Всеобщее управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение концепции всеобщего управления качеством.
В соответствие с целью ставятся следующие задачи:
рассмотреть основные положения концепции всеобщего управления качеством;
раскрыть цели концепции всеобщего управления качеством;
показать сущность основных принципов TQM;
изучить внедрение TQM и характерные признаки организаций, использующих TQM;
определить инструменты TQM.

Файлы: 1 файл

качество.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Проблема  качества в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней неуклонно возрастает. Это связано с тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства; во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучия человека.

      В большинстве стран мира, на разных континентах повышение качества стало национальной идеей в результате огромных усилий правительств, руководства фирм и компаний, направленных на обеспечение высокого качества продукции, услуг и работ, процессов.

      В конце XX века международное сообщество занялось качеством управления, создав международные стандарты по менеджменту качества, экологическому менеджменту и т.д., в том числе стандарты ИСО серии 9000, попавшие как самые известные в мире в книгу рекордов Гиннесса. В их идеологию внесли большой вклад и наши ученые — создатели первых систем управления качеством.

      Достижения  в области качества обусловили развитие новых направлений в науке, сферах производства, образования, обеспечения физического и нравственного здоровья человека и окружающей среды, предотвращения техногенных и антропогенных катастроф.

      В недалеком будущем в наиболее выгодном положении окажутся именно те государства, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность общественного труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции, выпускаемой национальной промышленностью. А это прямой путь к процветанию экономики и достойному уровню жизни граждан. Неслучайно XXI век объявлен многими международными организациями веком качества.

     Целью курсовой работы является изучение концепции всеобщего управления качеством.

     В соответствие с целью ставятся следующие  задачи:

  • рассмотреть основные положения концепции всеобщего управления качеством;
  • раскрыть цели концепции всеобщего управления качеством;
  • показать сущность основных принципов TQM;
  • изучить внедрение TQM и характерные признаки организаций, использующих TQM;
  • определить инструменты TQM.

     При подготовке курсовой работы были использованы работы известных специалистов в  области управления качеством, таких как Михеева Е.Н., Салимова Т.А., Сероштан М.В. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные положения концепции

всеобщего управления качеством 

      Мировая практика убеждает, что на развитых рынках в сложных условиях конкуренции  побеждают лишь те организации, которые руководствуются общепризнанными принципами успешного бизнеса.

      В результате совершенствования множества  подходов к управлению качеством  в мировой практике с середины прошлого века начала формироваться  концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM), философия и методология которой направлены на непрерывное совершенствование продукции, процессов и услуг с целью повышения их качества и удовлетворенности потребителей.

      Непрерывное совершенствование представляет собой изучение, анализ и постоянное улучшение организационных процессов, возможностей и процедур с целью получения результатов деятельности организации, превосходящих ожидания потребителей. Концепция TQM составляет основу моделей делового совершенствования.1

      В концепции TQM сконцентрировано все прогрессивное, что было характерно для предыдущих концепций управления. Это планирование производственного процесса и контроль (Ф. Тейлор); важность управления процессами (У. Шухарт); статистическое управление процессами (Э. Деминг); совершенствование процессов (Дж. Джуран); приемлемый уровень качества, основанный на компромиссе между ростом затрат на повышение качества продукции и стоимостью последствий выпуска некачественных товаров (Г. Тагути). Большой вклад в разработку принципов TQM внесен А. Фейгенбаумом, который обосновал и сформулировал принцип расширения ответственности первого лица за улучшение качества на весь менеджмент.2

      Вместе  с тем, само понятие TQM и его концепция по-разному трактовались в различных странах, что приводило к существенным различиям в практическом использовании методов TQM. Так, например, в Европе TQM определялось как культура организации производства, призванная отвечать запросам потребителей на основе непрерывного совершенствования. В восточных же государствах (Япония, Корея, Тайвань) — как философия руководства, предполагающая широкое использование данных, системную ориентацию и всеобщее управление, возглавляемое высшими руководителями. И до настоящего времени в разных странах используются различные подходы к практическому воплощению концепции всеобщего управления качеством.

      Э. Деминг определил формулу новой  философии качества: «Довольный заказчик — стимул любой деятельности. Качеством должно быть довольно не предприятие-изготовитель, а заказчик». Он впервые обосновал и сформулировал необходимость отказа от контроля продукции как принципа управления качеством, назвал объектом управления производственные процессы и показал преимущество инвестиций в предупреждающие действия, позволяющие обеспечить существенное снижение затрат на качество.

      Новая философия стала мощным толчком  в разработке принципиально новых  подходов к управлению качеством. Условно выделяют модели TQM трех поколении.

      Модели  TQM первого поколения стали создаваться зарубежными компаниями в конце 70-х — начале 80-х гг. XX века как простые модели всеобщего качества на основе собственного опыта и опыта других фирм. Они еще не имели надлежащей структуры: компании выбирали ключевые элементы всеобщего качества, основными из которых являлись удовлетворение требований потребителя, непрерывное совершенствование, вовлечение всех работников. К концу 1980-х гг. фирмы добились того, что концепции оперативного руководства стали соединяться с концепцией управления качеством.

