Налоговые льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РК, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РК, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в Казахстане. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Республике Казахстан и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность налоговых льгот 5
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 5
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РК . Особенности налоговых льгот в РК 10
1.3 Особенности применения налоговых льгот в зарубежных странах 12
2.Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК 15
2.1Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 15
2.2Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот. 23
3.Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в РК 27
3.1 Проблемы применения налоговых льгот в РК 27
3.2 Совершенствование системы применения налоговых льгот в РК 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет  им получать налоговую экономию и  снижать налоговое бремя. Мультипликативная  модель расчета налогового бремени  позволяет рассчитывать влияние  на налоговое бремя в числе  прочих факторов также и льгот  по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые  льготы по вариантам расчета их влияния  на налоговую экономию.

Налоговая экономия представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования  соответствующей льготы.

1.3 Особенности  применения налоговых льгот в  зарубежных странах

Известно, что налоговая  система любого государства выполняет  не только фискальную функцию, но и  функцию, стимулирующую деловую  активность. Налоговые льготы предусматриваются  в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные цели, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются налоговые скидки на инвестиции в основной капитал фирмы. С помощью налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. В Дании и Финляндии установлены специальные повышенные ставки амортизационных отчислений для зданий, машин и оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые  льготы могут оказывать влияние  на развитие производства, совершенствование  его отраслей и территориальной  структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются  от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической  сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения  иностранных инвестиций.

Налоговые льготы выступают  одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что  налоги как активный участник перераспределительных  процессов оказывают серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших  и малых предприятий, частных  предпринимателей и реальных доходов  физических лиц.

По мнению экономистов, налоговые  льготы - это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых поступлений, заменой  одного способа или формы налогообложения  другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения  и трансфертами налоговое льготирование  является одним из основных методов  государственного налогового регулирования.

Таким образом, значимость налоговых  льгот как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования.

Налоговые льготы в основном направлены на стимулирование инвестиций. Первый и основной тип льгот - увеличение амортизационных отчислений, уменьшающих  облагаемый доход корпорации (к сожаление  не достаточно эффективен для предприятий, использующих ручной труд, где нет  фондоемких производств - применительно  к предприятиям малого бизнеса). Второй - полное или частичное вычитание  из облагаемого дохода затрат на инвестиции, а также создание инвестиционных резервов, налогообложение которых  откладывается. Третий тип льгот - введения налоговых каникул или снижение налоговых ставок для предприятий  развивающихся отраслей и регионов, а также для новых корпораций, малых предприятий, холдинговых  и оффшорных компаний. Четвёртый  тип - относительно распределяемых дивидендов, в частности, применение системы  приписаний и льготного участия.

Наряду с уклонением от уплаты налогов, наличие льгот приводит к заметному расхождению между  отношением налоговых поступлений  к валовому внутреннему продукту (ВВП) и эффективной ставкой налогов  и платежей.

Сравнение ставок отдельных  налогов и платежей не даёт представления  о тяжести общего налогового бремени  в различных странах и не позволяет  оценить влияния системы налогов  и платежей на хозяйственную активность населения.

В зарубежных странах налоговые  вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких  налоговых ставок неправильный или  недостаточный учет налогового фактора  может привести к весьма неблагоприятным  последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны[11,102].

Снижение высоких “нормальных” налоговых ставок до пониженных “эффективных”  в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и  носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах  существуют значительные налоговые  льготы (или даже прямые субсидии и  компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих  мест, для предприятий, создаваемых  в относительно менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран  вполне конкурентоспособны с режимами “налоговых гаваней”, особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной  рабочей силы.

2.Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК

2.1Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны

 

«Налоговые льготы» —  эта тема, которая всегда будет  актуальна, так как льготы это  важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, направленный на смягчение налогового бремени  для налогоплательщика.

Бизнес, затративший усилия для создания предприятия и его  успешной работы, заслуживает своего рода «бонус» от государства в  виде налоговых льгот, ведь, в конечном счете, льготы косвенно приводят к сокращению налоговых обязательств. При этом необходимо разграничивать законные льготы при исчислении налогов.

На основании статей 4 и 7 Налогового кодекса налоговое  законодательство РК основывается на определенных принципах налогообложения, в соответствии с одним из которых, принципом справедливости, налогообложение  в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых  льгот индивидуального характера.

