Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:40, лекция

Описание работы

Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом составные части :

Файлы: 1 файл

тема10.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 
2.3.3. Алгоритм оценки КП.

 
Оценка качества продукции состоит в установлении соответствия продукции мировому, национальному, региональному или уровню отрасли. Соответствие оценивания продукции мировому уровню устанавливается на основе сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов. В результате оценки продукция относится к одной из трех градаций :  
1. Превосходит мировой уровень; 
2. Соответствует мировому уровню; 
3. Уступает мировому уровню. 
Результаты оценки КП могут использоваться : 
·При разработке новой продукции; 
·Обоснование требований, закладываемых в техническое задание на разработку продукции и НД; 
·При принятии решения о постановке продукции на производство; 
·Обоснование целесообразности замены и снятия выпускаемой продукции с производства; 
·Формирование предложений по экспорту и импорту. 
 
Для упорядочения и систематизации большого объема работ предлагается пользоваться следующими алгоритмами оценки КП : 
1. Установление класса и группы продукции. 
2. Определение условий использования продукции. 
3. Устранение требований потребителей. 
4. Выбор и обоснование номенклатуры показателей КП. 
5. Выявление луцших сопоставимых отечественных и зарубежных аналогов и выбор базовой продукции. 
6. Выбор на основе использования патентной информации лучших технических решений, установления значений показателей, определяющих оптимальный уровень КП. 
7. Определение численных значений показателей качества оцениваемой и базовой продукции. 
8. Выбор метода оценки технического уровня продукции. 
9. Определение фактических значений. 
10. Сравнительный анализ вариантов возможных решений и определение наилучшего. 
11. Получение результатов анализа и принятие соответствующих решений. 
12. Установление требований качества продукции и нормирование показателей качества в НД. 
Номенклатуру показателей качества следует выбирать с учетом ее необходимости и достаточности для определенной цели оценки уровня качества. 
 
Формирование групп аналогов. Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые значения классификационных показателей, характеризующих данный вид продукции. 
В группу аналогов входят оценки разрабатываемой продукции: перспективные и экспериментальные образцы разрабатываемой продукции, перспективные и экспериментальные образцы, поступление которых на мировой рынок прогнозируется на период выпуска оцениваемой продукции; значение показателей перспективных образцов. При оценке выпускаемой продукции входят : образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей образцов устанавливаются на основе имеющейся на них документации и по результатам испытаний. 
Выделение базовых образцов из группы аналогов.  
Базовым образцомназывается реально достижимая совокупность качеств объекта, принятая для сравнения. За базовый образец принимается общественно необходимый уровень, который в определенный отрезок времени является компромисным с точки зрения требований потребителя и возможности производства. В качестве базовых образцов выделяются лучшие из группы аналогов на основе метода попарного сравнения последовательно всех аналогов по значениям оценочных показателей с учетом точности их измерения.Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставленияаналогов осуществляется следующим образом : 
аналог не может быть признан базовым образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных; оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям оказывается лучше первый аналог, а по другим – второй. При этом значение некоторых показателей у аналогов могут не совпадать. В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами. 
Базовые образцы могут служить на стадии разработки – это продукция, отвечающая реально достижимым перспективным требованиям, планируемая к освоению изделия. Показатели качества, которые заложены в ТЗ. На стадии изготовления – это выпускаемые в России и за рубежом изелия, показатели качества которых отвечают самым высоким требованиям и которые наиболее эффективны в эксплуатации, государственные и отраслевые стандарты, ТУ, международные стандарты, регламентирующие оптимальное значение показателей качества изделий.

 
Схема выбора показателей образцового  качества.

 
Для конкретного 
изделия 
 
Сопоставление оцениваемого образца с базовым осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значение ее показателей. На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. Сопоставление продукции с отдельным базовым образцом может привести к одному из следующих результатов : 
1. Оцениваемая продукция уступает ему хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по одному из остальных показателей. 
2. Оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из остальных показателей. 
3. Оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех ее показателей совпадают со значениями показателей базового образца. 
Третий этап проводится, если базовых образцов больше, чем оценочных показателей, оставшихся после проведения второго этапа. При меньшем числе базовых образцов переходят к четвертому этапу. На четвертом этапе оцениваемая продукция сопоставляется с каждым базовым образцом на основе экспертной информации. 
В том случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если она характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами или патентами.

 
2.3.4. Методы оценки уровня КП.

