Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотрение вопроса мотивации и стимулирования трудовой деятельности работника. Определение влияния мотивации на эффективность деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Цели изучения мотивации трудового поведения в современной теории управления
2. Сопоставление различных подходов к мотивации в практике принятия управленческих решений и определение принципов воздействия на трудовое поведение
3. Основные типы мотивации работников в условиях становления рыночных отношений в России
4. Изменение трудовых ценностей у современного российского населения
5. Конкретные формы стимулирования персонала нашей фирмы и их эффективность
6. Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения
7. Практическое использование теорий мотивации в современных организациях.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Большинство россиян  не хотят выделяться и уж тем более  рисковать удачным рабочим местом, отмечают исследователи. Казалось бы, на таком фоне должны выигрышно смотреться инициативные сотрудники.

Такие люди действительно  заметны. Но всегда ли это им на руку? Инициативные работники вызывают у  коллег раздражение, а нередко и  агрессию

Они повышают не только собственную  планку достижений, но и окружающих Да и у руководства может появиться зависть к успехам подчиненного, что тоже вряд ли пойдет ему на пользу. Инициативных принято считать неуправляемыми, говорит Данилова. В сознании россиян жив еще армейский лозунг «Инициатива наказуема», подчеркивает она.

Не стоит забывать и о так называемом законе большинства, добавляет Скобликова. Тот, кто не вписывается в стереотипы, например, работает больше положенного времени  или предлагает свои идеи начальнику, будет осуждаться остальными членами коллектива. Впрочем, по словам Скобликовой, давление большинства пугает лишь внешне. В действительности это выглядит так: четыре человека будут говорить, что, допустим, лист бумаги белый, трое молча согласятся, а один возразит, найдя лист серым.

«Если он не дальтоник, а  лидер, то, думаю, найдет аргументы в  свою пользу», - шутит Скобликова. После  чего мнение большинства может кардинальным образом измениться, добавляет она.

 

5. Конкретные формы  стимулирования персонала нашей  фирмы и их эффективность

 

Прежняя «уравниловка»  в оплате труда работника на современном  российском предприятии уступает место  дифференцированной системе материального  стимулирования. Дифференциация заработной платы и дополнительных материальных выплат может осуществляться в зависимости от пола, возраста, профессионального статуса, уровня образования, квалификации, стажа работы на предприятии, значимости занимаемой должности и даже с учетом морально-психологических характеристик работников.

При разработке системы  материального стимулирования персонала ООО «Ярославские салаты» приходится учитывать социально-психологические особенности и всю систему ценностей работников.

Задача персонала данного  предприятия — расширение рынка  и рост объема продаж. На начальном  этапе (этапе агрессивного проникновения на рынок) оправдано установление значительного вознаграждения за объемы продаж сверх плана. Так, в случае выполнения плана оно состоит из оклада и 40% премиальных, в случае перевыполнения плана устанавливается дополнительный процент от оклада за каждую единицу проданного продукта сверх нормы.

В случае, когда цель по увеличению объема продаж и расширению рынка достигнута или заметно  снижается прирост выручки, необходимо пересмотреть систему вознаграждения работников и ввести большее количество показателей для оценки результатов их труда.

На предприятии «Ярославские салаты» стимулируется более  тщательная работа по размещению наиболее полного ассортимента товаров производителя  в наибольшем количестве торговых точек. Величина премии зависит и от представленности товара на полках магазина в соответствии с выработанным фирмой единым стандартом. Это коэффициент мерчендайзинга, отражающий процент торговых точек, в которых были соблюдены стандарты выкладки товара.

На предприятии применение только методов материального поощрения постепенно ведет к снижению заинтересованности персонала в результатах своего труда. Поэтому целесообразно сочетать методы материального и нематериального стимулирования. Эффективность нематериальных стимулов зависит от умелого индивидуального подхода в работе с персоналом. Нематериальное стимулирование задействует психологические, социальные аспекты трудовых отношений. Оно позволяет повысить эффективность работы за счет:

· создания условий для  межличностных контактов в процессе труда;

· создания «единой команды»;

· периодических совещаний  с участием работников;

· высокой оценки и  поощрения достигнутых результатов;

· открытых и доверительных  отношений руководителя и работников;

Повышают статус работника  в его собственных глазах и в коллективе выполнение содержательных, творческих, сложных, важных заданий, требующих полной отдачи, а также привлечение подчиненных к процессу управления предприятием, делегирование прав и полномочий, стимулирование карьерного роста подчиненных, плановое обучение и переподготовка.

Так же практикуется поручение  самостоятельных проектов по развитию бизнеса отдельным сотрудникам  или торговым представителям. Так, многие торговые представители выполняют  индивидуальные задания по продвижению  и реализации продукции на определенном сегменте рынка. При этом, будучи «менеджерами района», они уполномочены самостоятельно принимать решения и несут полную ответственность за объемы продаж в конкретном районе города.

 

6. Проблемы оценки  результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения

 

Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую с целью  выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его  деятельности определенным требованиям.  
Исполнитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему должностными обязанностями, содержанием и характером труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т.д. Оценке подвергаются не просто потенциальные возможности работника, его профессиональная компетентность, но и реализация этих возможностей в ходе выполнения порученных обязанностей, соответствие процесса выполнения этой работы некой идеальной модели, конкретным условиям производства, а результатов труда - нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям.

Важная задача деловой  оценки - обеспечить обратную связь: работник должен знать, как оцениваются результаты его деятельности, его стремление к качественному выполнению своей работы со стороны руководства.

