Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:07, реферат
В Японии в области УКП разработаны формы и методы, значи
тельно отличающиеся от применяемых в США и странах Западной
Европы. Их особенностями являются взаимная ответственность ком
пании и поставщиков за выпуск качественной продукции, долгосроч
ное планирование качества, обмен информацией, подготовка кадров
в области УКП, стандартизация, применение вычислительной тех
ники, аттестация с присвоением знака качества [26].
Опыт управления качеством в Японии
В Японии в области УКП разработаны формы и методы, значи
тельно отличающиеся от применяемых в США и странах Западной
Европы. Их особенностями являются взаимная ответственность ком
пании и поставщиков за выпуск качественной продукции, долгосроч
ное планирование качества, обмен информацией, подготовка кадров
в области УКП, стандартизация, применение вычислительной тех
ники, аттестация с присвоением знака качества [26].
В конце 40 х – начале 50 х гг. японские специалисты, пройдя
обучение у авторитетных американских ученых по управлению каче
ством Э. Деминга и Дж. Джурана, стали успешно применять эти зна
ния в промышленности Японии.
Активно
использовались контрольные
нологическим процессом. Авторский гонорар от книги лекций Де
минга был использован для учреждения премий его имени. Золотые
медали Деминга присуждаются с 1951 г. для отдельного лица и для
предприятия. Все это создало атмосферу, в которой управление каче
ством рассматривается как орудие руководства. На передовых фир
мах Японии с наибольшей полнотой и последовательностью внедре
ны комплексный подход и принципы системного управления каче
ством. Опыт подобных фирм тщательно изучается, анализируется, и
делаются попытки его заимствования в США и в странах Западной
Европы.
Считается,
что японский подход к
ряд отличительных черт, однако сравнительный анализ показыва
ет, что теоретические положения имеют универсальный характер и в
этом смысле они интернациональны. Системы управления качеством
тех прогрессивных зарубежных фирм, где эти концепции нашли наи
более полную и правильную практическую реализацию, сходны по
своему характеру, сам механизм внедрения и развития систем также
универсален по своей сути.
Отличительными элементами японского подхода к управлению
качеством являются:
1) ориентация
на постоянное
зультатов труда во всех подразделениях;
2) ориентация
на контроль качества
дукции;
3) ориентация на предотвращение возможности допущения дефек
тов;
4) тщательное
исследование и анализ
принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к пре
дыдущей;
5) культивирование принципа: «Твой потребитель – исполнитель
следующей производственной операции»;
6) полное
закрепление ответственности
труда за непосредственным исполнителем;
7) активное
использование человеческого
ческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали:
«Нормальному человеку стыдно “плохо работать”».
Основная концепция «японского чуда» – совершенная техноло
гия, включая технологию производства, управления и обслужива
ния. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропро
цессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные сис
темы проектирования, широко применяются статистические мето
ды, которые полностью компьютеризированы.
Характерной
особенностью разработки
чеством в последние годы является то, что в ее состав включают сис
тему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.
Пути решения
проблемы дальнейшего
водители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии
поставщиков, производителей и потребителей. Главное они усмат
ривают в обязательном установлении причин ненадлежащего каче
ства, независимо от того, где они будут обнаружены – у поставщика
или потребителя, и реализации совместных мероприятий по устра
нению выявленных причин в максимально короткие сроки.
Заслуживает
внимания практика
собственной субподрядной сети, которая работает с заказчиком на
долгосрочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже
в условиях свободной конкуренции подобный принцип оказывается
более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный кон
курс субподрядчиков.
Создание собственной сети поставщиков накладывает на заказ
чика и серьезные обязательства. Они связаны с организацией на суб
подрядных предприятиях
действенных подсистем
ства оказанием финансового, технического и организационного со
действия им в налаживании контроля качества продукции, в модер
низации производственных мощностей и т. д. С этой целью разраба
120
тываются специальные программы, предусматривающие изучение
состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изуче
ние их производственных возможностей, подготовку и обучение кад
ров, разработку и реализацию других мероприятий, от которых за
висит качество поставляемой продукции.
При наличии
доверительных отношений с
вывающихся на совместном поиске путей повышения качества про
дукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии сис
тему доверия, дающую значительную экономию времени и средств,
необходимых на проведение входного контроля материалов и дета
лей, поступающих с фирмы поставщика.
Японские
специалисты считают, что
их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности.
Нужны совместные усилия, коллективные решения. Важнейший
предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и
обучение персонала.
Неоднократно подчеркивалось, что начинать процесс обучения
следует с высшего руководящего звена. Целесообразнее это делать
силами привлекаемых специалистов консультантов по качеству.
Общие сведения о деятельности по качеству, даваемые в процессе обу
чения, должны сочетаться с конкретными приемами и рекомендаци
ями. Считается, что каждой фирме лучше составить собственную
программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение
производительности, снижение уровня дефектности).
Лидерство
во внедрении и
ного управления качеством должно принадлежать высшему руковод
ству компании. Это правило становится единой и универсальной ос
новой успеха.
В последние годы обучение ведется самыми современными метода
ми. Разработаны программы деловых игр по качеству с использова
нием персональных ЭВМ. Обучающийся сам принимает решения и
старается создать
воображаемому предприятию
для достижения высокой
конкурентоспособности
Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосред
ственными руководителями – мастерами, начальниками участков.
Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6
дневного теоретического курса и 4 месячной практической дея
тельности.
В компании
«Ниссан Мотор» в течение
бе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В даль
нейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по
вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчи
вается аттестацией, которая проводится периодически для всех ка
тегорий работающих, включая и управляющих. Аттестация прово
дится руководителями соответствующего подразделения с привлече
нием специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от ка
тегории рабочих – один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год.
Ряд специалистов
кроме фирменного экзамена
ный экзамен. Например, на фирме «Табай Эспек» 75% работников
прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение
перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фир
ма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает
надбавку к зарплате.
Результаты
аттестации вывешиваются на
кается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию
в третий раз, считается
профессионально непригодным
на данном рабочем месте.
У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изме
нение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по каче
ству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, со
знательностью и только на 10% знаниями. Учебные программы мо
гут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс из
менению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем
надо поддерживать постоянными усилиями.
Большое
внимание уделяется кружкам
которых добровольное. Исследования показали, что имеется прямая
зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от
степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автоно
мии в решении внутренних вопросов кружка. Еженедельно проводи
мые заседания кружков – единственный вид непроизводственной де
ятельности, разрешенной в рабочее время. Если кружки собираются
после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверху
рочное время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судь
бу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра – уста
реет»; «Думай о качестве ежеминутно».
Регулярно
проводятся цеховые и
ков качества. Дважды в год конференции кружков качества прово
дятся на уровне всей компании. Проводятся и всеяпонские съезды
представителей кружков качества. Кружок считается признанным
официально, если он зарегистрирован Японским союзом ученых и
инженеров (JUSE) и об этом было оповещение в журнале «Мастер и
контроль качества».
На японских
предприятиях для персонала
участия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей».
Она сформулирована в виде коротких правил – заповедей:
– не создавать
(условия для появления
– не передавать
(дефектную продукцию на
– не принимать
(дефектную продукцию с
– не изменять (технологические режимы);
– не повторять (ошибок).
Эти правила
детализированы для этапов
и собственно производства и доведены до каждого работника.
Таким образом,
можно выделить главное в
в Японии:
– широкое внедрение научных разработок в области управления и