Бюджеты и этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

На данный момент, в условиях повышающейся конкуренции на рынке гостиничного бизнеса, все больше внимания фирмы уделяют планированию своей деятельности. Бюджетирование помогает в управлении и последующем контроле за уровнем издержек на предприятии, эффективном использовании прибыли, управлении финансовыми потоками, определении оптимального уровня запасов.

Содержание работы

Введение
1. Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ
1.1 Планирование бюджета.
1.2 Разработка бюджета
1.3.Контроль исполнения бюджетов
1.4.Учет отклонений в бюджетировании
1.5.Бюджетный анализ
Заключение

Файлы: 1 файл

бюджетирование.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
 
 

       Введение

       На  данный момент, в условиях повышающейся конкуренции на рынке гостиничного бизнеса, все больше внимания фирмы  уделяют планированию своей деятельности.  Бюджетирование помогает в управлении и последующем контроле за уровнем издержек на предприятии, эффективном использовании прибыли, управлении финансовыми потоками, определении оптимального уровня запасов.

       Разработка  регулярных производственных и финансовых планов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетирование до сих пор остается слабым местом в управлении санаторно-курортного комплекса.

       Туризм  представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую  систему, а с другой — отрасль  экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, характерным для планирования в целом, безотносительно специфики отрасли или уровня, на котором оно осуществляется.

       На  сегодняшний день в большинстве  гостиниц Суздальского района отсутствуют  базовые элементы оперативного планирования.

       Бюджетирование  относится к выбору между альтернативными  действиями, а также включает в  себя анализ будущего состояния, постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

       Бюджетирование  требует ведения эффективного управленческого  учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия  на всех стадиях финансового цикла.

       Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией планирование экономической деятельности предприятия, является одним из самых важных показателей конкурентоспособности.

       Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением.

1. Этапы бюджетирования. Бюджетный анализ

       1.1 Планирование бюджета

         Бюджетирование означает принятие  управленческих решений, связанных  с будущими событиями, на основе  систематической обработки данных.

       В настоящее время бюджет компании представляет собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета. При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.

       Организация управленческого учета в системе  бюджетирования во многом зависит от содержания бюджетов и последовательности их формирования. Наиболее распространена следующая последовательность бюджетирования:

    • выделение сегментов деятельности и определение программы действий;
    • формирование коммерческого бюджета;
    • составление бюджета производственных расходов;
    • формирование бюджета закупок;
    • составление бюджета административных расходов;
    • формирование бюджета инвестиций;
    • составление прогноза (бюджета) движения денежных средств (финансового бюджета);
    • формирование прогноза прибылей и убытков, прогнозного баланса.

    На  этом этапе бюджетирования на предприятии  определяются направления, по которым  в дальнейшем будет производиться разработка бюджетов, назначаются ответственные за их разработку.

1.2 Разработка бюджета

       Разработка  бюджета включает в себя четыре основные этапа (рис. 1):

  • постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
  • анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
  • оценка проекта бюджета;
  • утверждение бюджета.

    

    Рисунок 1 - Схема разработки и реализации бюджета.

     

       При сборе исходной информации предусматривается  ответственность структурных подразделений  по предоставлению информации с целью  взаимоувязки показателей.

       Коммерческий  бюджет, формируемый для центра дохода, лежит в основе составления главного бюджета, так как он оказывает влияние практически на все бюджеты, входящие в систему. Этот бюджет включает доходы от реализации продукции и услуг и коммерческие расходы, связанные с данными продажами. Бюджет формируется на основе прогноза продаж, который в большинстве случаев определяется руководством компании, используя различные прогнозные оценки и обоснования на основе статистических и аналитических методов.

       Бюджет  продаж отличается от соответствующего прогноза тем, что прогноз является пассивным предсказанием какого-то неконтролируемого результата, а бюджет представляет собой обязательство менеджера центра ответственности предпринять необходимые действия для достижения желаемого результата, в том числе и объема продаж.

Бюджет  затрат

       Бюджет  производственных затрат формируется на основе производственной программы, которая составляется в физических единицах измерения с учетом степени использования производственных мощностей либо с учетом запланированных продаж и обеспечения необходимого уровня запасов готовых изделий.

       Бюджет  косвенных общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых расходов цехового характера, которые необходимы для обеспечения выполнения производственной программы. В бюджете следует выделить постоянную и переменную составляющие этих затрат в зависимости от объема производимой продукции. Это повышает точность прогнозирования и анализа.

       Бюджет  закупок материальных ресурсов занимает важное место в системе бюджетирования, так как он связан со значительным расходованием денежных средств и существенно влияет на эффективность производства, особенно в материалоемких производствах.

