  личности, а также иностранцам,  проживающим в Азербайджанской  Республике свыше 30 дней, регистрационного  удостоверения, приобретении гражданства  или выходе из гражданства  Азербайджанской Республики;

5. при совершении консульских  действий в Азербайджанской Республике  или в дипломатических представительствах  Азербайджанской Республики в  зарубежных странах;

6. при регистрации объектов промышленной  собственности, выдаче соответствующих  охранных документов и связанных  с ними иных юридических действиях,  а также выдаче некоторых видов  разрешений;

7. при выдаче специального разрешения (лицензии) на виды предпринимательской  деятельности, требующие получения  специального разрешения (лицензии);

8. при государственной регистрации  и перерегистрации юридических  лиц;

9. при регистрации и внесении  в государственный реестр ценных  бумаг (за исключением случаев  регистрации в порядке приватизации);

10. при выдаче разрешения, регулирующего  международные автомобильные перевозки  на территории Азербайджанской  Республики;

11. при выдаче документов, связанных  с правом собственности на  имущество, в том числе правом  собственности на землю, аренды  земли и землепользования, и государственной  регистрации залога.2

Государственная пошлина во всех случаях  уплачивается в полном объеме в государственный  бюджет. 15 процентов государственной  пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий, выдачу разрешения, регулирующего  международные автомобильные перевозки, а также регистрацию объектов промышленной собственности, выдачу соответствующих  охранных документов и связанные  с ними иные юридические действия, перечисляются на специальный счет органа, взимающего государственную  пошлину, а 85 процентов -- в государственный  бюджет. Государственные пошлины  перечисляются в государственный  бюджет в национальной валюте наличными  или путем перечисления. Плательщику  выдается подлинник банковской квитанции  установленной формы об уплате государственной  пошлины в государственный бюджет наличными, а при перечислении со счета плательщика - банковский документ, подтверждающий исполнение платежа.3

Законодательство Украины выделяет те же случаи, когда взимается государственная  пошлина. С исковых заявлений, подаваемых в арбитражные суды Украины, госпошлина взимается только в следующих  случаях: с искового заявления имущественного характера, с исковых заявлений  по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении хозяйственных  договоров, с заявлений о проверке решений, определений, постановлений в порядке надзора, а также об их открывшимся обстоятельствам.

Фиксированные процентные ставки государственной  пошлины исчисляются исходя из размера  месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан на день уплаты государственной  пошлины, если иное не установлено Налоговым  кодексом.4

Госпошлина взимается в Казахстане в следующих случаях:

-с подаваемых в суд исковых  заявлений, с заявлений (жалоб)  по делам особого производства, апелляционных жалоб, с заявлений  о вынесении судебного приказа,  о присоединении к апелляционной  жалобе, а также за выдачу судом  копий (дубликатов) документов;

-в случаях раздела имущества  при расторжении брака;

-с исковых заявлений об изменении  или расторжении договора найма  жилых помещений, о продлении  срока принятия наследства, об  освобождении имущества от ареста  и с других исковых заявлений  неимущественного характера или  не подлежащих оценке;

-с апелляционных жалоб на  решения суда.

-за совершение нотариальных  действий, а также за выдачу  нотариально удостоверенных копий  документов;

-за регистрацию актов гражданского  состояния, за выдачу гражданам  повторных свидетельств о регистрации  актов гражданского состояния,  а также свидетельств в связи  с изменением, дополнением, исправлением  и восстановлением записи актов  о рождении, браке, расторжении  брака, смерти;

-за совершение юридически значимых  действий уполномоченным органом  в области интеллектуальной собственности.

Таким образом, можно говорить о  том, что порядок взимания госпошлины в данных странах схож как между  собой так и с порядком взимания и уплаты госпошлины в России.5

 

 

 

 

Глава 2. Экономические  основы уплаты государственной пошлины

 

2.1 Плательщики государственной  пошлины, объект обложения, система  ставок, порядок и сроки уплаты, льготы для некоторых категорий  лиц

 

Глава 25.3  «Государственная пошлина»  внесена в часть вторую Налогового  кодекса  Российской  Федерации Федеральным законом от 2 ноября 2004 года  №127-ФЗ  «О внесении изменений в части первую и вторую  Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее Федеральный закон №127-ФЗ).

Согласно статье 23 Федерального закона №127-ФЗ новая глава Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) вступила в силу с 1 января  2005 года и пришла на смену Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года  №2005-1 «О государственной пошлине» (далее Закон «О государственной пошлине»).

Главой 25.3 «Государственная пошлина» установлен четкий перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, порядок, сроки и размеры ее уплаты. Установлены особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции, за совершением нотариальных действий.

Установлены и льготы, предоставляемые  отдельным категориям граждан и  юридических лиц, льготы при обращении  в суды и за совершением нотариальных действий. Предусмотрены основания  и порядок возврата и зачета государственной пошлины, особенности предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.

Информация о работе ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА