Методика учета готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Основой хозяйственной деятельности любого производственного предприятия является процесс производства продукции и ее реализация. Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации.
Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, характеризует эффективность основной деятельности, критерий которой обычно указывается в учредительных документах предприятия.
Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам готовой продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….........…………..3
Глава 1. Теоретические основы учета готовой продукции………….............…….5
1.1. Готовая продукция и ее оценка……………………….............…………5
1.2. Учет движения продукции…………………………….......................….7
1.3. Учет отгрузки продукции…………………………………............……..9
1.4. Учет и распределение расходов на продажу…………….....………….12
Глава 2. Методика учета готовой продукции…………………….....................….14
2.1. Синтетический и аналитический учет готовой продукции на предприятии…………………………………………….....................................…..14
2.2. Учет готовой продукции на складах………………..........……………..21
2.3. Учет готовой продукции в бухгалтерии…………………........………..23
Заключение……………………………………………………............................…28
Список использованной литературы………………………………...……………31

Файлы: 1 файл

BFU_KURSOVAYa.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………….........…………..3

Глава 1. Теоретические основы учета готовой продукции………….............…….5

          1.1. Готовая продукция и ее оценка……………………….............…………5

          1.2. Учет движения продукции…………………………….......................….7

          1.3. Учет отгрузки продукции…………………………………............……..9

          1.4. Учет и распределение расходов на продажу…………….....………….12

Глава 2. Методика учета готовой продукции…………………….....................….14

   2.1. Синтетический и аналитический учет готовой продукции на предприятии…………………………………………….....................................…..14

         2.2. Учет готовой продукции на складах………………..........……………..21

         2.3. Учет готовой продукции в бухгалтерии…………………........………..23

Заключение……………………………………………………............................…28

Список использованной литературы………………………………...……………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение

 

Основой хозяйственной деятельности любого производственного предприятия является процесс производства продукции и ее реализация. Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации.

Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, характеризует эффективность основной деятельности, критерий которой обычно указывается в учредительных документах предприятия.

Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам готовой продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность являются информационной базой анализа хозяйственной деятельности. Поэтому обеспечение пользователей полной и реальной информацией о финансовом состоянии предприятия является ключевой задачей современного бухгалтерского учета и отчетности. Информация, в которой заинтересованы ее пользователи, должна давать возможность проведения на ее основе анализа и принятия обоснованных управленческих решений.

Часто на действующих предприятиях организация учета, и в частности продаж готовой продукции, не соответствует требованиям нормативных актов Российской Федерации, поэтому представляется важным рассмотрение порядка ведения учета продаж на примере конкретного предприятия. Проведение анализа продаж готовой продукции на основании данных бухгалтерского учета и отчетности позволит сделать выводы о результатах основной деятельности и разработать предложения по выпуску продукции и организации продаж исследуемого предприятия.

 

 

Это обусловило выбор темы курсовой работы, определило ее цели и задачи.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов учета готовой продукции и синтетический и аналитический учет.

Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:

-   рассмотрено понятие готовой продукции, оценки и  задачи ее учета;

- рассмотрен порядок документального оформления отгрузки готовой продукции;

- рассмотрен порядок учета реализации продукции в зависимости от способа ее оценки и момента перехода права собственности;

-   учет готовой продукции на складах и в бухгалтерии;

- приведены типовые бухгалтерские операции при учете реализации готовой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы учета готовой продукции

    1. Готовая продукция и ее оценка

 

Готовая продукция - это продукт производственной деятельности предприятия, изделия и продукты, обработка которых на данном предприятии закончена, они отвечают установленным стандартам и техническим условиям, сданы на склад (приняты заказчиком).

Готовая продукция входит в состав оборотных средств и в балансе ее показывают по фактической производственной себестоимости (себестоимости изготовления).

Готовую продукцию учитывают на активном счете 40 «Готовая продукция»: по дебету показывается поступление готовой продукции из производства на склад, а по кредиту – отпуск готовой продукции. Сальдо по счету 40 отражает остаток готовой продукции на конец месяца.

Учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные используются для получения обобщенных данных об однородной продукции.[1]

Готовая продукция, поступившая из производства, спецификациями, оформляется накладными, приемными актами, другими первичными и сводными документами. Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Кроме ценника разрабатывают справочники продукции, облагаемой и не облагаемой различными видами налогов, плательщиков и грузополучателей, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

Виды оценки готовой продукции:

- по фактической производственной себестоимости – используется сравнительно    редко,   преимущественно    на   предприятиях,    выпускающих

 

 

крупное оборудование и транспортные средства; применяется также в организациях с узкой номенклатурой продукции;

-  по неполной производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов – применяется в тех же производствах, где практикуют первый способ оценки;

-  по оптовым ценам реализации, которые применяются в качестве  учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитываются на отдельном аналитическом счете;

- по плановой или нормативной  производственной себестоимости, выступающей  в качестве твердой учетной  цены;

- по свободным отпускным ценам  и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость – используется при выполнении единичных заказов;

- по свободным рыночным ценам  – применяется при учете товара, реализуемых через розничную  сеть.

