Качество продукции, показатели и оценка его уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Управление качеством следует рассматривать как комплексную систему, состоящую из совокупности управляющих органов и объектов управления, как неотъемлемую, а не автономную часть управления пред-приятием. Поэтому все организационные вопросы управления качеством необходимо решать с учетом конкретных особенностей не только каждого вида продукции, но и отдельного предприятия.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1. Качество продукции, показатели и оценка его уровня..........................5
2. Международная стандартизация продукции и ее сертификация.......11
3. Система управления качеством продукции..........................................16
4. Организация технического контроля качества продукции.................22
Заключение...................................................................................................29
Список литературы......................................................................................31

Файлы: 1 файл

Контроль качества.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан  на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международная стандартизация  продукции и ее сертификация

 

Международные стандарты  ИСО 9000: 2000 «Система менеджмента качества» включают:

• ИСО 9000 «Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

• ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и /или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

• ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

• ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

• ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Во многих странах  эти стандарты приняты как национальные.5

Развиваются такие направления, как оценка систем качества предприятия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация систем. С учетом прогрессивного характера международных стандартов ИСО серии 9000, последнего издания (2000), их регулирующей роли при выходе на внешний рынок и установлении прямых хозяйственных связей стандарты ИСО серии 9000 приняты Госстандартом России для прямого использования в виде:

• ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система  менеджмента качества. Основные положения  и словарь;

• ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система  менеджмента качества. Требования;

• ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система  менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Система менеджмента  качества включает:

1) планирование качества;

2) обеспечение качества;

3) контроль качества;

4) совершенствование качества.

Для создания системы менеджмента  качества необходимо: идентифицировать все ключевые процессы предприятия; установить последовательность и взаимосвязь между этими процессами; установить критерии и методы контроля параметров и процессов; обеспечить наличие информации, необходимой для реализации и мониторинга процессов; измерять, отслеживать, анализировать процессы и выполнять действия, необходимые для достижения установленных результатов и непрерывного совершенствования.

Международные стандарты применяются  в следующих ситуациях:

1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции сформулированы в виде эксплуатационных характеристик;

2) когда потребитель уверен в  том, что поставляемая продукция  соответствует установленным требованиям. Поставщик должен представить доказательства своих возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания. Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям. Это включает подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта, и эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.

Особенности международных стандартов ИСО серии 9000: применение системного подхода к управлению качеством продукции; ориентация на потребителя; регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции; управление качеством продукции осуществляется по всем основным функциям (кроме мотивации и регулирования); документальное (желательно количественное) оформление конкретных требований; рекомендательный характер.6

Мировой опыт свидетельствует  о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам отечественным или международным (ИСО), является сертификация.

Слово сертификация в  переводе с латинского означает «сделано верно» (certum - верно, facere - делать). Чтобы убедиться, что продукт труда «сделан верно», качественно, необходимо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом можно получить достоверные- доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Установление соответствия показателей (параметров) качества продукции  заданным требованиям сопряжено  с ее испытаниями.

Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одного или нескольких показателей (параметров) качества продукции в соответствии с установленной процедурой в испытательных лабораториях. Такие лаборатории могут быть самостоятельными структурами либо составной частью одного из органов по сертификации.

Доказательство соответствия показателей качества продукции (в испытательных лабораториях) производится по той или иной системе сертификации и выбранной схеме.

По правовому статусу  выделяются обязательные, добровольные и самостоятельные системы сертификации.

Обязательная система  сертификации создается для продукции, на которую в научно-технической документации должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать, но и производить продукцию.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов  и законодательных и нормативных  актов и обеспечивает доказательство соответствия продукта (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов.

В Республике Беларусь обязательная сертификация введена законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг».

Добровольная система  сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации, в том числе зарубежной. Данный вид сертификации является важным элементом повышения конкурентоспособности продукции.

Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами обязательной сертификации. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

Самостоятельная система  сертификации создается изготовителем продукции. По существу самостоятельная сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям научно-технической документации.

В системах сертификации третьей стороной (обязательная и  добровольная системы) применяются  два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте труда.

Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуги) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.7

Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, его  отдельным разделам или конкретным характеристикам (показателям качества) продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представленная в сертификате, должна обеспечивать возможность ее сравнения с результатами испытаний, на основе которых он выдан.

Знак соответствия - это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия ограничен  определенной системой сертификации, что указывает на обязанность  этой системы контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации.

Знак соответствия подтверждает качество продукции и, как правило, размещается на сертификатах, таре и упаковке.

Сертификация и маркировка продукции может быть осуществлена в соответствии с требованиями европейских норм стандартизации. В качестве единого знака соответствия принят знак «СЕ».

 

 

 

 

3. Система управления качеством продукции

 

Работа по обеспечению  качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии  системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной.

Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, — залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.

11

1 — маркетинг и  изучение рынка;

2 — проектирование  и разработка продукции;

3 — планирование и  разработка процессов;

4 — закупки;

5 — производство или  предоставление услуг;

6 — проверка;

7 — упаковка и хранение;

8 — реализация и распределение;

9 — установка и ввод в эксплуатацию;

10 — техническая помощь и  обслуживание;

11 — послепродажная деятельность;

12 — утилизация или переработка  в конце последнего срока службы.

Система качества представляет собой  совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества», рис 1.), сочетания обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.

Система качества должна: обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции; обеспечивать участие в управлении качеством  всех работников предприятия; устанавливать  ответственность на всех этапах управления; обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятельностью снижения затрат; обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов; обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю; устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы; устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.8

Управление качеством продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Управление качеством продукции  на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). КСУКП имела ряд особенностей: система являлась объектом организационного проектирования; в своей основе она базировалась на разработке технологических карт управления — организационно-регламентированных стандартов предприятия (СТП); система была создана на основе обобщения и анализа передового опыта по управлению качеством продукции; в системе четко определялись цели, принципы и функций управления качеством.

КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырем стадиям жизненного цикла  изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуатация), предусматривала выполнение следующих функций.

1. Прогнозирование потребностей, технического  уровня и качества продукции.

2. Планирование повышения качества  продукции.

3. Аттестация качества продукции.

4. Разработка и постановка продукции  на производство.

5. Технологическая подготовка производства.

6. Материально-технологическое обеспечение.

7. Метрологическое обеспечение  качества продукции.

8. Подбор, расстановка,  воспитание и обучение кадров.

9. Обеспечение стабильного  уровня качества продукции.

10. Организация хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта.

11. Стимулирование повышения  качества продукции.

Информация о работе Качество продукции, показатели и оценка его уровня