Концепция управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Содержание работы

Введение
1. Концепция управления качеством
2.Структура системы менеджмента качества

Файлы: 1 файл

контр управ кач.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение

1. Концепция управления качеством

2.Структура системы менеджмента  качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

 Вот почему знание TQM и его  применение на практике в ближайшем  будущем станут необходимыми  руководителям не только крупных, но и малых предприятий.

Всеобщее управление качеством - это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

. Система менеджмента качества (СМК) – это часть общей системы  управления компанией, которая функционирует  с целью обеспечения стабильного  качества производимой продукции  и оказываемых услуг.

В контрольной работе мной рассмотрены такое понятие, как всеобщее управление качеством и структура системы менеджмента качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция управления качеством

 

 Управление качеством трактуется как часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнении требований качества. То есть это действия, использующие методы и виды деятельности оперативного характера в целях удовлетворения требований к качеству. А улучшение качества — как часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличении его эффективности и продуктивности.

Беспощадная борьба на мировых рынках за сбыт товаров, за покупателей, жесткая политика вытеснения конкурентов привели к быстрому развитию методов и средств, повышающих качество продукции.

В последние годы предпочтение получило система TQM – Всеобщее управление качеством, ориентирующая все подразделения организации на качество с конечной целью удовлетворения ожиданий покупателей (потребителей) и получения максимально возможной прибыли.

Промышленники развитых стран все чаще рассматривают стандарты ИСО 9000 как необходимую, но недостаточную основу современных и, тем более, будущих систем качества. Все большее значение в промышленности развитых стран (США, Германия, Великобритания, Япония и др.) придают идеологии TQM, т.е. всеобщему управлению качеством.

Цели идеологии представлены на рис.1.

 

 

 

Концепция ТQМ базируется на следующих принципах, которые, на первый взгляд, покажутся не очень сложными  (рис.5). Отметим, что все они опираются на международный опыт и на теоретические исследования. Необходимо отметить, что в каждом из 14 принципов кроется пакет требований и подходов. Эти принципы определяют идейное содержание концепции ТQМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
















 

 

Рис. 2. Принципы TQM

Бенчмаркинг – методика управления, направленная на улучшение качества и достижения превосходства в конкурентной борьбе, которая предусматривает: влияние критичных для успеха функций; определение лидера в той области, где чувствуется наличие собственных недостатков; исследование конкурентоспособной информации; разработка методов измерений показателей и т.д.

    «Мостом» для перехода  от концепции стандартов ИСО  к концепции ТQМ служит стандарт  ИСО 9004-1. Именно этот стандарт  содержит основные рекомендации  по всеобщему управлению качеством.

 

     Всеобщее управление  качеством – это технология  руководства процессом повышения  качества, которая состоит из  трех составных частей.

1. Коренная, ключевая система – это средства и методы, применяемые для анализа и исследований.

2. Система технического обеспечения – это программы и приемы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению.

3. Система непрерывного развития самих принципов и содержания ТQМ.

Цель ТQМ – достижение более высокого качества продукции и услуг. Что подразумевается под более высоким качеством? Японская концепция предусматривает четыре уровня качества (рис.3)

 


 

Первый уровень оценивается как соответствие или несоответствие требованиям стандарта. Инструментами служат статистический контроль качества и организационная структура производства.

Второй уровень – продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требования, лишь в этом случае она будет пользоваться спросом на рынке. Все подразделения предприятия должны работать как единое целое, о качестве заботиться не только производственные отделы, но и службы маркетинга, разработок, сервиса, контроля качества, сбыта и т.д.

 

Третий уровень – высокое качество при низкой цене. Для того чтобы добиться таких результатов, следует изменить всю систему работы. Единственный путь достижения низкой стоимости при высоком качестве – бездефектное производство.

Создание такого производства зависит от сознательности рабочих и их усилий по обеспечению качества. Рабочие должны постоянно выявлять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Качество создается не проверкой или высокоточным оборудованием, а постоянным стремлением рабочих, занятых в процессе производства, к повышению качества. Если стремление к улучшению качества организовано на каждой ступени производства, то дефекты, переделки, отходы сводятся к минимуму. Это и есть «контроль процесса» персоналом фирмы.

