Конкурентоспособность управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

В настоящий момент в России и во всем мире качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.
Именно из-за важности проблемы обеспечения качества продукции, я в данном реферате рассмотрю показатели, характеристики качества, управление качеством работ, стандартизация продукции, сертификация продукции.

Содержание работы

Введение. 3
1. Сущность качества продукции и ее характеристики. 5
1.1 Показатели качества продукции. 6
1.2 Конкурентоспособность продукции, оценка качества. 10
2. Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества. 12
3. Стандартизация продукции, работ (процедур), услуг, ее значение и сфера применения. 15
Заключение. 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

СОРОКИНА.docx

— 256.32 Кб (Скачать файл)

Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции является комплексной  и требует системного подхода  к ее решению.

2. Управление качеством продукции,  работ, услуг. Система качества.

Управление качеством продукции  должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Политика  в области качества – это основные направления и цели организации  в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется  таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать  весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и  документальное оформление руководством предприятия политики в области  качества является первичным актом  при создании системы качества.

Система качества -  это «совокупность  организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством»1.

Модель  обеспечения качества – это стандартизированный  или избранный набор требований системы качества, объединенных с  целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

С целью  разработки единообразного подхода  к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной  организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты 9000, которые приняты  к применению на территории РФ2.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для  внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества, установленные  в стандартах, представляют три четко  различимые формы требований к системе  качества. Требования стандартов к  системе качества являются дополнительными  по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты  устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения  в систему качества. Стандарты являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля  качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных  стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать вес стадии «петли качества», или  жизненного цикла продукции:

1) маркетинг,  поиски и изучение рынка; 

2) проектирование  и/или разработка технических  требований, разработка продукции; 

3) материально  – техническое снабжение; 

4) подготовка  и разработка производственных  процессов; 

5) производство;

6) контроль, проведение испытаний и обследований;

7) упаковка  и хранение;

8) реализация  и распределение продукции; 

9) монтаж  и эксплуатация;

10) техническая  помощь и обслуживание;

11) послепродажная  деятельность;

12) утилизация  после использования изделия.

По характеру  воздействия на этапы «петли качества»  в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение  качества, управление качеством, улучшение  качества.

Обеспечение качества – вес планируемые и  систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также  дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной  уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые  к качеству.

Управление  качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного  функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической  эффективности.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности  и результативности деятельности и  процессов с целью получения  выгоды как для организации, так и ее потребителей.

Структуру системы качества отражают следующие  документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме  описанного выше, организационную структуру  производства; методические документы  общего характера; рабочие инструкции; справочники и др.

Система качества должна обеспечить:

  • управление качеством на всех участках «петли качества»;
  • участие всех работников в управлении качеством;
  • неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат;
  • проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
  • обязательность выявления дефектов и устранения их  в производстве.

Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; подряд проведения периодических проверок, анализа и совершенствования  системы; порядок документального  оформления всех процедур системы.

  3. Стандартизация продукции, работ (процедур), услуг, ее значение и сфера применения.

Стандарт - это в переводе с английского  «норма», «мерило», «образец».

Стандартизация -  это деятельность по установлению норма, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения3:

    • Безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    • Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
    • Качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
    • Единства измерения;
    • Экономии всех видов ресурсов;
    • Безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
    • Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон Российской Федерации «О стандартизации»  устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации  работ в области стандартизации, которые являются едиными для  всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также  общественных объединений.

 

                     Функции стандартизации, объекты, нормативные

документы по стандартизации.

 

Стандартизация выступает нормативной  основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция реализуется в следующих  областях:

    • Представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и понятной форме;
    • Повышение качества и конкурентоспособности продукции, поскольку благодаря стандартизации продукции становится возможным проведение объективной оценки уровня ее качества и конкурентоспособности и соответственно разработки направлений их повышения;
    • Внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
    • Увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;
    • Взаимозаменяемость и совместимость. Стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
    • Эффективное управление производством, поскольку стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции, работ, услуг, который  соответствует социальным показателям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением безопасностью людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя  тем самым достижению  необходимого для общества взаимопонимания и  расширяя взаимообогащающий обмен информацией.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в РФ является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт  России).

В области  стандартизации Госстандарт осуществляет следующие функции4:

    • Формирует государственную политику в области стандартизации;
    • Осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
    • Участвуют в работах по международной (региональной) стандартизации;
    • Организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;
    • Устанавливает правила применения международных (региональный) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

В РФ сформирована Государственная  система стандартизации (ГСС РФ). Она построена на единых для всей страны организационно-технических  правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и  на всех уровнях управления, а также  форм и методов взаимодействия при  этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, методу или деятельности.

Перечень  нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним  закреплены Законом Российской Федерации  «О стандартизации».

Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный  широкому кругу потребителей (пользователей).

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся:

    • государственные стандарты;
    • международные стандарты;
    • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
    • стандарты отраслей;
    • стандарты предприятий;
    • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;
    • нормы и правила по стандартизации.

Соблюдение обязательных требований стандартов подлежит контролю и надзору  со стороны Госстандарта России и  его территориальных органов, а  также других органов государственного управления (комитеты, федеральные  службы, инспекции в области экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, атомной энергетики и  т.п.).

Важным  направлением повышения качества продукции  и конкурентоспособности отечественных  производителей является применение международных  стандартов, гармонизация национальных стандартов и методов испытаний  на международном уровне. В современных  условиях это обеспечивается на основе участия России в деятельности международных  организаций по стандартизации и  метрологии, что способствует разработке межгосударственных стандартов, проведению конкретных работ в областях  межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации и развитию на этой основе международной торговли и  международного сотрудничества.

 

 

 

Заключение.

Решение любой крупной проблемы невозможно без эффективного управления, которое  предполагает сосредоточение всего  внимания и сил на основном направлении. Весь опыт и потенциал науки, техники, промышленности, вес знания и умения работающего населения следует  направить на решение самой неотложной проблемы – повышение качества, удовлетворяющего потребителей, и соответственно создание конкурентоспособной продукции и услуг. «Есть реальная опасность, что если этого не сделать ныне, то завтра мы будем иметь крайне негативные, может быть, необратимые последствия для нашей страны и всего народа»5. В современных условиях в первую очередь это зависит от существенного совершенствования управления качеством, которое неразрывно связано в конечном итоге с повышением эффективности всего производства.

Информация о работе Конкурентоспособность управления качеством