Введение единого налога на недвижимость в Российкой Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:58, доклад

Описание работы

Наиболее слабо отработанная область налоговых отношений в РФ является система имущественного налогообложения. Этим объясняется низкая фискальная и регулирующая роль имущественных налогов.
Фискальная роль имущественных налогов в доходах консолидированного бюджета РФ не превышает 7%, в 2008 г.-5,7%, в 2009 г.-6,8%, в 2010 г.- 6,0%, в 2011г.-7%.
При этом темпы роста общего объёма налоговых поступлений в консолидированный бюджет в целом по РФ значительно превышают рост имущественных налогов.

Файлы: 1 файл

Статья налоги.docx

— 27.63 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дулина М.В.

студентка 3 курса  учётно-финансового факультета

научный руководитель: к.э.н., доцент Кулешова Л.В.

Ставропольский  государственный аграрный университет

 

Наиболее слабо отработанная область налоговых отношений в РФ является система имущественного налогообложения. Этим объясняется низкая фискальная и регулирующая роль имущественных налогов.

Фискальная роль имущественных  налогов в доходах консолидированного бюджета РФ не превышает 7%, в 2008 г.-5,7%, в 2009 г.-6,8%, в 2010 г.- 6,0%, в 2011г.-7%[4].

При этом темпы роста общего объёма налоговых поступлений в  консолидированный бюджет в целом  по РФ значительно превышают рост имущественных налогов. По официальным  данным ФСН России, в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. темп роста общего объема налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет РФ составил 122,4%, тогда как  имущественных налогов только 106,8%.В 2012 г. имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ поступило 785,3 млрд руб., что на 13,8% больше по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. [6].

Общий объем налоговых поступлений в анализируемом периоде увеличился на 34,6%,а имущественных на 1,5%.

 

Таблица 1 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

 

Налоговые поступления

2008

2009

2010

2011

2012

млрд.

удельный вес,%

млрд.

удельный вес,%

млрд.

удельный вес,%

млрд.

удельный вес,%

млрд.

удельный вес,%

Всего

7 948,9

100

6 288,34

100

7695,81

100

9 720,0

100

10 959,3

100

Имущественные налоги

453,09

5,7

432,32

6,9

461,73

6

678,0

7

785,3

7,2


 

Налоговым законодательством  РФ предусмотрено три имущественных налога на движимое и недвижимое имущество (за исключением обложения транспортных средств).

1) Налог на имущество организаций;

2) Земельный налог;

3) Налог на имущество физических лиц.

Главное нововведение, которое  отличает новый налог на недвижимость от действующих имущественных налогов, - размер налоговой базы.

Новый налог на недвижимость предлагается взимать с оценочной  стоимости объектов налогообложения. Оценку будет проводить государственный  орган по утвержденной методике. Налог предлагается взимать по ставке 0,1% от кадастровой стоимости имущества, которая будет приближена к рыночной [2].

По данному налогу предусмотрен налоговый период – календарный год. Считать налог для всех категорий налогоплательщиков будут налоговые органы. Налогоплательщику нет необходимости заполнять декларацию. В течение двух месяцев со дня получения уведомления следует уплатить исчисленную сумму в бюджет.

Ежегодно откладывается  введение единого налога на недвижимость, поскольку нерешенными остаются следующие проблемы:

  • в государственном кадастре недвижимости сведения о недвижимом имуществе собраны не полном объеме, что не позволит охватить все объекты налогообложения;
  • государственный реестр не всегда содержит достоверные данные об объектах налогообложения;
  • трудности оценки недвижимости и определения соответствующей налоговой ставки;
  • переоценка недвижимости требует дополнительных финансовых и временных затрат;
  • существенное увеличение налоговой нагрузки на собственников квартир;
  • несовершенство системы кадастровой и независимой оценки недвижимого имущества, отсутствие достаточного количества высокопрофессиональных оценщиков;
  • отсутствие механизмов административного процесса досудебного оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости, принимаемой за основу при исчислении земельного налога, а в будущем – при исчислении налога на недвижимость;
  • умышленное занижение сторонами сделки в договорах купли-продажи цен на недвижимость, прежде всего в целях минимизации налога на доходы физических лиц;
  • отсутствие нормативно-законодательной основы регулирования методики проверки результатов оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, проведения работ по кадастровой оценке объектов недвижимости [1].

Эти проблемы сложно разрешить, поэтому требуется последовательная и поэтапная работа по реформированию действующего законодательства в части налогообложения имущества.

При введении налога будут  не только негативные проявляться, но и   позитивные стороны введения налога на недвижимость среди положительных следует выделить следующие:

- сократиться число имущественных  налогов;

- повысится эффективность налогового администрирования доходов местных бюджетов;

- сократится спрос на недвижимость за счет отказа обеспеченных людей инвестировать деньги в эту отрасль, что приведёт к снижению цен на жильё.

Правительство РФ планировало  начать введение налога на недвижимость в некоторых регионах страны начиная с 2012 г. Для этого обсуждалась проблема создания единой информационной базы недвижимости, которая до сих пор отсутствует [5].

