Инструменты управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Семь инструментов качества японской экономики, а именно диаграммы сродства, связей, древовидной. Документальное подтверждение Системы Менеджмента Качества. Управление качеством продукции на примере ЗАО столичный торговый дом «Милавица», который является VIP-дистрибьютором фабрики Милавица в России и работает в Москве более 10-ти лет.

Содержание работы

1. Инструменты управления качеством: диаграммы сродства, связей, древовидная 5
1.1 Диаграмма сродства
1.2 Диаграмма связей
1.3 Древовидная диаграмма
2. Документальное подтверждение СМК 9
3.Управление качеством продукции по этапу жизненого цикла 21
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

Введение

    1. Инструменты  управления качеством: диаграммы  сродства, связей, древовидная          5

     1.1 Диаграмма сродства

     1.2 Диаграмма связей

     1.3 Древовидная диаграмма

     2. Документальное подтверждение СМК      9

     3.Управление  качеством продукции по этапу  жизненого цикла          21

     Заключение

     Список  использованной литературы

 

     

     Введение

     Качество - понятие многоплановое, обеспечение  его требует объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. Проблема повышения  качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы  производителям товаров и услуг.

     Улучшение качества продукции - важнейшее направление  интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности  общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции  и эффективностью производства.

     Системы управления качеством, действующие  на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука  и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и  принципы, которые могут применяться  в каждой из них.

     Целью моей работы является изучение таких  инструментов управления качеством  как Семь инструментов качества японской экономики, а именно диаграммы сродства, связей, древовидной. А также рассмотреть  документальное подтверждение Системы  Менеджмента Качества.

     1. Инструменты управления качеством:  диаграммы сродства, связей, древовидная

     Существуют  следующие инструменты управления качеством:

     1. Распределение функций качества (QFD).

     2. Анализ причин и последствий  отказов (FMEA)

     3. Методы Тагути

     4. Групповые методы анализа и  решения проблем

     5. Статистический контроль

     6. Статистическое регулирование технологических  процессов

     7. Статистический анализ

     8. Семь инструментов качества японской  экономики.

     Большинство из них при анализе численных  данных, что соответствует требованию TQM: принимать решения, опираясь только на факты. Однако факты не всегда можно  выразить количественно, и для принятия решения необходимы знания в области  поведенческой науки, операционного  анализа, теории оптимизации и статистики.

     Именно  опираясь на эти знания, Союз японских ученых и инженеров разработал набор  инструментов, которые позволяют  облегчить задачу управления качеством  при анализе различного рода факторов.

     К этим инструментам управления относятся:

     1. Диаграмма сродства (affinity diagram)

     2. Диаграмма связей (interrelasionship diagram)

     3. Древовидная диаграмма (tree diagram)

     4. Матричная диаграмма (matrix diagram)

     5. Стрелочная диаграмма (arrow diagramm)

     6. Диаграмма процесса осуществления  программ (Process Decision Program Chart)

     7. Анализа матричных данных (matrix data analysis)

     Для перечисленных инструментов управления сбор данных осуществляют в период "мозговых штурмов".

     При проведении "мозгового штурма" руководитель группы обязан:

    • сформулировать обсуждаемую проблему;
    • собрать по обсуждаемой проблеме людей и четко сформулировать поставленные вопросы;
    • выбрать лидеров, хорошо знающих обсуждаемую проблему;
    • организовать непосредственное осуществление "мозгового штурма";
    • провести обработку результатов обсуждения.

     После проведения "мозгового штурма" выбираются данные и составляются различные  диаграммы.

 

     1.1 Диаграмма  сродства

     Эта диаграмма служит для определения  причин нарушения процесса и их систематизации для облегчения поиска мер, которые  направлены на их исключение. Например, важной задачей для компании является нахождение правильных методов осуществления  научных исследований и разработок с учетом условий, которые складываются в современном обществе в "эпоху  высокоэффективных технологий". При этом важным оказывается вопрос, как изменить существующую систему  обеспечения качества, чтоб она соответствовала  новым требованиям. Каждая такая  тема характеризуется множеством словесных  данных. Диаграмма сродства представляет собой метод систематизации основных проблем, требующих решения, подобранных  по принципу сродства того количества словесных данных, которое относится  к этим проблемам.

     Принципы  создания диаграммы сродства и определения  основных нарушений процесса с целью  принятия мер по их устранению .

