Конституционные обязанности граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

В Конституции Республики Беларусь обязанности граждан сформулированы таким образом, что они отвечают как интересам личности, так и общества в целом. При этом следует отметить, что в отличие от прав и свобод обязанности классифицируются с определенным затруднением, поэтому в литературе они, как правило, приводятся в виде перечня основных требований государства к гражданам. Причем некоторые обязанности адресованы также к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В сравнении с правами, конституции различных государств значительно меньше содержат обязанностей, а в некоторых из них они вообще отсутствуют.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
2 Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции………………………………………………………………………………4
3 Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц……………………………………………………………………………………..4
4 Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности……………………………………………………………..5
5 Обязанность охранять природу…………………………………………………...5
6 Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов……..6
7 Обязанность защищать Республику Беларусь……………………………………7
8 Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях………………9
9 Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 95.42 Кб (Скачать файл)

    Учреждение образования «Могилёвский высший колледж                                     МВД Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

                                РЕФЕРАТ

                  по дисциплине «Конституционное право»

                                 По теме:

«Конституционные обязанности граждан в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил:

                                                    Курсант 13 взвода ,1 к.ФМ

                                                                           Рядовой милиции

                                                                           Шумянцов А.В

 

 

 

 

                                                         Могилёв 2013

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………..3

2 Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции………………………………………………………………………………4

3 Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц……………………………………………………………………………………..4

4 Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности……………………………………………………………..5

5 Обязанность охранять природу…………………………………………………...5

6 Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов……..6

7 Обязанность защищать Республику Беларусь……………………………………7

8 Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях………………9

9 Список литературы………………………………………………………………..11

 

 

Введение

 

Наряду с правами и свободами, Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан. Это и понятно, т.к. не может быть прав без обязанностей. Человек находится в обществе равноправных с ним людей. Именно они обеспечивают ему условия для трудовой деятельности, создают материальные и социальные возможности получить образование, бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, благоустроенное жилье, пользоваться достижениями культуры. Все это государство и общество могут предоставить только в том случае, если граждане будут честно выполнять свои обязанности. Из этого исходит и ст.29 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». 
 
В Конституции Республики Беларусь обязанности граждан сформулированы таким образом, что они отвечают как интересам личности, так и общества в целом. При этом следует отметить, что в отличие от прав и свобод обязанности классифицируются с определенным затруднением, поэтому в литературе они, как правило, приводятся в виде перечня основных требований государства к гражданам. Причем некоторые обязанности адресованы также к иностранным гражданам и лицам без гражданства. 
 
В сравнении с правами, конституции различных государств значительно меньше содержат обязанностей, а в некоторых из них они вообще отсутствуют. Такой подход можно объяснить тем, что обязанностей, в общем, фактически довольно много, и среди них сложно выделить основные. Все они закреплены соответствующим отраслевым законодательством - административным, гражданским, уголовным и т.д. Поэтому, если свести обязанности к двум-трем самым, казалось бы, важным, то этого будет, слишком мало. Если же их указать много, то это будет не совсем удобно государству, поскольку в данном случае оно может выглядеть как не демократичное.

Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

 
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции). 
 
Таким образом, юридической обязанностью каждого находящегося на территории нашего государства является соблюдение ее Конституции и законов. Иными словами, действие указанной обязанности распространяется как на граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. При нарушении Конституции и иного законодательства виновное лицо может быть привлечено к соответствующей ответственности: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной. Освобождаются от такой ответственности лишь иностранные граждане, пользующие дипломатическим иммунитетом. 
 
Что же касается невыполнения закрепленной в комментируемой статье Конституции обязанности уважать национальные традиции, и если при этом не нарушаются правовые нормы, то в данном случае, можно вести речь, лишь об ответственности моральной. 

Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц

 
Данная обязанность закреплена в статье 53 Конституции. 
 
Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других ведет к всевозможным конфликтам между людьми и чревата социальными потрясениями. В качестве гарантийного механизма положений комментируемой статьи Конституции выступают правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на конституционные права, свободы и достоинство личности. 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности

 
Указанная обязанность предусмотрена статьей 54 Конституции. Она распространяется как на гражданина, так и на иных лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и направлена на сохранение материальных и духовных ценностей всех национальных общностей и этнических групп здесь проживающих, развитие их культуры. 
 
Закон «Об охране историко-культурного наследия» от  
13 ноября 1992г. (с послед. измен. и дополн.) определяет историко-культурное наследие как «совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях» (ст.1). Последние представляют собой наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства. 
 
Охрана, сохранение, популяризация и передача наследникам историко-культурного наследия является святой обязанностью государства, делом части каждого его гражданина. Органом государственного управления, осуществляющим деятельность в указанной области, является Министерство культуры Республики Беларусь, и в частности, образованный при нем Комитет по охране историко-культурного наследия. 
 
За неисполнение требований законодательства об охране историко-культурного наследия виновные лица привлекаются к соответствующей ответственности - вплоть до уголовной  
(ст. 344-346 УК). 

Обязанность охранять природу

 
Охрана природной среды - долг каждого (ст.55 Конституции). 
 
Уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли, водоемов несут серьезную угрозу существованию человечества. Данная проблема приобретает особую значимость и актуальность для Республики Беларусь, которая больше всех пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС. Сохранение окружающей среды стало первейшей задачей и для всего мирового сообщества. 
 
Рассматриваемая конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов, в том числе кодифицированных. К примеру, Закон «Об охране окружающей среды» обязывает граждан и лиц, проживающих на территории нашего государства, не просто соблюдать требования природоохранного законодательства Республики Беларусь, но и беречь и охранять природную среду, рационально использовать природные ресурсы; выполнять требования в области обращения с отходами; требования пожарной безопасности; соблюдать правила охоты и рыболовства; повышать экологическую культуру (ст.15). 
 
За нарушение природоохранного законодательства предусматривается соответствующая ответственность. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит специальный раздел (IХ), в котором сосредоточены составы преступлений против экологической безопасности и природной среды. Этот раздел выделен в действующей редакции Уголовного кодекса в качестве самостоятельного впервые, что свидетельствует об усилении внимания к проблеме экологии со стороны законодателя, государства и общества. В предыдущей редакции Уголовного кодека подобного раздела не содержалось.

Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов

 
Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56 Конституции). 
 
Данная обязанность выступает в виде элементарного требования к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. 
 
Под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств от налогоплательщиков в определенных законодательством размерах. 
 
Порядок налогообложения определяется рядом законодательных актов, в т.ч. Законами «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет» от 20 декабря 1991 г. (с послед. измен. и дополн.),  
«О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991 г.  
(с послед. измен. и дополн.), «О подоходном налоге с физических лиц» от 9 марта 1999 г. (с послед. измен. и дополн.) и др. 
 
Одним из видов платежей является пошлина, которая подразделяется на таможенную и внутригосударственную. Первая из них - это государственный денежный сбор с ввозимых и вывозимых через границу товаров. Вторая - это денежный сбор внутри страны за выполнение некоторых операций (регистрационных, почтовых и др.) в специальных учреждениях, которые имеют на это полномочия. К примеру, такая пошлина взимается с исковых заявлений, жалоб, подаваемых в суды, за нотариальные действия, за предоставление права на охоту и др. 
 
Уклонение от участия в финансировании государственных расходов влечет соответствующую ответственность - вплоть до уголовной. Так, уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере влечет уголовную ответственность соответствии со ст.243 Уголовного кодекса. Эта статья содержит и вторую часть, в которой указаны квалифицированные (отягчающие) признаки данного преступления. 
 
Вместе с тем, следует отметить, что обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых органов и др.). 

Обязанность защищать Республику Беларусь

 
Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (ст.57 Конституции). 
 
В данном случае правовая обязанность сочетается с моральной категорией (долгом). Защита Республики Беларусь (своего Отечества) и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина с оружием в руках выступить против агрессора, совершившего нападение и пытающегося захватить страну, покорить ее народ. 
 
Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от нее либо замена ее альтернативной службой определяются Законом « О воинской обязанности и воинской службе» от 5 ноября 1992 г. (послед. измен. и дополн.). 
 
Воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и социальной принадлежности, образования, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, а также граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооруженных Сил и других воинских формирований. Воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. 
 
Граждане, соответствующие требованиям, установленным Законом, могут добровольно поступать на военную службу по контракту. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих службу по контракту, заключается на срок от одного года до пяти лет. 
 
Срок военной службы по призыву устанавливается: 

  •  
    для военнослужащих, не имеющих высшего образования, проходящих срочную военную службу - 18 месяцев;
  •  
    для военнослужащих, имеющих высшее образование, проходящих срочную военную службу - 12 месяцев;
  •  
    для военнослужащих, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования по программам подготовки младших командиров, сдавших установленные программами подготовки экзамены и проходящих срочную военную службу - 6 месяцев;
  •  
    для военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву - 24 месяца.

 
На службу в резерве призываются граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, в случае отсутствия потребностей Вооруженных Сил, других воинских формирований в военнослужащих срочной военной службы в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь. Резервисты, проходят службу в резерве с привлечением их на занятия и учебные сборы в воинские части или иные организации Министерства обороны. Срок службы в резерве устанавливается от одного года до трех лет (в зависимости от категории граждан: имеющих высшее образование, не имеющих высшее образование, прошедших обучение на военных кафедрах или факультетах гражданских вузов). 
 
За нарушение законодательства в сфере исполнения воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) виновные лица несут административную и даже уголовную ответственность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях

 
В части 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь закреплены две конституционные обязанности. Во-первых, родители или лица, их заменяющие обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Во-вторых, дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. 
 
Указанные конституционные положения развиваются и конкретизируются гражданским и семейным законодательством. Так, в соответствии со ст.91 КоБС, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимся в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. 
 
Лицами, нуждающимися в помощи, признаются только нетрудоспособные, у которых нет достаточных средств к существованию. Получение нетрудоспособными совершеннолетними детьми пенсии, стипендии или пособия, а также наличие у них имущества, не приносящего дохода, не лишает их права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей. 
 
Обязанность по уплате алиментов возникает независимо от того, проживают ли родители совместно с детьми или нет, а также независимо от того, расторгнут брак между родителями или нет. Поскольку Кодекс устанавливает принцип равенства прав и обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей, то алименты могут взыскиваться как с отца, так и с матери ребенка. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей производится судом (п.3 ст.394 ГПК). 
 
Нетрудоспособными совершеннолетними детьми признаются граждане, являющиеся инвалидами I и II групп. Лица с  
III группой инвалидности являются ограниченно трудоспособными, а поэтому их нуждаемость в получении содержания от родителей определяется с учетом конкретных обстоятельств (характера инвалидности, способности к труду, наличия источников существования). 
 
Нуждаемость определяется как невозможность удовлетворения жизненно важных потребностей в пище, жилище, лечении. Состояние нуждаемости и размер содержания определяются судом, если между родителями и детьми не достигнуто соглашения о добровольном содержании. 
 
За уклонение от содержания своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей родители несут ответственность, которая может быть как гражданско-правовой, так и уголовной (ст.174 УК). 
 
В соответствии со статьей 100 КоБС совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных, нуждающихся в помощи своих родителях. Нетрудоспособными по возрасту признаются женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет. Нетрудоспособными являются также лица, признанные в установленном порядке инвалидами независимо от причин и групп инвалидности. Фактор нуждаемости нетрудоспособных родителей устанавливается судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. 
 
В соответствии со статьей 101 КоБС дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей и возмещения затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение содержания от своих детей. 
 
За уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от содержания своих нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей законодательством установлена ответственность в т.ч. и уголовная (ст.175 УК)

Информация о работе Конституционные обязанности граждан в Республике Беларусь