Деловая оценка работников выполнит поставленные задачи только в том случае, если будет проводиться  с соблюдением определенных требований. Среди них особо выделяются:

* объективность - использование  достаточно полной системы показателей  для характеристики работника,  его деятельности, поведения, использование  достоверной информационной базы  для расчета показателей, охват  достаточно длительного периода  работы и учет динамики результатов деятельности на протяжении этого периода;

* оперативность - своевременность  и быстрота оценки, регулярность  ее проведения;

* гласность - широкое  ознакомление работников с порядком  и методикой проведения оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных л иц;

* демократизм - участие  общественности, привлечение к оценке  коллег и подчиненных;

* единство требований  оценки для всех лиц однородной  должности;

* простота, четкость и  доступность процедуры оценки;

* результативность - обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки;

* максимально возможная  механизация и автоматизация  процедуры оценки.

Прежде всего следует  отметить, что самым распространенным методом оценки является метод сравнения. Так, при оценке соответствия работника занимаемой должности по деловым и личным качествам сравниваются показатели, характеризующие наличие тех или иных качеств у работника, и требования, предъявляемые содержанием его труда, закрепленными за ним должностными обязанностями. Оценка количества и качества труда проходит на их соответствие определенным запланированным количественным показателям по рабочему времени (месячный или годовой реальный к отработке фонд рабочего времени), по выработке (соответствие нормам выработки, количественным результатам деятельности руководимого коллектива и т.п.) и требованиям к качеству труда, а оценка процесса труда - по соответствию требованиям не только к содержанию труда, но и к форме осуществления трудовой деятельности.

Поэтому разработка методологии оценки включает: - выделение необходимого и достаточного набора показателей, наиболее адекватно характеризующих наличие деловых и личных качеств у работника, результаты его деятельности, поведения и т.д.;

- алгоритм расчета  этих показателей, источники требуемой для расчетов информации;

- обоснование нормативных  значений показателей и методики  их установления;

- агрегирование информации  и предоставление ее в форме,  удобной для принятия решений  по проведенной оценке.

Насколько это важная и сложная задача, можно судить хотя бы на примере оценки качеств работника. Уже на этапе выбора самих качеств приходится сталкиваться с трудностями разграничения деловых и личных качеств работника.

Прежде всего это  связано с тем, что понятие "деловые  качества" не имеет единого толкования, нет и общепризнанного перечня такого рода качеств. На практике используются, например, такие похожие понятия, как организаторские способности, "деловая квалификация" и др. Из-за неразработанности проблемы классификации качеств работника не исключен большой субъективизм в трактовке того или иного качества. Например, трудолюбие, "работоспособность" лучше рассматривать как составную часть черт характера или как деловое качество работника? И такого рода вопросов, имеющих принципиальное значение, возникает много. Так, в одних случаях к деловым качествах относят исполнительность, инициативность, ответственность, целенаправленность, результативность деятельности, способность выполнять сложные задания и т.д. В других случаях, как это трактует, например, А. Г. Ковалев, деловые качества работника - это трудолюбие и работоспособность, инициативность и новаторство в труде, настойчивость при выполнении обязательств, продуктивность в труде (количество и качество), исполнительность и самостоятельность.

Следовательно, разработчики программы оценки должны творчески  подойти к формированию перечня  качеств работника, наличие и  количественная характеристика которых  будут выявляться в ходе оценки.

Любой руководитель организации  на своем опыте знает, что для долговременного успеха в бизнесе важнейшим является желание сотрудников организации трудиться производительно, с полной отдачей сил. Что для этого нужно сделать? Какие условия труда создать, какое денежное вознаграждение платить работникам? Как поощрять и стимулировать эффективный труд персонала? - все эти вопросы относятся к системе управления трудовой мотивацией работников.

Очевидно, что люди, работая  по найму в организации, трудятся, чтобы получить, прежде всего, материальное вознаграждение. Поэтому система оплаты труда в любой организации должна быть направлена на то, чтобы поощрять производительность, творчество, исполнительность и инициативу работников, все те качества, которые приводят к эффективному труду и достижению стратегических целей организации.

Под вознаграждением  персонала понимают все затраты, которые несет работодатель на основании  трудового соглашения.

Процесс определения  материального вознаграждения работника  должен, с одной стороны, учитывать  деятельность работника, а с другой - мотивировать его на достижение желаемого уровня деятельности.

Материальное вознаграждение хотя и играет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает всех целей. Оно  должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами:

признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе, комфортными  условиями труда и т.д.

Материальная мотивация  рассматривается как средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и потребности в безопасности. Величина заработной платы может также рассматриваться как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если рост заработной платы отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника руководством, престижа и специального статуса. Некоторые авторы склонны рассматривать заработную плату и как средство удовлетворения потребности в самоуважении.

Вознаграждение - это  все, что человек считает ценным для себя. Ввиду того что понятия ценности у людей специфичны, различна и оценка вознаграждения, относительность его ценности.

Менеджеры по персоналу  имеют дело с двумя главными видами вознаграждения: внутренним и внешним.

Внутреннее вознаграждение дает сама работа; это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Общение, возникающее в процессе работы, также можно рассматривать как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ его обеспечения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а  дается организацией. Это продвижение  по службе, похвалы и признание, символы  служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).

Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками от организации в качестве компенсации  за свой труд, оказывают непосредственное влияние на способность организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.

Неэффективная система  вознаграждения может вызвать у  работников неудовлетворенность (как  размером, так и способами определения  и распределения вознаграждения) и привести к болезненным для  организации последствиям в виде демотивации работников, стагнации или снижения производительности, высокой текучести персонала, напряженности в отношениях между сотрудниками. Недовольные работники могут вступить в открытый конфликт с руководителями организации, прекратить работу, организовать забастовку или покинуть организацию.

В то же время эффективная  система вознаграждения повышает производительность работников, направляет их деятельность в нужное для организации русло.

Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала