Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Организации, начиная разрабатывать систему управления качеством, как правило, сталкиваются с проблемами выбора формы представления этой системы, а также сравнения существующих форм. Разрешить данные проблемы в определенной степени помогают модели систем управления качеством.

Файлы: 1 файл

Управление качеством контра.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПензГТУ)

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

« Управление качеством»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил : студентка  гр.09ПЭ1з

Капитурова А.В.

 Проверил: Гускова Т.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Вопрос № 6

Классификация и характеристика моделей систем

качества

Организации, начиная  разрабатывать систему управления качеством, как правило, сталкиваются с проблемами выбора формы представления этой системы, а также сравнения существующих форм. Разрешить данные проблемы в определенной степени помогают модели систем управления качеством. В широком смысле модель представляет собой образец какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя». Разнообразные модели систем управления качеством присутствуют в международных и национальных стандартах, в рекомендациях по разработке систем, в научной литературе. Реальные системы в определенной степени соответствуют или не соответствуют своим моделям. В зависимости от назначения модели систем управления качеством делятся на абстрактно-исследовательские; абстрактно-проектировочные и абстрактно-нормативные. Каждый из названных видов моделей имеет свое назначение, цель создания и степень детализации.

Абстрактно_исследовательские  модели разрабатываются с целью повышения эффективности реально действующих в организациях систем управления качеством. Их назначение — исследование состояния функционирующей системы, ее составляющих; выявление факторови причин, способствующих и препятствующих ее развитию. На основе применения данного вида моделей разрабатываются рекомендациипо совершенствованию действующей системы управления качеством.

Абстрактно_проектировочные  модели имеют практическую направленность, они применяются c целью создания реальных систем, особенно на начальных этапах.

Абстрактно_нормативные  модели содержат установленные требования к системе управления качеством. Примерами могут служить модели систем, содержащиеся в МС ИСО серии 9000 или соответствующих национальных стандартах. В зависимости от формы представления модели систем управлениякачеством можно также подразделить на описательные, графические

 и смешанные.

Описательные  модели содержат текстовое описание систем управления качеством, формулировку их целей и задач, изложение функций и обязанностей отдельных лиц и структурных подразделений, характеристику требований, которым должна соответствовать система. Данный вид модели широко распространен, что объясняется:

  • чрезвычайной сложностью, множественностью участников, глубокой дифференциацией и разнообразием функций, обяанностей и огромным массивом отражающейся и движущейся в системах качества технической, организационной и экономической информации;
  • пока еще ранней стадией использования достаточно осмысленного, но недостаточно разработанного в деталях системного подхода к организации деятельности в области качества.

Графические модели позволяют наглядно представить систему управления качеством, ее составляющие и взаимосвязи с помощью простых графических средств (рисунков, схем, диаграмм), а также методов инженерной и компьютерной графики. К наиболее простым графическим моделям можно отнести цикл Деминга, пирамиду Фейгенбаума, спираль Джурана, рассмотренные в предыдущей главе, а также модель голландских специалистов Дж. Эттингера и Дж. Ситтига .

Рис. 1. Модель Эттингера — Ситтига:

1 — цели и задачи  системы; 2 — техническое задание; 3 — проектирование;4 — производство продукции; 5 — сбыт; 6 — гарантийное обслуживание;7 — реализация продукции; 8 — рынок; 9 — сфера рынка сбыта; 10 — рынок. Представленная на рис. 1 модель учитывает наряду с контролем качества в сфере производства также вопросы проектирования, сбыта, гарантийного обслуживания и изучения рынка продукции . Онаполучила название «петля качества».

Рис. 2. «Петля качества»:

1 — маркетинг, поиск  и изучение рынка; 2 — проектирование и разработка технологических требований, разработка продукции; 3 — материально_техническое снабжение; 4 — подготовка и разработка производственных процессов; 5 — производство продукции; 6 — контроль, проведение испытаний и обследований; 7 — упаковка и хранение; 8 — реализация и распределение продукции; 9 — монтаж и эксплуатация; 10 — техническая помощь и обслуживание; 11 — утилизация после использования продукции.

