Методы и приемы постоянного улучшения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной экономики сложилась такая ситуация на предприятиях, при которой главным двигателем конкуренции является наличие качественной продукции, а также постоянное развитие данного качества. Только качественная продукция способна доказать свою жизнеспособность и держаться «на плаву», поддерживая спрос потребителей.
Каждое предприятие хочет занять большую долю рынка, развивать и поддерживать спрос именно на их вид продукции. Для предприятий, стремящихся добиться конкурентных преимуществ, очень важно развивать внутри организации систему менеджмента качества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
1 ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СИСТЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА………………………………………………………………… 4
2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА………….. 7
2.1 Диаграмма сродства…………………………………………. 7
2.2 Бенчмаркинг………………………………………………….. 8
2.3 Диаграмма Исикавы………………………………………….. 8
2.4 Мозговой штурм……………………………………………… 9
2.5 Карта процесса………………………………………………… 10
2.6 Древовидная диаграмма……………………………………… 10
2.7 Диаграмма рассеивания……………………………………… 11
2.8 Гистограмма………………………………………………….. 12
2.9 Диаграмма Парето…………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… 16

Файлы: 1 файл

Методы и приемы постоянного улучшения качества.docx

— 128.20 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………       3

1 ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ  СИСТЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ   КАЧЕСТВА…………………………………………………………………      4

2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА…………..       7

    2.1 Диаграмма сродства………………………………………….      7

    2.2 Бенчмаркинг…………………………………………………..       8

    2.3 Диаграмма Исикавы…………………………………………..      8

    2.4  Мозговой штурм………………………………………………     9

    2.5 Карта процесса…………………………………………………   10

    2.6 Древовидная диаграмма………………………………………  10

    2.7 Диаграмма рассеивания………………………………………     11

    2.8  Гистограмма…………………………………………………..    12

    2.9 Диаграмма Парето……………………………………………      13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………     15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной экономики  сложилась такая ситуация на предприятиях, при которой главным двигателем конкуренции является наличие качественной продукции, а также постоянное развитие данного качества. Только качественная продукция способна доказать свою жизнеспособность и держаться «на плаву», поддерживая  спрос потребителей.

Каждое предприятие хочет занять большую долю рынка, развивать и  поддерживать спрос именно на их вид  продукции. Для предприятий, стремящихся  добиться конкурентных преимуществ, очень  важно развивать внутри организации  систему менеджмента качества.

Именно поэтому организации  заинтересованы не только в создании и поддержании качества своей  продукции, но и в улучшении качества различными методами и приемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СИСТЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

В условиях современной экономики  сложилась такая ситуация на предприятиях, при которой главным двигателем конкуренции является наличие качественной продукции, а также постоянное развитие данного качества. Только качественная продукция способна доказать свою жизнеспособность и держаться «на плаву», поддерживая спрос потребителей.

Каждое предприятие хочет занять большую долю рынка, развивать и  поддерживать спрос именно на их вид  продукции. Для предприятий, стремящихся добиться конкурентных преимуществ, очень важно развивать внутри организации систему менеджмента качества.

Именно поэтому организации заинтересованы не только в создании и поддержании качества своей продукции, но и в улучшении качества различными методами и приемами.

Прежде чем выявить существующие методы и приемы постоянного улучшения качества, необходимо дать определение понятию «качество».

Согласно стандарту ГОСТ 15467-79, качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [1].

По данным ГОСТ ИСО 9000-2011 качество – это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям [2].

Согласно ГОСТ ИСО 9000-2011, под улучшением качества (quality improvement понимается часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству [2, п.3.2.12].

Приведем принципы управления качеством  из ИСО 9004:4-1993:

  1. Качество изделий, услуг или других выходящих потоков предприятия определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя, который их использует, и зависит от эффективности и результативности процессов, обеспечивающих производство этой продукции и его поддержку.;
  2. Улучшение качества достигается за счет улучшения технологических процессов. Каждый вид деятельности или элемент работы предприятия состоит из одного или нескольких процессов;
  3. Улучшение качества представляет собой непрерывную деятельность, направленную на регулярное повышение эффективности и результативности технологического процесса;
  4. Усилия по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей улучшения, а не на выявление таких возможностей в результате уже возникшей проблемы;
  5. Корректировка выходящих потоков технологического процесса уменьшает или исключает уже возникшую проблему. Превентивные и корректирующие действия исключают причины возникновения проблемы или уменьшают их значимость, а следовательно, исключают или уменьшают вероятность их возникновения в будущем. Таким образом, превентивные и корректирующие действия улучшают технологический, процесс на предприятии и являются критическими для улучшения качества [3].

Данные принципы были определены 20 лет тому назад.  Имеет смысл обратиться к более современной литературе. Согласно 9000-2011, целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают в себя:

  1. Анализ и оценку существующего положения для определения областей для улучшения;
  2. Установление целей улучшения;
  3. Поиск возможных решений для достижения целей;
  4. Оценивание и выбор решения;
  5. Выполнение выбранных решений;
  6. Изменение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для определения того, достигнуты ли цели.
  7. Оформление изменений.

