Теоретические основы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией применительно к качеству. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые производственные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Файлы: 1 файл

Кор.менеджмент Управление качеством.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


1. Теоретические основы управления качеством

1.1. Основные категории и понятия управления качеством.

Качество – сложная универсальная категория. Превратившись в экономическую, категория «качество» вобрала в себя сразу несколько аспектов – технический, статистический, финансовый, инновационный и философский. В динамике категория «качество» представлена в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1. Динамика понятия «качество»

Автор

Формулировка определения качества

Аристотель

(III в. до н.э.)

Различие между предметами

Дифференциация по признаку «хороший – плохой»

Гегель

(19 в.)

Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет «качество»

Китайская версия

Иероглиф, обозначающий качество, состоит их двух элементов – «равновесие» и «деньги»

Шухарт

(1931)

Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону – насколько вещь «хороша»

Исикава К. (1950)

Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей

Джуран Дж. М. (1979)

Пригодность для использования (соответствие назначению) и субъективная сторона – качество есть степень удовлетворения потребителя

ГОСТ

15467-79

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

Международный стандарт ИСО 8402-86

Совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт ИСО 8402-94

Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт ИСО 9000:2000

Степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик.

 

Наиболее существенное изменение в своем экономическом определении категория «качество» претерпела в последней версии МС ИСО 9000:2000.

Качество – степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик. Требование – потребность или ожидание, которое заявлено, обычно предполагается или является обязательным. Характеристика – отличительное свойство.  Характеристика качества – собственная характеристика продукции, процесса или системы, относящаяся к требованию.

Наиболее существенное изменение в своем экономическом определении категория «качество» претерпела в последней версии МС ИСО 9000:2000.

Ключевыми понятиями управления качеством также стали:

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующие «входы» в «выходы».

Продукция – результат процесса. Продукция разделена на четыре категории – услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения целей. Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией применительно к качеству. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые производственные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству.

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества как одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

1.2. Опыт и эволюция мышления в управлении качеством.

Опыт управления качеством, теория и практика отражены в работах «наставников по качеству»: Э. Деминга, Д. Джурана, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, К. Исикава, Г. Тагути, Т. Конти и др.: 14 принципов доктора Деминга, цикл Деминга, «Путеводитель по планированию качества» Д. Джурана, «Нуль дефектов» Ф. Кросби и его «Пять постулатов», «Четыре шага управления качеством» А. Фейгенбаума, «Кружки качества» К. Исикавы и его знаменитые «7 инструментов качества», «Функции потерь» Г. Тагути, «Самооценка для диагностирования организации» Т. Конти.

Отечественный опыт управления качеством наращивался в рамках  планово-административной системы на базе метрологии и стандартизации – системы НОРМ, КС  УКП, КС УКП и ЭИР, КСПЭП (Табл. 1.2.1.). В переходный период идет процесс осмысления зарубежного рыночного опыта и становление и наращивания собственных позиций – работы Азгальдова Т. Т., Версана В. Г., Окрепилова В.В., Лапидуса В. А., Швандера В.А. и др.

 

Таблица 1.2.1. Отечественный опыт управления качеством

Система

Место создания

Дата

Суть системы

БИП

Саратов

1955

Строгое выполнение технологических операций

СБТ

Львов

1961

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

КАНАРСПИ

Горький

1958

Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства

НОРМ

Ярославль

1964

Повышение технического уровня и качества изделий

КСУКП

Львов

1975

Управление качеством на базе стандартизации

КСУКП и ЭИР, КСПЭП

Днепропетровск,

Краснодар

1980

Управление качеством продукции и эффективность производства

МС ИСО 9000

РФ

1995

Ориентация на удовлетворение требований потребителя и маркетинг

 

Отличительными чертами управления качеством в США стали жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики, внимание к процессу планирования производства по объемным качественным показателям, административный контроль за исполнением планов, совершенствование управление фирмой в целом.

Для Японии более характерны широкое внедрение научных разработок в области управления, технологии,  высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; максимальное использование возможностей человека через меры стимулирования творческой активности; воспитание патриотизма к своей компании, систематическое и повсеместное обучение персонала.

Сильными сторонами европейских стран в управлении качеством являются: законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, т.д.

В истории развития методов управления качеством выделяют два этапа, определяя их как классическую философию качества и новейшую философию качества (или процессный подход).

Классическая философия качества – повышение качества  жизни. Ее фазы развития: контроль качества – стандарты распространяются только на продукцию; управление качеством технологических процессов – стандарты распространяются на продукцию и технологические процессы; менеджмент качества – стандарты на продукцию, технологические процессы и все системы предприятия. На первых трех фазах потребитель получает только продукцию, соответствующую стандартам. Фаза планирования качества – разработка продукции по принципу «цена–качества» с использованием прогнозных математических моделей, потребитель получает продукцию, удовлетворяющую его потребности. Фаза экологического менеджмента качества – потребитель получает экологически чистую продукцию и выдвигает требования экологической чистоты производственных процессов. Фаза социального менеджмента качества – потребитель получает экономически и социально безопасную продукцию и выдвигает требования экологической чистоты и социальной безопасности к производственным процессам.

Согласно фазам развития на практике возникали и совершенствовались системы и подходы к менеджменту качества – система Тейлора, статические методы управления качеством (контрольные карты Шухарта, таблицы выборочного контроля Доджа/Роминга); системные, комплексные подходы – TQC (всеобщий контроль качества), TQМ (всеобщий менеджмент качества), принципы универсального управления качеством.

 

 

 

 

Качество жизни

 

 

 

Качество организации

 

 

 

Качество деятельности

 

 

 

Качество

процессов

 

 

 

Качество продукции

 

 

 

 

Рис. 1.2.1. Пирамида качества

Информация о работе Теоретические основы управления качеством