 
Оценка уровня КП– это совокупность операций, связанных определением численного значения уровня КП. 
Оценивание качества– это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки. 
Для определения значений показателей КП могут быть рекомендованы следующие методы : 
·Измерительный; 
·Регистрационный; 
·Эргонометрический; 
·Аналитический; 
·Экспертный; 
·Комбинированный. 
Измерительный– определение показателей КП базируется на использовании средств измерений; 
Регистрационный– осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов и расходов; 
Эргонометрический- осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств. Он используется для определения эргономичных показателей качества кондитерских, парфюмерных, табачных изделий и др. продукции; 
Аналитический методпредполагает использование расчетно-аналитических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров для определения оценочных показателей, характеризующих единичные или комплексные свойства КП, а также для формированияя конечного результата оценки. Использование аналитического метода зависит от возможности установления взаимосвязи между отдельными параметрами продукции, характеризующими оцениваемое свойство и результаты оценки, а также от полноты и качества исходной информации об этих параметрах и свойствах. 
Статистический методоснован на сборе статистической информации о параметрах и свойствах оцениваемой продукции и базовых образцов ее обработки с помощью статистических процедур. 
Экспертный методоснован на получении обработки и контроля информации о параметрах и свойствах оцениваемой продукции и базовых образцов при помощи экспертных процедур. Применяется, когда нет информации об изделии. 
Комбинированный методпредставляет собой комбинацию аналитического, статистического и экспертного методов в различном их сочетании. 
В зависимости от использованных при оценке уровней качества показателей различают методы : 
·Дифференциальный; 
·Комплексный; 
·Интегральный; 
·Смешанный. 
Дифференциальный методсостоит в сопоставлении оцениваемой продукции и базовых образцов по отдельным показателям (единичные и комплексные). При этом результат оценки представляется отдельно по кажому оценочному показателю. Дифференциальный метод оценки КП позволяет получить слеующие результаты : 
1. Качество оцениваемой продукции уступает качеству базового образца, если продукция уступает базовому образцу по некоторым показателям, не превосходя его по остальным. 
2. Качество оцениваемой продукции превосходит качество базового образца, если продукция превосходит базовый образец хотя бы по некоторым показателям, но уступая ему по остальным. 
3. Качество оцениваемой продукции соответствует качеству базового образца, если значения их соответствующих показателей качества одинаковы. 
Комплексный методсостоит в оценивании продукции и базовых образцов по первому комплексному показателю, обобщающему совокупность показателей одной классификационной группировки, либо совокупности показателей различных классификационных группировок. 
Комплексный показательпредставляет собой функцию от единичных и (или) комплексных показателей и может быть выражена : 
1. Главным показателем, отражающим функциональную пригодность продукции, удовлетворенность потребности в ней. 
2. Среднем взвешенным показателем, сводящим единичные и (или) комплексные показатели к одному числу, выражающему качество продукции с учетом относительной важности ее простых и (или) сложных свойств. 
При оценке комплексным методом удается получить общий вывод о качестве оцениваемой продукции и принять в соответствии с полученным результатом оценки управленческое решение. 
Комплексная оценка КП состоит из следующих операций : 
1. Выбор номенклатуры, единичных показателей качества из технической документации на продукцию. 
2. Выбор базовых показателей качества на основе выбора базового образца продукции. 
3. Определение значений единичных базовых показателей качества. 
4. Определение значений единичных показателей качества оцениваемой продукции из нормативной документации на оцениваемую продукцию на основе данных испытаний и измерений. 
5. Определение относительных единичных показателей качества 
qi = 
;qi = 
 
Pi – числовое значение единичного i-го показателя качества оцениваемой продукции. 
Piб -числовое значение i-го показателя качества базового образца. 
6. Определение рангов показателей КП (их весовых коэффициентов). 
7. Выбор метода свертывания показателей (сведения). Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязи между учитываемыми показателями, следует определить функциональную зависимость : среднее геометрическое, среднее гармоническое, экспоненциальная функция, степенная функция и т.д. 
a= f (n, qi, mi) –комплексный обобщенный показатель, 
характеризующий уровень качества продукции; 
n – число оцениваемых показателей; 
qi– относительный i – ый показатель качества; 
mi– коэффициент весомости i – го единичного параметра.

Qa = 
qimi– cредневзвешенный арифметический показатель. 
 
mi= 1 - Условие коэффициентов  
весомости . 
 
8. Оценка уровня качества. Уровень качества Q может характеризовать : 
1) Комплексный уровень качества – это все основные, включая экономический показатель; 
2) Технический уровень продукции – это зависит от целей оценки качества. 
Интегральный метод оценки КПсостоит в сопоставлении оцениваемой продукции с базовыми образцами по единому (интегральному) показателю КП, характеризующему отношение полезного эффекта от ее потребления и соответствующих затрат. 
К инт = 

nе – суммарный полезный эффект от потребления за определенный промежуток времени; 
Зс – суммарные капитальные затраты производителя на создание продукции; 
Зэ – суммарные затраты потребителя на эксплуатацию или потребление продукции. 
Смешанный метод оценки КПоснован на совместном применении рассмотренных методов в различном сочетании. 

 
Проблемы в области прикладной квалиметрии.

 
1. Исследование степени влияния  субъективных факторов на объективность  и точность результатов оценивания качества конкретных видов продукции. 
2. Гармонизация основных принципов и методических подходов к оценке качества сертифицируемой продукции с соответствующими принципами и подходами, содержащихся в международных НД и рекомендациях. 
3. Разработка принципов и условий применения методов квалиметрии, реализация результатов измерения и оценки качества конкретных видов продукции при решении задач ее сертификации и обеспечения качества. 
4. Разработка методическиз основ обеспечения сопоставимости показателей качества оцениваемых и базовых образцов продукции, определение границ сопоставимости и граничных условий, при которых эти образцы относятся к разным градациям качества. 
5. Разработка и применение методов классификации , группирования и определенных областей применения конкретных видов продукции и других объектов сертификации. 
6. Разработка типовых алгоритмов оценки КП и правил их адаптации применительно к конкретным условиям сертификации и обеспечения качества продукции. 
7. Разработка и применение экспертных систем, программных и технических средств, автоматизированного решения задач оценки качества разрабатываемой и выпускаемой продукции.




Информация о работе Квалиметрия