Лекции по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, курс лекций

Описание работы

ЯПОНСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
1. Узнать запросы потребителей
2. Узнать, что будут покупать потребители
3. Определить затраты, необходимые для достижения качества

Файлы: 4 файла

Концеации и модели управления качеством.pptx

— 562.77 Кб (Скачать файл)

 

Каору Ишикава

(1915-1989)

Японский ученый, длительное время президент Союза японских ученых и инженеров. Идеолог глобального распространения принципов управления качества, разработчик концепции поставщик-заказчик внутри предприятия.

Предложил диаграмму «причины – следствие» (диаграмма Ишикавы). Ввиду сходства с рыбьим скелетом, такие диаграммы на жаргоне стали называть «рыбий скелет».

По инициативе Исикавы в Японии начиная с 1962 г. начали развиваться кружки по контролю качества.

 

 

"Звезда качества"

Развитие систем управления качеством и основных функций менеджера по качеству 
в 60-80-е годы XX века

Развитие систем управления качеством и основных функций менеджера по качеству 
в 90-е годы XX века

Интегрированный и межфункциональный процессы управления качеством

Пять звезд качества

    • 1. Первая звезда соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, – проходные и непроходные калибры.

 

    • 2. Вторая звезда
    • Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство — это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
    • В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз (ныне корпорация AT&Т) была создана группа под руководством д-ра Р.Л.Джонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ромигом. Эти работы послужили началом статистических методов управления качеством, которые впоследствии, благодаря д-ру Э. Демингу, получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.

 

    • 3. Третья звезда
    • В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. [8]. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).
    • На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.

 

    • 4. Четвертая звезда
    • В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества:
    • стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:
    • МС 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества";
    • МС 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
    • МС 9002 "Системы качества, Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
    • МС 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
    • МС 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания", а также терминологический стандарт МС 8402.
    • В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1,2,3,4, большее внимание уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

 

Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, тo TQM – этo еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции. 
 
Основные составляющие TQM  
TQC – Всеобщее управление качеством;  
QA – Обеспечение качества;  
QPolicy – Политика качества;  
QPIanning – Планирование качества;  
QI – Улучшение качества.  

    • 5. Пятая звезда
    • В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
    • Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

 

. Всеобщее управление  качеством (TQM).

 

    • Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.
    • Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

 

 

Цели TQM

 

    • Основными целями TQM являются:
    • ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей
    • возведение качества в ранг цели предпринимательства
    • оптимальное использование всех ресурсов организации

 

Основные элементы модели TQM

    • Вовлеченность высшего руководства: стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства (руководителя) компании в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения ТQМ, которое является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качества.
    • Акцент на потребителя: фокусировать всю деятельность компании на нужды и пожелания как внешних, так и внутренних потребителей
    • Всеобщее участие в работе: обеспечивать возможности для реального участия каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя
    • Внимание процессам: фокусировать внимание на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения главной цели — максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости как для потребителя, так и производителя
    • Постоянное улучшение: постоянно и непрерывно улучшать качество продукта
    • Базирование решений на фактах: базировать все решения компании только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников

 

Управление качеством —  это динамично развивающаяся  концепция. На сегодня существует несколько  основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде  специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. Основными же признаны следующие восемь:  

 

    • Ориентация организации на потребителя.
    • Роль руководства.
    • Вовлечение сотрудников.
    • Процессный подход.
    • Системный подход к управлению.
    • Постоянное совершенствование.
    • Принятие решений, основанное на фактах.
    • Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Для того чтобы осуществить принцип ориентации на потребителя, необходимо предпринять  следующие действия:  

 

    • изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.
    • обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)
    • измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности
    • управление взаимоотношениями с потребителями

В чем заключается принцип роли руководства  в TQM

 

    • Если руководитель компании не проникся необходимостью ТQМ для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, «борьба за качество» останется только лозунгом.
    • Если руководство не демонстрирует своими действиями, что качество так же важно, как, скажем, стоимость или время поставки продукта, остальные члены коллектива в компании не будут считать вопрос качества одним из главных критериев в оценке их работы со стороны руководства и их внимание к нему будет ослаблено.
    • Таким образом, стратегия качества должна базироваться на непосредственном участии высшего руководства в обеспечении качества, тогда она будет успешной.

Принцип главенствующей роли руководства реализуется путем  следующих действий:  

 

    • активность поведения 
    • понимание и реагирование на изменения внешней среды
    • принятие во внимание потребностей всех участников сделок — владельцев, потребителей, персонала организации, поставщиков, общества
    • создание ясного видения перспектив организации
    • определение целей и реализация стратегии для достижения целей
    • установление разделяемых всеми ценностей и этических принципов на всех уровнях организации
    • создание атмосферы доверия и искоренение страха в организации
    • обеспечение персонала необходимыми ресурсами и полномочиями в действиях с осознанием ответственности
    • вдохновение и поощрение персонала, оценка вклада каждого сотрудника в общее дело
    • создание условий для открытых и честных коммуникаций
    • обучение персонала, наставничество

 

Принцип вовлеченности претворяется в таких действиях и проявлениях, как:  

 

    • принятие на себя ответственности за решение проблем 
    • активный поиск возможностей улучшений
    • активный поиск возможностей повышения профессионализма
    • добровольная передача знаний и умений в коллективах
    • ориентация на создание ценности для потребителя
    • рационализаторство и творчество
    • лучшее представление организации потребителям и обществу
    • энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации

Нац модели упр. качеством.pptx

— 3.99 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Показатели качества.pptx

— 4.47 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ.pptx

— 386.70 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Управление качеством"