В соответствии с действующим  налоговым законодательством налог  на жилое имущество с кадастровой  стоимостью до 300 тыс. руб., принадлежащее  физическому лицу, будет взиматься по ставке, не превышающей 0,1%, а по такому же имуществу, принадлежащему юридическому лицу – 2,2% от балансовой стоимости имущества. Таким образом, чтобы объединить в один налог жилую недвижимость и физических, и юридических лиц, придётся существенно понижать налоговую нагрузку юридических лиц за счёт повышения налоговой нагрузки физических лиц. А это противоречит социальной и регулирующей функциям налога [1].

Итак, в случае обложения  жилой недвижимости юридических  и физических лиц одним видом  налога для каждого вида налогоплательщиков придётся устанавливать разные ставки и использовать различные механизмы  определения налоговой базы. В  связи с этим рационально объединить в единый налог два налога:

-на имущество физических  лиц;

-земельный налог.

Отдельным налогом целесообразно  облагать имущество, принадлежащее  юридическим лицам.

Введению местного налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа:

-необходима информационная  основа для налога, формируемая   на базе государственного кадастра  объектов недвижимости, земельного  и градостроительного кадастров;

-необходим реестр собственников  недвижимости, реестр самой недвижимости;

-должна быть отработана  система эффективного функционирования.

В целях улучшения администрирования  предполагаемого к введению местного налога на недвижимость следует создать  специальные отделы:

-контролирующие правильность  его исчисления и взимания;

-осуществляющие контроль за соответствием сведений, содержащихся в кадастре, реальным показателям;

-несущие ответственность  за исчисление налога с объектов  незавершенного строительства.

В условиях сохраняющейся  в России инфляции необходима переоценка объектов недвижимого имущества.

Современный проект налога на недвижимость предусматривает замену только двух налогов:

-налога на имущество  физических лиц;

-земельного налога.

Наблюдается существенная либерализация  ранее предусмотренного проекта  взимания налога на недвижимость. Снизились  ставки налога. Ставка налога на недвижимость не должна превышать 0,1%.

В обновленном проекте  налога на недвижимость предусмотрены:

  1. стандартный налоговый вычет в размере 50 м2 на чел.:

-инвалидам,пенсионерам,участникам  ВОВ и т.д.

2) социальный налоговый  вычет в размере 20 м2 на чел.

Предлагаемые законодателем  стандартные и социальные льготы по местному налогу на недвижимость являются прогрессивными элементами его эволюционного  развития. Но, если сохранить в предлагаемом виде льготы для инвалидов, участников войны и пенсионеров, то это может  привести к тому, что недвижимость с высокой стоимостью будет переоформлена  на льготные категории граждан.

В этих условиях для обеспечения  реализации принципа всеобщности налогообложения  важнейшей проблемой является определение  реальных владельцев недвижимого имущества  и их потенциальных возможностей по уплате налога.

В процессе взимания единого  налога на недвижимость необходимо осуществлять дифференциацию налогоплательщиков в  зависимости от следующего условия: один или более объектов жилой  недвижимости находится в их владении. Для второй категории граждан  целесообразно установить более  высокие прогрессивные налоговые  ставки налога на недвижимость.

В обновленном варианте единый налог на недвижимость отнесён в  состав местных налогов РФ. Данный подход в целом соответствует  мировой практике взимания налога на недвижимость. Во многих индустриальных странах налог на недвижимость является местным налогом, при этом он обеспечивает преобладающую часть доходов муниципальных образований (к примеру в США – в среднем до 40% доходов муниципальных образований).

Исходя из экономических  и социальных условий, состояния  рынка недвижимости и стоимости  объектов недвижимости, целесообразно  предоставить право органам местного самоуправления, самостоятельно регулировать ставки в пределах минимальных и  максимальных ставок, установленных  федеральным законодательствам.

В условиях формирования налогового федерализма самостоятельность  местных бюджетов должна быть реальной, а не  декларативной. Местные органы власти имеют право влиять на отдельные  элементы по местным налогам. При  этом данный подход не противоречит Основным направлениям налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 г. в рамках реализации общей концепции снижения льгот по региональным и местным налогам.

В целях повышения налоговой  дисциплины и ответственности владельцев имущества, скрывающих недвижимость от государственной регистрации и  уплаты налога на недвижимость, в законодательстве необходимо предусмотреть жёсткие  меры наказания (финансовые и уголовные) за нарушения сроков регистрации  имущества.

Несмотря на имеющиеся  проблемы, введение налога на недвижимость должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения  в Российской Федерации.

Всё это позволит не только сохранить количество имущественных  налогов, но и установить для определения  налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих  объектов недвижимости.

 

Список литературы

  1. Алиев, Б.Х. Развитие налогового федерализма в условиях российских реформ / Б.Х.Алиев, Х.М. Мусаева // Налоги и финансовое право. – 2013. – №5.
  2. Горский,  И.В. Налог на недвижимость: за и против / И.В.Горский  // Финансы. – 2012. – №3.
  3. Шмелев, Ю.Д. О новой концепции налога на недвижимость физических лиц и механизм ее реализации / Ю.Д. Шмелев // Налоги. – 2012. – №1.
  4. Официальный сайт Государственного комитета статистикиhttp://www.gks.ru
  5. Официальный сайт Министерства финансовhttp://www.minfin.ru
  6. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службыhttp://nalog.ru

 

 


Информация о работе Введение единого налога на недвижимость в Российкой Федерации