     Диаграмма сродства является творческим средством организации больших количеств устных данных, таких как идеи, пожелания потребителей или мнения групп, участвующих в обсуждаемой проблеме по принципу сродства различных данных, и иллюстрирует скорее ассоциации, чем логические связи.

     Создавать диаграмму сродства предпочтительнее группой. Опыт показывает, что удобно использовать группу, которая состоит  из 6-8 человек, имеющих предварительный  опыт совместной работы.

     Создание  диаграммы может быть следующим.

     Определить  предмет или тему, которая станет основной для сбора данных.

     Собрать данные, которые группа произведет во время "мозгового штурма" вокруг насущной проблемы. Важным является то обстоятельство, что эти данные должны быть собраны беспорядочно. Каждое сообщение может регистрироваться на карточке каждым участником.

     Затем задача состоит в том, чтоб сгруппировать  родственные данные вместе по направлениям различных уровней согласно принципам  .

     Нужно найти карточки, которые кажутся  родственными в некоторой степени, положить эти карточки вместе. И  повторить этот шаг снова.

     Эту работу желательно проводить в тишине, избегая ненужных дискуссий. Во время  этого процесса будут обнаружены расхождения мнений в отношении  взаимосвязи различных данных. Однако опыт подсказывает, что наибольшая часть конфликтов рассеется в  последующей работе.

     Закончить работу нужно, когда все данные будут  приведены в порядок, т.е. собраны  в предварительные группы сродственных данных, когда вышеупомянутые конфликты  будут разрешены во время дискуссии.

     Необходимо  найти направленность каждой группы данных. Эта направленность должна в некотором смысле резюмировать сродство каждой группы данных. Это  можно сделать иначе, выбирая  одну карточку из группы и устанавливая ее во главе или формируя новую  направленность.

     Эту процедуру можно повторить с  резюмированием ведущих направлений, таким образом создавая иерархию. Анализ заканчивают, когда сгруппируют  данные в соответствии с подходящим количеством направлений.

     1.2 Диаграмма связей

     Диаграмма служит инструментом, который позволяет  выявить логические связи между  основной идеей или различными данными.

     Задачей этого инструмента управления служит установление соответствия основных причин нарушения процесса, с использованием диаграммы сродства, тем проблемам, которые требуют решения.

     Следует отметить, что есть некоторое сходство между диаграммой связей и причинно-следственной диаграммой.

     Так же, как и для диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих  группах. Важным является то, что исследуемый  предмет должен быть сначала определен. Основные причины, требуемые для  работы, можно сгенерировать, например, из диаграммы сродства или причинно-следственной диаграммы.

     в качестве примера показаны части  диаграммы связей при решении  проблем "недостатка понимания служащими  компании необходимости продолжения  качественных усовершенствований".

     Диаграмма связей, построенная в соответствии с возникшей проблемой: "неполное понимание сотрудниками необходимости  улучшения качества работы".

     1.3 Древовидная диаграмма

     Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных  средств решения возникших проблем  и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения.

     Древовидная диаграмма, созданная группой, является наиболее продуктивной. Процедура ее создания похожа на описанную для  диаграммы сродства, однако здесь  очень важно то, что предмет (проблема и т.п.), который должен исследоваться, точно определен и распознан.

     Древовидная диаграмма для решения проблемы, поставленной потребителем по "легкости в обращении" с регулировочным гаечным ключом.

     Древовидная диаграмма пожелания потребителя "легкость в обращении", которое  относится к регулировочному  гаечному ключу.

     Древовидная диаграмма может использоваться, например, в таких случаях:

    • когда неясно сформулированные пожелания потребителя в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне;
    • когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы;
    • когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, т.е. на этапе проектирования.

 

     2. Документальное  подтверждение СМК

     В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой  оценки качества и надежности своей  продукции.

     Была  структурирована шестиуровневая пирамида документации системы качества, куда входят:

    • концепция развития системы, философия качества, политика в области качества;
    • общее руководство и руководства по качеству подразделений;
    • основные процедуры и методики системы качества;
    • инструкции;
    • фактографические документы (формы, протоколы и т. д.).

     Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом гарантирующим  соответствие качества продукции требованиям  нормативно-технической документации (НТД) является сертификация. Сертификат от лат. certim - верно, facere - делать.

     Сертификация  в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и  кто устанавливает это соответствие.

     Сертификация - это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или  техническим условиям.

     Сертификация  продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с  целью подтверждения посредством  сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую. Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия. В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия. Сертификация - важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия. Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

Информация о работе Инструменты управления качеством