      Методология TQM была внедрена прежде всего на промышленных предприятиях. В пищевой промышленности она включала следующие направления: максимальное удовлетворение запросов потребителей, уменьшение себестоимости продукции, производство бездефектной продукции и др. При выполнении этих целей потребитель был согласен на закупку продукции по ценам, на 10-15% превышающим среднерыночные.

      Основными здесь были три элемента управления: контроль качества со стороны руководства  предприятия за выпуском бездефектной продукции; обеспечение высокого качества путем соблюдения национальных и международных стандартов и дальнейшее повышение качества. Все эти элементы проявлялись в системе «вход — выход» на всех циклах производства и сбыта продукции. Контроль качества на входе заключался в обеспечении экологически чистым сырьем, в подготовке зданий, сооружений и оборудования к производству. На стадии производства менеджеры предприятия контролировали ход производства с соблюдением стандартов на продукцию. На стадии выхода продукции менеджеры обеспечивали обратную связь с потребителями и другими заинтересованными лицами для получения необходимой информации.

      Модели  TQM второго поколения разрабатывались в довольно большом количестве с середины 80-х гг. XX века.

      Первая  крупная попытка объединить накопленные в этой области опыт и знания завершилась созданием в США Национальной премии по качеству М. Болдриджа (1987). Разработчики премии во многом использовали опыт японской премии им. Э. Деминга, но стремились выработать американский подход с учетом традиций в области качества, существовавших в США.

      С появлением премии М. Болдриджа зародился  новый подход к внедрению принципов  TQM в деятельность организаций и совершенствованию бизнеса. Критерии премии М. Болдриджа стали основой многих национальных конкурсов качества во всем мире.

      В 1991 г. в Европе была разработана модель Европейской премии по качеству (впоследствии она получила название Премия делового совершенства EFQM), сыгравшая важную роль в развитии идей TQM в Европе.

      Значительную долю идей TQM включила в себя версия стандартов ИСО серии 9000:2000.

      Модели  TQM третьего поколения — это интегрированные модели бизнеса и TQM второго поколения. Особенности TQM в них состоят в соединении организационного менеджмента, бизнес-менеджмента и менеджмента качества. Управление качеством рассматривается как управление всем предприятием по критерию качества выпускаемой продукции.

      В настоящее время TQM привлекает большое внимание ученых и практических работников в связи с глобализацией рынка, обострением международной конкуренции, бурным развитием технологий и необходимостью поиска эффективных методов управления.

      Основу  современного TQM составляет разработка долговременной стратегии высшего руководства в области качества, участие в её реализации всего персонала в интересах самой организации, её сотрудников, потребителей и общества в целом.

      Определив в настоящей части работы основные положения концепции всеобщего управления качеством, перейдем к рассмотрению целей и принципов концепции всеобщего управления качеством — TQM. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Цели и принципы TQM 

2.1. Цели концепции  всеобщего управления  качеством 

      В отличие от стандартизированных моделей ИСО серии 9000, модели TQM не являются предписывающими. Они помогают установить цели организации и определить её миссию.

      Основными целями TQM являются3:

  • ориентация всего предпринимательства и всех усилий организации на выполнение требований и ожиданий потребителей;
  • возведение качества в важнейшую цель предпринимательства;
  • оптимальное использование всех ресурсов организации.

      Философские аспекты TQM объединены в три группы:

      1. аспекты качества: удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей, обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента;
      2. аспекты менеджмента: применение цикла Э. Деминга, базирование решений на фактах, использование инноваций в стратегическом планировании и прогнозировании производства;
      3. аспекты гуманизма: вовлечение персонала в деятельность по TQM, самооценка деятельности.

      Основные  принципы TQM, принятые в большинстве развитых стран, следующие:

  • вовлеченность высшего руководства;
  • ориентация всех целей, задач и действий на потребителей;
  • процессный подход;
  • постоянное улучшение;
  • принятие решений на основе фактов;
  • системный подход к управлению;
  • всеобщее участие сотрудников;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

     Рассмотрим  подробнее основные принципы TQM. 

2.2. Сущность основных  принципов TQM 

      Вовлеченность высшего руководства. Руководитель организации, как известно, управляет только людьми и не участвует в производственных процессах. «Руководить — значит приводить к успеху других» — таково его предназначение. Он публично провозглашает свою приверженность идее непрерывного совершенствования и ежедневной, практической деятельностью воплощает эту идею.

      Важнейшей чертой современного менеджмента является перенос ответственности за плохое качество работы с исполнителя (рабочего, инженера и др.) на руководителя. Дж. Джуран выразил это в виде правила 85/15. Это означает, что 85% проблем, возникающих в работе, определяются самой системой (процессом), и лишь 15% проблем возникают по вине непосредственных исполнителей. Э. Деминг до последних дней своей жизни анализировал это соотношение (всегда в сторону увеличения ответственности руководителей) и пришел к таким цифрам 92/8.

Информация о работе Всеобщее управление качеством