       Величина  затрат на приобретение сырья определяется исходя планируемой программы производства и необходимых для этого материальных ресурсов с учетом переходящих запасов и создания необходимого резерва, принимая во внимание время доставки и технологические особенности производства.

       Бюджет  административных расходов составляется для функциональных служб, относящихся к администрации. Данные расходы бюджетируют на основе принятых планов и программ с учетом организационной структуры предприятия. Сложность формирования данного бюджета состоит в том, что затраты по его статьям трудно прогнозируются ввиду их разнообразия и зависимости от различных факторов.

       Бюджет  инвестиций (капиталовложений) — один из самых важных бюджетов, так как залогом успешного функционирования предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы становится эффективно проводимая инвестиционная политика. Инвестиции осуществляются в соответствии с долгосрочными планами организации по капитальным вложениям,

       Финансовый  бюджет

       Финансовый  бюджет составляется для планирования и управления финансовыми потоками. Он характеризует поступление и выплату денежных средств в наличной и безналичной формах в течение бюджетного периода. Этот бюджет является сводным, так как в нем учитываются данные по всем бюджетам в части движения денежных потоков, поэтому амортизация и другие калькуляционные расходы, не требующие денежных средств, во внимание не принимаются. Структура бюджета включает три части: остаток денежных средств на начало и конец отчетного периода, ожидаемые поступления денежных средств и предстоящие платежи. Трудность при составлении данного бюджета состоит в том, что необходимо спрогнозировать реальные поступления денежных средств от покупателей, учесть платежи и отсрочки выплат поставщикам, рассчитать налоговые, финансовые и другие поступления и платежи. Результатом составления данного бюджета должно стать выявление прогнозируемого остатка денежных средств.

       Значимость  данного бюджета двойственная: с  одной стороны, расчетный остаток  денежных средств является необходимым  элементом при составлении прогнозного  баланса, с другой стороны, это инструмент управления финансовыми ресурсами, неотъемлемая часть управленческой деятельности финансового менеджера. Завершающим этапом составления системы бюджетов является формирование прогноза бюджета прибылей и убытков и прогнозного баланса основной деятельности.

       При составлении прогноза прибылей и  убытков сводятся воедино показатели затрат и выручки из других бюджетов: данные о доходах берутся из бюджета  продаж, а затраты — из соответствующих  бюджетов и группируются по статьям калькуляции или по экономическим элементам.

       Заключительным  шагом является составление прогнозного баланса, статьи которого должны быть агрегированы с целью лучшей обозримости и выделения наиболее значимых позиций для проведения сравнительного анализа.

       При разработке бюджетов необходимо уделять  должное внимание специфике отрасли  предприятия. Например, в гостиничном  бизнесе следует учитывать очень  высокие сезонные колебания спроса.

1.3.Контроль исполнения бюджетов

       Бюджетирование  всегда связано с предварительным, текущим и последующим контролем.

       Предварительный контроль проводится до начала выполнения действий по претворению намеченных целей предприятия. Его задача – установить, могут ли возникнуть какие-либо трудности, препятствующие выполнению этих планов. Данный вид контроля осуществляется в процессе формирования бюджетов: когда предполагаемые результаты могут быть далеки от требуемых, когда рассматриваются различные варианты действий до тех пор, пока составленный бюджет не будет соответствовать установленным критериям. В ходе предварительного контроля даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассматриваются необходимые для этого материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные ресурсы.

       Предварительный контроль затрат материальных ресурсов осуществляется при определении требований и стандартов приобретаемого сырья по качеству и цене, а также при выборе поставщиков, обеспечивающих эти условия. К методам предварительного контроля материально-производственных ресурсов относится также расчет необходимых запасов сырья, материалов, инструментов на уровне, достаточном дли бесперебойной работы предприятия и не позволяющем создавать излишков запасов на складе, отвлекать значительные денежные средства на их приобретение и хранение. В итоге формируется оптимальный бюджет закупок и расходования материально-производственных ресурсов с минимальными издержками по заготовлению, складированию и расходу.

       Предварительный контроль затрат трудовых ресурсов обеспечивается за счет тщательного анализа деловых, профессиональных качеств и навыков работников, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, отбора наиболее подготовленных и квалифицированных рабочих. Такой контроль включает также проверку рациональности размещения личного состава по рабочим местам внутри предприятия, соотношения между постоянными и временными работниками, расчет оптимальной численности персонала исходя из производственной программы и загрузки производственных мощностей, а также оценку стоимости рабочей силы для включения ее в бюджеты затрат.

Информация о работе Бюджеты и этапы