Контрольная работа по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Основные виды документации
Основными предпосылками строгой документации систем качества являются:
• периодическая фиксация данных о фактическом качестве и функционировании системы качества;
• высокие требования к качеству и выполнению действий по его обеспечению;
• закрепление лучших традиций и накопленного опыта организации работ в системе качества.

Содержание работы

Документационное обеспечение управления качеством …………….3
Стандартизация и сертификация в управлении качеством……………8
Список используемой литературы…………………………………….22

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный архитектурно-

строительный университет

Себряковский филиал

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Управление качеством

 

 

 

Выполнил:

Ст. гр. ЭУП-51з

Сухарева Д.С.

                                                                             Проверил:

доцент, к.э.н.

Суркова О.А.

 

 

 

 

 

 

Михайловка 2014

 

Содержание:

  1. Документационное обеспечение управления качеством …………….3
  2. Стандартизация и сертификация в управлении качеством……………8
  3. Список используемой литературы…………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Основные виды документации

Основными предпосылками строгой документации систем качества являются:

• периодическая фиксация данных о фактическом качестве и функционировании системы качества;

•  высокие требования к качеству и выполнению действий по его обеспечению;

•  закрепление лучших традиций и накопленного опыта организации работ в системе качества.

К основным документам, регулирующим систему качества на предприятии, относят:

А) Справочник по качеству для всей организации. Он является основным документом, используемым для подтверждения и описания документированной системы качества. Как правило, в нем содержится сформулированная высшим руководством организации политика в области качества, организационная структура и цели по качеству.

Задача справочника: определить структуру системы качества, одновременно выполняя роль постоянного справочного пособия по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии системы управления качеством.

Объем справочника: 90-120 листов. Он включает 20 глав по числу основных элементов системы (согласно МС ИСО 9001).

Б) Методические документы общего характера.

Как правило, к ним относятся стандарты предприятия (документированные процедуры качества), которые регламентируют порядок и последовательность осуществления действий в системе качества (рабочие инструкции по проектированию, материально-техническому снабжению и организации процессов). Объем всех документов варьируется от 200 до 400 страниц. В) Набор рабочих инструкций для исполнителей, справочники и другая документация системы. Количество и объем этих документов может меняться в зависимости от типа производства и продукции.

2. Программы качества

По каждому виду продукции или процессу в организации должны реализовываться программы качества, взаимосвязанные со всеми другими требованиями системы качества организации и обеспечивающие исполнение конкретных требований к товару, проекту или контракту.

Программа качества — документ, регламентирующий конкретные мероприятия в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.

При создании на предприятии системы качества одним из основных моментов является разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. При этом, необходимо адаптировать специфические рекомендаций ИСО к реальным условиям так, чтобы не нанести вред производству, а упорядочить и систематизировать используемые методы и документы по управлению качеством в соответствии с перечнем элементов, рекомендуемых ИСО. Для создания и корректировки нормативных документов отдел управления качеством должен составить, утвердить у руководства соответствующий план-график с указанием конкретных исполнителей и сроков работ. Следует исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями, и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций, вся работа должна быть тщательно скоординирована и отлажена.

Для окончательного формирования документации системы качества требуется создание обобщающего документа, в котором должно быть представлено общее описание системы качества. Такое описание предусматривают стандарты ИСО 9000 в виде Руководства по качеству. Руководство по качеству может представляться заказчикам при заключении контрактов, независимым экспертам — при проверках системы качества с целью ее сертификации. Указания по разработке Руководства по качеству приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководства по качеству». В «Руководстве по качеству» должна содержаться следующая информация: • краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции;

•  структура системы качества;

•  структура и функции службы качества;

•  сфера применения и статус Руководства;

•  политика предприятия в области качества;

• распределение функций, ответственности и полномочий высших руководителей в области качества;

•  функции и элементы системы качества с указанием исполнителей и кратким изложением методов их выполнения.

Описание составляющих элементов «Руководства по качеству» желательно давать в той же последовательности, в какой они изложены в стандартах ИСО 9001, 9002, 9003-1994 г. или в стандарте ИСО 9001-2000 г. Это облегчит работу при представлении системы качества заказчикам, а также аудиторам при сертификации системы на соответствие стандартам ИСО 9000. Если же из-за особенностей предприятия в Руководстве по качеству невозможно соблюсти последовательность элементов по ИСО 9000, рекомендуется представить переходную таблицу с указанием соответствия номеров элементов стандарта ИСО и Руководства по качеству. В качестве иллюстративного материала в Руководстве необходимо привести структурную схему системы качества. В случае, если в организации разработана функциональная схема, ее также целесообразно включить в Руководство, что поможет показать не только «устройство», но и «работу» системы качества. После выполнения перечисленных этапов можно считать, что система качества разработана и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.

Необходимо помнить, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т. е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.

3. Создание программ  обеспечения качества

Программа обеспечения качества необходима при создании нового вида товара или процесса или при внесении существенных изменений в уже существующий товар, продукцию или процесс.

