Инструменты управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 14:12, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономики рынок изменился: почти везде действует жесткая конкуренция. Это обусловлено тем, что потребитель стал ориентироваться на качество, а не на количество. На первый план выходят все более жесткие требования к соотношению цена/качество. И все это происходит на фоне неуклонного роста цен на энергоносители металлы, руду, дерева, полезных ископаемых и т.д. В то же время персонал уже не довольствуется прожиточным минимумом, люди переходят на новый уровень потребностей: они уже достигли безопасности, у них есть пища, они не страдают от недостатка общения.

Содержание работы

Введение__________________________________________________________4
Диаграмма сродства_____________________________________________7
Диаграмма связей (граф взаимозависимости)_________________________9
Древовидная диаграмма_________________________________________12
Матричная диаграмма___________________________________________14
Матрица приоритетов (анализ матричных данных)___________________18
Стрелочная диаграмма_________________________________________20
Диаграмма процесса осуществления программы (PDPS)______________22
Заключение_______________________________________________________24
Список литературы_________________________________________________25

Файлы: 1 файл

Орлов.docx

— 231.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Инноватика и менеджмент качества»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Управление качеством» 
Тема: «Инструменты управления качеством»

 

 

 

 

Студент                                  /                                     /        Васильева В.В. /

          (подпись)

Группа Т-4180              

 

Руководитель, профессор     /                                     /               Орлов В.Н./

           (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган  2013

Аннотация

 

   Темой данного реферата: «Инструменты управления качеством».

Объем реферата составляет 25 страниц,  11 рисунков, 7 источников литературы.    Реферат состоит из введения, семи глав и заключения.

 

   Цель написания реферата – научиться понимать сложные ситуации в управлении качеством посредством «семи инструментов управления качества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение__________________________________________________________4

  1. Диаграмма сродства_____________________________________________7
  2. Диаграмма связей (граф взаимозависимости)_________________________9
  3. Древовидная диаграмма_________________________________________12
  4. Матричная диаграмма___________________________________________14
  5. Матрица приоритетов (анализ матричных данных)___________________18
  6. Стрелочная диаграмма_________________________________________20
  7. Диаграмма процесса осуществления программы (PDPS)______________22

Заключение_______________________________________________________24

Список литературы_________________________________________________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       В условиях глобализации экономики рынок изменился: почти везде действует жесткая конкуренция. Это обусловлено тем, что потребитель стал ориентироваться на качество, а не на количество. На первый план выходят все более жесткие требования к соотношению цена/качество. И все это происходит на фоне неуклонного роста цен на энергоносители металлы, руду, дерева, полезных ископаемых и т.д. В то же время персонал уже не довольствуется прожиточным минимумом, люди переходят на новый уровень потребностей: они уже достигли безопасности, у них есть пища, они не страдают от недостатка общения. Теперь в цене признание и самореализация. Сегодня конкуренты непостижимым образом способны разработать, произвести и поставить на рынок свою продукцию в несколько раз быстрее, качественнее и дешевле. Все это ставит современные предприятия в весьма опасное положение. Их руководители обычно ищут причины в способах государственного управления, законах, нерадивости персонала и прочих «всемирных заговорах». Тем не менее, все выглядит проще. Организации не могут позволить себе работать так, как они работали 10, 20, 50 лет назад. Для изменения методов работы в последнее время разработано множество подходов. Одним из них является TQM (Total Quality Management), зародившийся в Японии в конце 70-ых годов.

 

     Большинство из инструментов контроля качества используются для анализа численных данных, что соответствует требованию TQM: опираться в принятии решений только на факты. Однако факты не всегда бывают численными по своей природе, и для принятия решения в этом случае необходимо знание поведенческой науки, операционного анализа, теории оптимизации и статистики. Поэтому Союз Японских Ученых и Инженеров на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе различного рода факторов. Эти инструменты получили название семи инструментов управления качеством или семи новых инструментов контроля качества. Хотя их объединяют все вместе, называя новыми, эти методы используются в разной мере различными компаниями. Наиболее часто они находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования, в отличие от других инструментов, находящих наиболее частое применение на этапе производства. Эти новые инструменты особенно подходят для совершенствования качества путем улучшения процесса проектирования продукта или услуги и включают следующие:

 

  1. диаграмма сродства (affinity diagram);
  2. диаграмма связей (interrelationship diagram);
  3. древовидная диаграмма (tree diagram);
  4. матричная диаграмма (matrix diagram);
  5. стрелочная диаграмма (arrow diagram);
  6. диаграмма процесса осуществления программы (Process Decision Program Chart – PDPC)
  7. матрица приоритетов (matrix data analysis).

Взаимосвязь между различными «новыми» инструментами

проиллюстрирована графически на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Семь новых инструментов управления качеством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диаграмма сродства

 

      Диаграмма сродства – инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса путём объединения устных данных [1].

      Диаграмму сродства иногда называют КJ – методом (по имени её основоположника, японского ученого Джиро Кавакита). Диаграммы сродства строятся в тех случаях, когда имеется большое число идей, точек зрения и информации, которые необходимо сгруппировать для выяснения их взаимоотношений. Принципы построения диаграммы показаны на рисунке 2 .