В графических моделях, как правило, не отражены требования к качеству, цели и задачи системы, поэтому требуются определенные пояснения. Таким образом, и описательные, и графические модели обладают как достоинствами, так и недостатками.

 

Вопрос № 8

Основные  положения концепции всеобщего  управления

качеством

Одной из важнейших тенденций  управления качеством, отражающей большинство  современных взглядов и подходов, является применение основных положений концепции TQM в организациях. Постулаты этой концепции, заложенные еще У.Э. Демингом, формируютвысокогуманную культуру предприятий. «Человек должен черпать радость в труде… При этом задача лидеров -совершенствовать характеристики людей и машин, улучшать качество, поднимать производительность и одновременно воспитывать гордость за рабочее мастерство», — отмечал ученый .

Несмотря на то что  У.Э. Деминг внес существенный вклад  в развитие концепции TQM, данный термин был предложен другим американским ученым. Специалист в области управления качеством А. Фейгенбаум вводит это понятие в своей книге «Total Quality Control»,вышедшей в 1961 г. В третьем издании книги, вышедшей в свет в 1983 г.,А. Фейгенбаум определил TQM как эффективную систему для интегрирования усилий различных групп организации по разработке, поддержанию и улучшению качества, с тем чтобы осуществлять маркетинг,проектирование, производство и обслуживание на самом экономичном уровне, позволяющем получить полное удовлетворение потреби_

телей .

В соответствии с подходом, предложенным А. Фейгенбаумом, TQM должно быть заботой структурного подразделения  организации, специализирующегося  исключительно на анализе качества продукции и выполняющего функции  контроля качества силами специалистов. По мнению А.Фейгенбаума, это необходимо для того, чтобы качество из заботы каждого не превратилось в дело, которому никто не служит, которым никто не занимается.

Японский подход к  трактовке содержания TQM отличается от подхода А. Фейгенбаума. Начиная с 1949 г. японские ученые и специалисты, в частности К. Исикава, настаивали на том, чтобы в изучении и развитии методов управления качеством участвовали все подразделения и все работники организации. С этой целью были организованы: начальный курс по управлению качеством для инженеров; в 1950 г. семинары с участием У.Э. Деминга для руководства высшего и среднего

звена; с 1966 г. учебные  радиопередачи для мастеров; с 1962 г. пропаганда кружков качества. Японцы способствовали развитию этой деятельности под различными названиями — всестороннее управление качеством, комплексное управление качеством, массовое управление

качеством.

 С 1968 г. для обозначения  японского подхода к управлению  качеством начал использоваться  термин «управление качеством в масштабах компаний» (CWQC — Company Wide Quality Control). CWQC

определяется как «деятельность  экономически выгодного проектирования, производства и снабжения продукцией и услугами, соответствующая уровню качества, удовлетворяющему потребителей; деятельность, основанная на принципах внимания к потребителям и удовлетворения требований общества. Корпоративные цели достигаются за счет эффективного использования цикла РDСА при планировании, внедрении, оценке и корректирующих действиях на основе

применения статистических методов всеми служащими для обеспечения качества любой деятельности. Подобная деятельность представляет собой цепочку действий по сравнительному анализу, изучению, разработке, конструированию, закупке, производству, инспекции, сбыту как внутри, так и вне предприятия».

Если сравнить два  приведенных определения, то можно  заметить, что в них подчеркиваются важность и системный характер сотрудничества между различными подразделениями  предприятия и между предприятием и его поставщиками для удовлетворения нужд потребителей на экономичной основе. Различия наблюдаются во второй части определения CWQC, где подчеркиваются необходимость и важность участия всех служащих в деятельности по управлению качеством

(что отсутствует в  определении А. Фейгенбаума). Однако в настоящее время в Японии также используется термин «всеобщее управление качеством», причем как синоним понятия «управление качеством в масштабах всей компании», которое имеет две характерные особенности.