Результаты анализируют  с целью определения дальнейших возможностей для улучшения. Таким  образом, улучшение является постоянным действием. Обратная связь с потребителями  и другими заинтересованными  сторонами, аудит и анализ системы  менеджмента могут использоваться для определения возможностей улучшения [2, п.2.9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА

Согласно  ИСО 9004 – 4:1993 выделяют следующие методы улучшения качества:

  1. Диаграмма сродства;
  2. Бенчмаркинг;
  3. Диаграмма Исикавы;
  4. Мозговой штурм;
  5. Карта процесса;
  6. Древовидная диаграмма;
  7. Диаграмма рассеивания;
  8. Гистограмма;
  9. Диаграмма Парето [3].

Диаграмма сродства – инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса путем объединения устных данных. Диаграмму сродства иногда называют KJ-методом (по имени ее основоположника – Джиро Кавакита).

Диаграммы сродства строятся в тех случаях, когда  имеется большое число идей, точек зрения и информации, которые необходимо сгруппировать для выяснения их взаимоотношений. Данная методика часто используется после мозговой атаки для того, чтобы творческим образом соотнести те идеи, которые были высказаны.

Процедура создания диаграммы может быть следующей:

  1. Определить предмет или тему, которая может послужить основой для сбора данных;
  2. Собрать данные, которые группа выскажет во время «мозговой атаки» вокруг злободневной темы. Важным является то, что эти данные должны быть собраны беспорядочно;
  3. Следующая задача – сгруппировать родственные данные вместе по направлениям различных уровней.

Рисунок 1 – Пример диаграммы  сродства

Бенчмаркинг –  это процесс определения, понимания  и адаптации имеющихся приемов  эффективного функционирования с целью  улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление. Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления  фирмой совершенствования ее собственных  продуктов и методов работы.

Бенчмаркинг можно  рассматривать как одно из направлений  стратегически ориентированных  маркетинговых исследований.

К недостатку бенчмаркинга относится: трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учета не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.

Диаграмма Исикавы  – один из основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов.

Диаграмма Исикавы  – это графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между  факторами и последствиями в  исследуемой ситуации или проблеме. Диаграмма названа в честь  одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикавы, который предложил ее в 1952 году, как дополнение к существующим методикам логического анализа и улучшения качества процессов в промышленности Японии.

Такая диаграмма  позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами и более точно понять исследуемый процесс. Диаграмма способствует главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы, а также предупреждению или устранению действий данных факторов.

Рисунок 2 – Пример диаграммы Исикавы

Мозговой штурм  – оперативный метод решения  проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам процесса предлагают высказать как  можно большее количество вариантов  решения. Затем из общего числа идей отбирают наиболее удачные, которые  могут быть использованы на практике.

Этапы и правила  мозгового штурма:

  1. Постановка проблемы – в начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников мозгового штурма, распределение ролей, в том числе и роли ведущего.
  2. Генерация идей – основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Характеристиками данного этапа являются: полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой, необычные и абсурдные идеи приветствуются.
  3. Группировка, отбор и оценка идей – позволяет выделить ценные идеи и дать окончательный результат мозговому штурму.

Карта процесса – карта, представляющая процесс с той полнотой, которая необходима для получения устойчивых и приемлемых результатов процесса. Назначение карты процесса – решить «проблемы стыков» между подразделениями, задействованными в процессе. Результаты работы одного подразделения должны быть полностью востребованы последующим подразделением, и этих результатов должно быть достаточно для выполнения работы.

Древовидная диаграмма (систематическая диаграмма) – инструмент, обеспечивающий путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи, или  удовлетворения нужд потребителей, представленных на различных уровнях. Древовидная  диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения проблемы.

Древовидная диаграмма, созданная группой, является наиболее продуктивной.

Древовидная диаграмма  может использоваться в следующих  случаях:

  1. Когда неясно сформированные пожелания потребителей в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителей на управляемом уровне;
  2. Когда необходимо исследовать все части, касающиеся проблемы;
  3. Когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы.

Рисунок 3 – Принцип  построения древовидной диаграммы

Диаграмма рассеивания – один из методов статистического контроля и улучшения качества. Применяется в производстве и на различных стадиях жизненного цикла продукции для выяснения зависимости между показателями качества и основными факторами производства.

Диаграмма рассеивания – метод, позволяющий определить вид и  тесноту связи между парами соответствующих  переменных. При наличии корреляционной зависимости между двумя факторами диаграмма значительно облегчает контроль процесса с технологической, временной и экономической точек зрения. Используется в процессе контроля качества также для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов.

К достоинствам метода относятся наглядность  и простота оценки связей между переменными.

Недостатки метода: к оценке диаграммы  следует привлекать тех, кто владеет  информацией о продукции, чтобы  исключить неправильное использование  этой информацией.

Рисунок 4 – Примеры диаграммы  рассеивания

Гистограмма – один из наиболее распространенных методов, позволяющих интерпретировать данные по исследуемой проблеме. Метод применяется везде, где требуется проведение анализа точности и стабильности процесса, наблюдение за качеством продукции, отслеживание существенных показателей производства.

Информация о работе Методы и приемы постоянного улучшения качества