Виды консалдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:43, реферат

Описание работы

Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.
Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то на середине пути, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Файлы: 1 файл

виды консалдинга.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

История консалтинга в  России

     Как и любое понятие, относящееся  к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

     Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Если сравнивать возраст рынка  консалтинговых услуг России с возрастом  западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш  находится где-то на середине пути, но уже обладает сформировавшимися  взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

     Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг  в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с  частным бизнесом. Тем не менее, предпосылки  были созданы, стал появляться частный  бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными  видами консалтинговых услуг того времени  можно назвать налоговый и  юридический. Небольшие фирмы, в  штате которых могло насчитываться  два-три человека, предоставляли  консультации в области налогообложения  и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями.

     Основным  источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские  институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение  подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением  частных услуг, которые в большинстве  случаев проходили в форме  тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

     Несмотря  на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и  консультантов, способных помочь осуществить  это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал  обращаться к консультантам, можно  обозначить две.

     К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов  в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

     Вторая  причина, самая распространенная - искреннее  непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно.

     На  западе собственник старается вести  свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в  ту пору можно сравнить с дрейфом  в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме  как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен  предпочитал действовать исключительно  своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила  к положительному результату. Общее  у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения  бизнеса, принципами которой успешно  пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

     Однако  бизнес в России продолжал эволюционировать, а вместе с ним качественно  изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

     Объем рынка консалтинговых услуг в  России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл. (в 2006 году объем рынка консалтинговых услуг в России составил $1,65-1,85 млрд., в 2008 году объем рынка консалтинговых услуг в сфере недвижимости составил $40 млн.), при этом темпы его роста  за последние годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право  предполагать, что в ближайшее  время эта планка будет без  особых усилий преодолена. Конечно, в  сравнении с объемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десятками миллиардов долларов, наш  показатель выглядит не так внушительно.

     По  данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее  время на рынке консалтинговых услуг  в России действует около 3000 игроков, но точное количество "консультантов" посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании никак не лицензируется  и не регулируется на законодательном  уровне. В результате любая компания может назвать себя консалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово "консалтинг" используется в названии компании только для придания ему более стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторых  экспертов, этот вид лицензий в ближайшем  будущем может быть отменен.

     Спектр  услуг, оказываемых российскими  консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый  и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

     При этом самым быстрорастущим видом  консалтинговой деятельности является IT- консалтинг.

     За  два года доходы компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения  и системной интеграцией, увеличились  вдвое. В результате, начиная с 2005 года, доля "айтишников" в общем  объеме всего рынка консалтинговых услуг в России превысила 50%.

     Всего за 2006 год, согласно "ЭКСПЕРТ РА", совокупная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России увеличилась на 39-40%, приблизившись к 50 миллиардам рублей.

     Определение консалтинга

     Способность компании быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка  – одно из главных условий успешного  развития бизнеса. Замедление или тем  более остановка сулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компания вынуждена постоянно  эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует  немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и умения в наше время  являются основным источником конкурентного  преимущества.

     Решения таких серьезных задач полностью  ложатся на плечи руководящего состава  компании, которое должно подготовить  необходимую почву для их реализации, разработать план, просчитать риски  и составить затратную часть. Все это требует времени. При  этом уровня квалификации руководства  для принятия специфических решений  может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых  инноваций.

     В подавляющем большинстве случаев  должной квалификацией не обладают и сотрудники компании. Изначально штат формируется под решение  определенных проблем. Появление новых  задач может потребовать дополнительного  набора персонала, обладающего теми самыми необходимыми знаниями. Такой  шаг не всегда оправдан, как и  экстренная переквалификация уже действующих  сотрудников. Не всегда полученные в  процессе обучения знания и умения гарантируют их грамотное применение на практике ввиду ее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможно отложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может идти в ущерб основным обязанностям работника.

     Более обоснованным шагом является привлечение  сторонних экспертов, консультантов, которые уже обладают необходимым  набором знаний и, что немаловажно, практическим опытом. Привлеченные со стороны эксперты способны разработать  индивидуальную программу по решению  тех или иных инновационных задач, а также передать необходимый  набор информации действующим сотрудникам  компании. Такое решение является более рациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультанты способны найти наиболее быстрый  способ решения поставленной цели, выработать стратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если это необходимо, потребует минимальных  сроков и в наименьшей степени  повлияет на качество выполнения сотрудником  своих основных обязанностей.

     Консалтинг (от англ. consulting) - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании  перспектив развития и использования  научно - технических и организационно - экономических инноваций с учетом предметной области и проблем  клиента. Услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми  компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающие в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических  связей. Консалтинговые компании могут  по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, прогнозировать рынок сбыта, движения цен, а также  разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных  операций и т.д.

     По  своей сути консалтинг – это процесс  оказания консультационных услуг, которые  могут быть востребованы в любой  сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной сфере. Условно это направление консультационных услуг можно назвать "социальным консалтингом".

     Данное  направление консалтинга достаточно развито в западных странах, где  привлечение консультантов по любым  вопросам является нормой. В России "социальный консалтинг" практически  не развит, в первую очередь, в силу молодости рынка консультационных услуг. В международной практике принято выделять три вида консультационных услуг: процессный, или проектный, экспертный и обучающий.

     В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут применяться  комбинации этих трех методов. При этом, как отмечают эксперты, обучающее  консультирование, как правило, сопровождает процессное, а во многих случаях  и экспертное. В России наибольшей популярностью пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее консультирование, тогда как в западных странах  на первые позиции выходит процессное и процессно-экспертное.

     Что вполне объяснимо, так как руководители фирм при решении вопросов идут по наименее затратному, с точки зрения денег и времени, пути, считая, что  любую проблему можно решить, воспользовавшись обучающими программами - тренингами и  семинарами. При этом суть проблемы руководство определяет самостоятельно, опираясь исключительно на свой опыт, самостоятельно определяя, какое направление  обучения необходимо сотрудникам.

     Что касается видов консалтинговых услуг, унифицированного (стандартного) списка не существует. Более того, разные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды или направления консультационных услуг, руководствуясь собственным  опытом. Нет единой классификации  и у международных ассоциаций консультантов, однако общие черты  можно найти у всех. По мнению экспертов, в настоящее время  можно выделить девять основных групп (видов) консалтинговых услуг.

     1. Общее управление и администрирование

     2. Финансовый консалтинг

     3. Юридический консалтинг

     4. Налоговый консалтинг

     5. Маркетинговый консалтинг

     6. IT- консалтинг

     7. Управление кадрами

     8. Производственный консалтинг

     9. Оценочная деятельность 

     Консалтинговые  услуги могут осуществляться не только в форме консультаций, рекомендаций и совместных решений, но и путем  выполнения конкретных технических  или организационных функций. К  таким услугам можно отнести:

     1. Аудит 

     2. Бухгалтерское обслуживание 

     3. Рекрутмент 

     4. Инжиниринг

     5. PR и отношения с общественностью

     6. Инвестиционное банкирование

     7. Тренинг 

     Данные  направления не подразумевают непосредственных консультаций, однако также оказываются  исключительно на основе профессиональных и научных навыков. Таким образом, под понятие "консалтинг" можно  подвести подавляющее большинство  услуг, оказываемых компании-заказчику. Однако цель или результат любой  услуги сводится к одному: помочь заказчику  осуществить необходимое внедрение  качественных изменений, инноваций, провести оптимизацию бизнес-процессов, словом, помочь компании выйти на новый уровень  своего развития.

Информация о работе Виды консалдинга