В зависимости от целесообразности программы качества могут быть включены в Руководство по качеству или же Руководство по качеству может содержать ссылки на них. Программа качества может быть частью более крупного общего плана.

Информация, которая должна содержаться в программах качества:

•  цели в области качества (процент отдачи и надежность, технические требования, однородность, эффективность, эстетические показатели, коэффициент использования, продолжительность цикла, затраты, природные ресурсы);

•  четкое распределение обязанностей и полномочий на различных этапах осуществления проекта;

•  этапы процессов, которые составляют основу деятельности организации;

•  программы испытаний, контроля, изучения и проверки на различных этапах (например, проектирование, разработка);

•  документированная процедура внесения изменений и поправок в программу качества по мере реализации проектов;

•  методика измерения уровня достижения целей в области качества и т. д.

В программах на основе анализа конструкторской и технологической документации, как правило, составляется поузловой график проектирования и изготовления продукции, устанавливается контроль наиболее ответственных этапов работ, определяются основные параметры и характеристики, подлежащие контролю, и необходимые средства измерений или даются ссылки на соответствующие документы, указываются программы и методики испытаний.

Так как, при создании и воплощении таких программ участвуют разные подразделения, в документации системы качества целесообразно предусмотреть стандарт по их разработке. Создание и согласование программ с заказчиками требуют выполнения большого объема работ, но в результате эти программы упорядочивают и делают наглядной всю работу по обеспечению качества изделий, на которые они разработаны.

Вся документация, разрабатываемая в процессе создания систем качества, должна отвечать следующим требованиям:

•  документация должна содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах, осуществляемых в системе качества, а также о способах регистрации данных о качестве;

•  каждый документ должен быть адресован конкретным исполнителям;

•  каждый документ должен отражать изменение условий обеспечения качества в организации;

•  каждый документ должен иметь название, условное обозначение, код позволяющий обнаружить его принадлежность к определенной части системы;

• документ должен быть подписан, утвержден и введен в действие уполномоченными лицами;

•  документация должна охватывать все аспекты деятельности организации: организационные, экономические, социальные, технические, правовые и т. д.

•  соответствие требованиям международных стандартов;

•  текст должен быть кратким, точным, не допускающим двоякого толкования, логически последовательным;

•  практическая выполнимость содержащихся требований.

 

  1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

 

   Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: 
а) безопасности продукции и услуг; 
б) качества товаров; 
в) соответствия уровню техники и технологий; 
г) безопасности хозяйственной деятельности; 
д) технической и информативной совместимости. Стандартизация представляет собой процесс по определению правил и определенных характеристик в целях их добровольного многократного использования, нацеленных на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения товаров и услуг и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. 
   К ключевым целям стандартизации относятся:

 а) рост уровня безопасности  жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; 
б) сопоставимость результатов исследований и измерений технических и экономико-статистических данных; 
в) взаимозаменяемость товаров и услуг; 
г) повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
д) обеспечение деятельности в области научно-технического прогресса; 
е) увеличение конкурентоспособности товаров, работ, услуг; 
ж) рациональное использование имеющихся ресурсов

   Основными принципами деятельности в области стандартизации являются: 
• использование международного стандарта в качестве основы создания национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение является невозможным по причине несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям; 
• постоянное использование стандартов; 
• обеспечение условий для единообразного применения стандартов; 
• полный учет при создании стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 
• недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам. При осуществлении стандартизации, как правило, используются следующие документы: 
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; 
• национальные стандарты; 
• общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; 
• стандарты организаций. 
 
   В целом, стандарт, представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования определяются характеристики продукции, правила исполнения, а также характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. В стандарте могут быть требования к упаковке, терминологии, символике, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. 
 
К органам, осуществляющим стандартизацию относятся: 
• Национальный орган Российской Федерации по стандартизации; 
• технические комитеты по стандартизации. 
Основными направлениями деятельности Национального органа РФ по стандартизации являются: 
• принятие программы разработки национальных стандартов;

• организация экспертизы проектов национальных стандартов; 
• утверждение национальных стандартов; 
• осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций и обеспечение их доступности заинтересованным лицам; 
• публикация национальных стандартов и их распространение на территории РФ; 
• создание технических комитетов по стандартизации и регулирование их деятельности; 
• принятие участия в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов РФ при их принятии; 
• представление интересов РФ в международных организациях, выполняющих деятельность в области стандартизации. 
   Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования. 
   Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. 
 
   Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов: 
1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. 
2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет. 
3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. 
   При этом разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.  
   Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца. 
4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ. 
5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. 
 
   Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта. В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта. 
 
   Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ. 
 
К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: 
• создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; 
• обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности: 
• национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам; 
• официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: « международных стандартов; 
• правил стандартизации; 
• технических регламентов; 
• документов национальной системы стандартизации; « норм стандартизации и рекомендаций по стандартизации; 
• национальных стандартов других государств; 
• информации о подтверждении соответствия; 
• информации о международных договорах в области стандартизации; 
• информации о правилах использования. Порядок создания и ведения      Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен. 
   В целом форма подтверждения соответствия представляет собой определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"