Четвертый уровень – соответствие скрытым потребностям. В богатых странах (США, Япония и т.д.) рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные требования покупателя. Поэтому преимущественно при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности. Потребитель не подозревает, чего ему хочется, но когда ему предлагают купить что-то оригинальное, он понимает, что именно это ему нравиться и подходит.

 ТQМ позволяет представить  широкое понимание качества. На  рис. 7 приведена взаимосвязь составляющих ТQМ.

      Эффективность ТQМ зависит от следующих основных условий:

  • Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;
  • Инвестиции вкладываются в людей, а не в оборудование;
  • Организационные структуры создаются или преобразуются под всеобщее управление качеством.

ТQМ реализуется на предприятии благодаря применению определенного набора приемов и средств, к  которым относятся: управление качеством, процессами, персоналом, ресурсами. Рынок существенно влияет  
на процесс внедрения ТQМ. Руководство предприятия должно заняться ее внедрением в рамках подходящей для этого организационной структуры.

Все больше в управление качеством учитывается влияние культуры предприятия, не редко говорят о «здоровье предприятия». Речь идет о психологическом климате на предприятии и его влиянии на все процессы  и в конечном итоге на прибыль. Непрерывное развитие культуры приводит к повышению качества производимой продукции.

Следует отметить, что концепция ТQМ и концепция ИСО не только  не противоречит друг другу, а наоборот – взаимно дополняют друг друга. При этом стандарты ИСО устанавливают определенный минимум требований, который должен быть соблюден в отношениях между производителем и потребителем продукции. Концепция ТQМ предназначена только для внутренних нужд производителя. По-видимому, основная концепция ТQМ  будет еще долго сохраняться как ориентир развития предприятий, организаций, и, может быть, политических структур и администраций различного толка. Основой такого предположения является то, что в ТQМ концентрированно выражены цели, альтернативы которым трудно представить.

ТQМ занимает позицию агрегирующей концепции нового менеджмента и поэтому потенциал ТQМ и способность оставаться свежим у ТQМ достаточны на долгие годы.

Будущее ТQМ зависит так же и от привычки людей менять ключевые слова, когда предыдущие оказались «затертыми». Возможно, поэтому на базе ТQМ возникнет другая концепция, претендующая на общность подходов, например, это может быть бизнес – совершенство.

 

                        2.Структура системы менеджмента качества

 

Обобщая различные определения, разработанные ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Можно сказать, что СМК – представляет собой документированную систему менеджмента, позволяющую применить процессный подход ко всем аспектам деятельности организации и обеспечивающую эффективное взаимодействие и совершенствование рабочих методик и процессов, включая производство продукции. Данная система менеджмента основывается на стандартах и принципах, определяющих методы осуществления эффективного менеджмента качества.

Система менеджмента качества (СМК) – это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.     Методология системы менеджмента качества (СМК) базируется на принципах системного и процессного подходов. Принцип системности реализуется в управлении компанией, как системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей. Процессный подход позволяет выделить процессы, в наибольшей степени влияющие на достижение целей. При этом идентифицируются и измеряются входы и выходы процессов, внутренние и внешние заказчики, поставщики и другие заинтересованные стороны.

 Таким образом, выполняемые  процессы в рамках жизненного цикла продукции определяют построение организационной структуры предприятия. Выполнение всех процессов для всех элементов организационной структуры документируется. При этом эффективность функционирования системы качества на каждом уровне подтверждается соответствующими данными о качестве

 

 Соответственно, современная система  менеджмента качества объединяет  в себе организационную структуру, структуру документации и информационную  структуру, а также процессы, влияющие  на качество. Очевидно, что для эффективного функционирования указанные структуры должны быть взаимосвязаны, полностью охватывать организацию и все процессы.

Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК - это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.

СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Структура СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.

По определению ISO, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.

Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").

Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.

Информация о работе Концепция управления качеством