При использовании в учете оптовых цен, рыночных цен, плановой себестоимости и по окончании месяца необходимо исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (реализованную) продукцию и ее остатки на складах.[2] Для исчисления отклонений фактической производственной себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам составляют специальный расчет с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.

 

 

 

 

 

    1. Учет движения продукции

 

Наличие и движение готовой продукции, товаров отгруженных, выполненных работ и оказанных услуг, реализация продукции, работ, услуг отражаются на следующих счетах.

На счете 43 «Готовая продукция» готовая продукция может учитываться как по фактической производственной себестоимости, так и по нормативной (плановой) себестоимости.[3]

На счете 43 «Готовая продукция» не учитываются:

-   готовые изделия, приобретенные  для комплектации (стоимость которых  не включается в себестоимость  продукции предприятия) или в качестве товаров для продажи (их учет осуществляется на счете 41 «Товары»);

- стоимость выполненных работ  и оказанных услуг на сторону (фактические затраты по ним  списываются со счетов учета  затрат на производство непосредственно  на счет 90 «Продажи»);

-  продукция, подлежащая сдаче  заказчикам на месте и не  оформленная актом приемки (остается  в составе незавершенного производства).

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» используется в случае оценки готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости. Данный счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также для выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости.[4]

Счет 45 «Товары отгруженные» правомерно применять для учета отгруженных товаров (продукции) только в следующих случаях:

- для учета товаров, отгруженных  комитентом по договору комиссии  или другому посредническому договору. В соответствии со ст. 996 ГК РФ, право собственности   переходит   к   покупателю   от комитента согласно сообщению

 

комиссионера об отгрузке покупателю. До этого момента товары у комитента учитываются как собственные на счете 45 «Товары отгруженные». Остаток по счету 45 у комитента отражает стоимость переданных комиссионеру, но еще не реализованных товаров, так как товары, переданные на комиссию, остаются в собственности комитента до момента их фактической реализации покупателям;

- для учета товаров, отгруженных  по договору мены, до его исполнения, т. е. поступления встречного товара. Согласно ст. 569 ГК РФ, договор  мены считается исполненным после  выполнения обеими сторонами  своих обязательств по поставке  товара. Следовательно, товар, отгруженный по договору мены, до перехода права собственности учитывается на счете 45 «Товары отгруженные»;

- для учета товаров, отгруженных  по договорам купли-продажи (поставки) с особым порядком перехода  права собственности. Согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ, прав собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, если договором предусмотрен иной порядок перехода права собственности (например, по факту оплаты товара, а не в момент отгрузки товара), товары отгруженные, но не оплаченные, являясь собственностью поставщика, должны учитываться на балансе поставщика на счете 45 до тех пор, пока покупатель не оплатит этот товар, т. е. пока к покупателю не перейдет право собственности.[5]

Учет реализации продукции ведется на операционном, оценочно-результатном, активно-пассивном, счете 90 «Продажи».

На предприятиях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость реализованных товаров в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов, а по дебету — их учетная стоимость в корреспонденции   со   счетом   41  «Товары» с одновременным сторнированием

 

 

сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

Реализация продукции производится по цене реализации, устанавливаемой предприятием самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию. В бухгалтерском учете выручка от реализации продукции отражается только в момент перехода права собственности на нее покупателю. Момент перехода права собственности указывается в договоре между покупателем и продавцом.

 

      1. Учет отгрузки продукции

 

Под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию и услуги платежные документы, на которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями. Продукция, отгруженная в конце месяца, на которую не сданы в банк платежные документы, отражается в балансе вместе с готовой продукцией на складе в составе оборотных средств предприятия.[6]

Учет отгруженной, но неоплаченной продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные», если моментом реализации считается дата платежа.

Учет движения отгруженной продукции ведется в ведомости отгрузки, отпуска и реализации продукции и материальных ценностей, в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, МТЦ и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках - по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее кол-во продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной.

 

В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции (товаров) по договорам-поставкам важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. В объем реализации включаются отгруженная и отпущенная продукция, выполненные работы независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет организации или получены векселя, авансы.[7]

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации.

Наряду с объемом реализации организация планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установлении договорных цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент дохода. Количество продукции, подлежащей к реализации по плану (договорам), умноженное на договорную цену, составляет продажную стоимость по плану. Процент прибыл и позволяет рассчитать плановую сумму прибыли. Эти два показателя будут являться базой для расчета авансовых платежей или ежемесячных отчислений в бюджет налога на прибыль по плановым показателям.[8]

Информация о работе Методика учета готовой продукции