Во-первых, это широкие  границы использования деятельности по управлению качеством, что связано со стремлением японцев действовать совместно как единая команда не только в процессе производства и контроля, но и на других этапах — от маркетинговых исследований до продаж и последующего обслуживания. Постоянное повторение цикла РDСА на каждом этапе позволяет гарантировать удовлетворение нужд потребителей, увеличить долю рынка и обеспечить конкурентоспособность компании.

Во-вторых, в Японии служащие постоянно привлекаются для участия  в действиях по управлению качеством.

В начале 1990_х гг. Министерством  обороны США было принято следующее  определение: «TQM является философией и одновременно набором руководящих  принципов, которые составляют основу постоянного улучшения организации. TQM предполагает применение количественных методов и человеческих ресурсов для улучшения материалов и услуг, поставляемых в организацию, всех процессов внутри организации, а также для повышения степени удовлетворения запросов потребителей в настоящем и будущем» . Западноевропейский подход к трактовке содержания категории «всеобщее управление качеством» наиболее полно отражен П. Эрто, профессором по статистике и вероятностным расчетам Неапольского университета. П. Эрто дает определение всеобщему, или глобальному, качеству, что, по его мнению, означает «достижение и поддержание определенного уровня качества, требующегося потребителю, по наименьшей возможной цене». В этом смысле термин «глобальный» означает отсутствие любых пределов, ограничений и поправок любого вида .

С позиций западноевропейского подхода развитие компании в соответствии с философией менеджмента качества означает внедрение всеобщего качества и активное вовлечение каждого производственного работника в улучшение деятельности, не исключая тех сотрудников, которые связаны с производственным процессом лишь косвенно. Иными словами, на промышленных предприятиях прежде всего необходимо создать среду, в которой производство не только было бы

свободно от потерь и  ошибок, но и имело бы наименьшие возможности вариации качества.

Российские ученые предлагают свое видение сущности TQM. Рассмотрим некоторые из этих подходов.

Наглядной иллюстрацией основ всеобщего управления качеством  служит треугольник, предложенный американцем  Б. Джойнером

Рис. 3. Треугольник Джойнера

Верхняя вершина треугольника называется «Одержимость качеством». Данное словосочетание подчеркивает глубинную и первостепенную важность проблемы качества на предприятии. Это положение является основополагающим в концепции TQM. Оно подчеркивает необходимость формирования единой корпоративной культуры, ориентирующей на качественное выполнение любых работ, выпуск качественной продукции и постоянное совершенствование деятельности.

Реализация данного положения  связана с осознанием каждым работником предприятия значимости своего труда для его семьи, подразделения и организации в целом. Задача менеджера заключается в создании такого климата в коллективе, при котором для каждого работника качество являлось бы не формальной целью, а главной ценностью.

Треугольник Джойнера показывает, что качество достигается путем совместного действия двух сил: общекомандной работы и научного подхода. Последний затрагивает все стороны менеджмента и основан на принятии решений и формировании политики предприятия на основе надежной информации — как количественной, так и качественной. Он часто включает анализ информации о качестве продукции с помощью статистических методов, в том числе статистическое управление процессом, но научный подход также предполагает понимание ограничений этих методов при исследовании тех или иных процессов, которые не могут быть описаны численно.

Одна из вершин в треугольнике Джойнера называется «Все — одна команда». Общекомандная работа предполагает усвоение и введение в практику лидерства  как метода работы, цель которого — помощь членам коллектива в выполнении ими работы наилучшим образом, что предполагает вовлечение каждого сотрудника в процессы улучшения деятельности и управления качеством.

Реализация названных  положений базируется на принципах TQM: лидерство руководителя, вовлечение персонала, ориентация на потребителя, взаимовыгодные отношения с поставщиками, принятие решений, основанное на фактах, постоянное улучшение, процессный и

системный подходы.

 

Вопрос №13

Методы квалиметрии  и их использование в управлении качеством

Квалиметрия - это наука  об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и  процессов, т.е. объектов реального  мира.

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"