Вид льготы: льготы по КПН  предоставляются в виде:

I. Уменьшения налогооблагаемого  дохода определенных видов расходов  и доходов налогоплательщика  (ст. 133 НК) и

II.Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

III. СЭЗ.

Порядок предоставления: налогоплательщиком при составлении годовой налоговой  отчетности по КПН самостоятельно декларируется  право на применение льгот. Правомерность  уменьшения налогооблагаемого дохода и (или) освобождения от уплаты налога проверяется налоговым органом  в рамках налогового администрирования  посредством камерального контроля и налоговых проверок после представления  декларации.

I. Уменьшения налогооблагаемого  дохода. Налогоплательщик имеет  право на уменьшение налогооблагаемого  дохода на следующие виды произведенных  расходов и полученных доходов.

Виды произведенных расходов, по которым налогоплательщику предоставляется  возможность уменьшения налогооблагаемого  дохода:

1) Расходы

·сумму превышения фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса;

·стоимость имущества, переданного некоммерческим организациям и организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, на безвозмездной основе. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг. Стоимость иного безвозмездно переданного имущества определяется в размере балансовой стоимости переданного имущества, указанной в акте приема-передачи названного имущества;

·спонсорскую и благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь;

2) 2-кратный размер произведенных  расходов на оплату труда инвалидов  и на 50% от суммы исчисленного  социального налога от заработной  платы и других выплат инвалидам;

3) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях. Данная льгота предоставляется при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет. Расходы на обучение включают в себя: фактически произведенные расходы на оплату обучения; фактически произведенные расходы на проживание в пределах норм, установленных Правительством РК; расходы на выплату обучаемому лицу суммы денег в размерах, определенных налогоплательщиком, но не превышающих норм, установленных Правительством РК; фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения;

4) стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе автономным организациям образования (налогоплательщики, отнесенные к автономным организациям образования определены ст. 135-1 НК);

Виды полученных доходов, по которым налогоплательщику предоставляется  возможность уменьшения налогооблагаемого  дохода:

1) вознаграждение по финансовому  лизингу основных средств, инвестиций  в недвижимость, биологических активов;

2) вознаграждение по долговым ценным бумагам, находящимся на дату начисления такого вознаграждения в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории РК;

3) вознаграждение по государственным  эмиссионным ценным бумагам, агентским  облигациям;

3-1) доходы от прироста  стоимости при реализации государственных  эмиссионных ценных бумаг, уменьшенные  на убытки от реализации государственных  эмиссионных ценных бумаг;

3-2) доходы от прироста  стоимости при реализации агентских  облигаций, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации агентских  облигаций;

4) стоимость имущества,  полученного в виде гуманитарной  помощи в случае возникновения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера и  использованного по назначению;

5) стоимость основных  средств, полученных на безвозмездной  основе республиканским государственным  предприятием от государственного  органа или республиканского  государственного предприятия на  основании решения Правительства  РК;

6) доходы от прироста  стоимости при реализации акций,  долей участия в юридическом  лице или консорциуме, уменьшенные  на убытки, возникшие от реализации  акций, долей участия в юридическом  лице или консорциуме. Данное  положение применяется при одновременном  выполнении следующих условий:

· на день реализации акций или долей участия налогоплательщик владеет данными акциями или долями участия более трех лет;

· юридическое лицо — эмитент или юридическое лицо, доля участия в котором реализуется, или участник консорциума, который реализует долю участия в таком консорциуме, не является недропользователем;

· более 50 процентов стоимости активов юридического лица — эмитента или юридического лица, доля участия в котором реализуется, или общей стоимости активов участников консорциума, доля участия в котором реализуется, на день такой реализации составляет имущество лиц (лица), не являющихся (не являющегося) недропользователями (недропользователем);

7) доходы от прироста  стоимости при реализации методом  открытых торгов на фондовой  бирже, функционирующей на территории  РК, ценных бумаг, находящихся  на день реализации в официальных  списках данной фондовой биржи,  уменьшенные на убытки, возникшие  от реализации методом открытых  торгов на фондовой бирже, функционирующей  на территории РК, ценных бумаг,  находящихся на день реализации  в официальных списках данной  фондовой биржи.

Информация о работе Налоговые льготы