 

     Данная методика часто используется вслед за мозговой атакой для того, чтобы творческим образом соотнести те идеи, которые были высказаны. Процедура создания диаграммы может быть следующей [3]:

    1. Определить предмет или тему, которая станет основой для сбора данных.
    2. Собрать данные, которые группа выскажет во время «мозговой атаки» вокруг злободневной темы. Важным является то, что эти данные должны быть собраны беспорядочно. Каждое сообщение может регистрироваться на карточке каждым участником.
    3. Затем задача состоит в том, чтобы сгруппировать родственные данные вместе по направлениям различных уровней.

 

     Эта компиляция может быть сделана следующим образом: находятся карточки, которые кажутся родственными в некоторой степени; их складывают вместе. Затем ещё раз. Работа заканчивается, когда все данные приведены в порядок, т.е. собраны в предварительные группы сродственных данных. Надо найти направленность каждой из групп данных. Эта направленность должна в некотором смысле резюмировать сродство каждой группы данных. Это можно сделать иначе, выбирая одну карточку и устанавливая её во главе или формируя новую направленность.

 

     Эту процедуру можно повторить с резюмированием ведущих направлений, таким образом создавая иерархию. Анализ заканчивают, когда сгруппируют данные в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Диаграмма сродства: ошибка при написании текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диаграмма связей (граф взаимозависимости)

 

    Диаграмма связей (граф взаимозависимости) - инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными [4]. В основе диаграммы лежит примерно тот же подход, что и при построении диаграммы сродства. Берётся центральная идея, вопрос или проблема и определяются звенья, которые связывают отдельные факторы, имеющие отношение к вопросу или проблеме. Таким образом, диаграмму связей можно построить на тех идеях, которые появляются при построении диаграммы сродства, стараясь найти те звенья, которые ведут к критическому результату. Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства, которая сама по себе была творческая.

Рассмотрим примеры ситуаций, когда диаграмма может быть полезной:

Когда тема (предмет) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены при помощи обычного обсуждения.

  1. Когда временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей.
  2. Когда подозревается, что проблема, затронутая в вопросе, является исключительно симптомом более фундаментальной незатронутой проблемы.

Принципы построения диаграммы связей показаны на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3 - Принципы построения диаграммы связей

 

    Так же как и для диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих группах. Важным является то, что исследуемый предмет (результат) должен быть сначала определен. На рисунке 4 приведена диаграмма связей в соответствии с поставленным вопросом: «Почему

появляются ошибки при наборе текста?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Диаграмма связей: ошибка при наборе текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Древовидная диаграмма.

 

    Древовидная диаграмма, или систематическая диаграмма, - инструмент, обеспечивающий путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи, или удовлетворения нужд потребителей, представленных на различных уровнях [2]. Древовидная диаграмма может быть рассмотрена как продолжение диаграммы связей. Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы иллюстрируется на рисунке 5. Древовидная диаграмма, созданная группой, является наиболее продуктивной [5]. Процедура ее создания похожа на описанную для диаграммы сродства, однако здесь очень важно то, что предмет (проблема и т.п.), который должен исследоваться, точно определен и распознан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Принцип построения древовидной диаграммы

 

     Древовидная диаграмма может использоваться, например, в следующих случаях [5]:

  1. Когда неясно сформированные пожелания потребителя в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне.
  2. Когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы.
  3. Когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, т.е. на этапе проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Матричная диаграмма

 

    Матричная диаграмма – инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными. Этот инструмент служит для организации огромного количества данных, так что логические связи между различными элементами могут быть графически проиллюстрированы [4].

 

   Целью матричной диаграммы является изображение контура связей и корреляций между задачами, функциями и характеристиками с выделением их относительной важности. Поэтому матричная диаграмма в конечном виде выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также показывает степень зависимостей этих факторов от причин их возникновения и мер по их устранению. Такие матричные диаграммы называются матрицами связей (рисунок 6). Они показывают наличие и тесноту связей компонентов, например причины А с компонентами фактора В. Связь между компонентами А и B в матрицах связей изображается с помощью специальных символов, характеризующих степень тесноты этих связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 - Матрица связей

 

a1, a2 … ai и b1, b2 … bj – компоненты исследуемых объектов A и B, которые

характеризуются различной теснотой связей: ● - сильные, ◘ - средние, ○ - слабые.

 

     Если в строке матрицы связей отсутствует какой-либо символ, то это означает, что связь между данной компонентой ai и всеми компонентами B отсутствует. Если символ отсутствует в столбце матрицы, то, следовательно, компонента bj , соответствующая столбцу, не влияет ни на одну из причин в соответствующей строке. Символ, стоящий на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, указывает не только на наличие связи между соответствующими компонентами, но и на тесноту этой связи, как это показано на рисунке 6.

 

   На практике применяют различные по своей компоновке матрицы связей. Основной и наиболее распространенной из них является матричная диаграмма в форме L (на самом деле она имеет форму зеркального отражения буквы L). Второе ее распространенное название - таблица качества. В случае L-формы (или таблицы качества) две взаимосвязанные группы компонент, например причины А и фактора В, представлены соответственно в строках и столбцах матрицы, с помощью которой необходимо установить связь между отдельными компонентами, как это показано на рисунке 7, например, для компонент а3 и b3. Корреляция может быть сильной, средней, слабой [4].

Информация о работе Инструменты управления качеством