Фигурное катание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:28, реферат

Описание работы

Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания, чтобы познакомиться с его первопроходцами. Уже в рукописях VII века встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона. Вот что писал кентерберийский монах Стефаниус в своей "Хронике знатного города Лондона": "целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Они, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты".

Содержание работы

1.История фигурного катания:
Зарождение фигурного катания на коньках . . . 2
Начало формирования фигурного катания как вида спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Джексон Гейнц - основатель международного стиля катания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Алексей Павлович Лебедев - первый неофициальный чемпион мира . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Развитие фигурного катания в России . . . . . 8
Первый искусственный лед . . . . . . . . . . .8
История первых мировых турниров . . . . . . . 9
Первые Олимпийские игры с участием фигуристов .9
2.Правила:
2.1. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.1. Можно ли использовать музыку со словами? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.2. Должна ли музыка быть мелодичной / гармоничной? . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.3. Наказываются ли фигуристы за использование "заезженной" музыки? . . . . . . . . . . . . .11
2.2.Костымы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3. Участие в шоу и показательных выступлениях . 15
2.4. Проведение допинг-контроля. . . . . . . . . .17
3.Элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
4.Спорт изменил жизнь... . . . . . . . . . . . . . .22
4.1. ...Евгению Плющенко . . . . . . . . . . . . .22
4.2. ... Станиславу Жуку . . . . . . . . . . . . .22

Файлы: 1 файл

История фигурного катания.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1.История фигурного катания:

    1. Зарождение фигурного катания на коньках . . . 2
    2. Начало формирования фигурного катания как вида спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    3. Джексон Гейнц - основатель международного стиля катания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    4. Алексей Павлович Лебедев - первый неофициальный чемпион мира . . . . . . . . . . . . . . . . .7
    5. Развитие фигурного катания в России . . . . . 8
    6. Первый искусственный лед . . . . . . . . . . .8
    7. История первых мировых турниров . . . . . . . 9
    8. Первые Олимпийские игры с участием фигуристов .9

2.Правила:

2.1. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.1.1. Можно ли использовать музыку со словами?  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.1.2. Должна ли музыка быть мелодичной /     гармоничной? . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.1.3. Наказываются ли фигуристы за использование "заезженной" музыки? . . . . . . . . . . . . .11

2.2.Костымы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.3. Участие в шоу и показательных выступлениях . 15

2.4. Проведение допинг-контроля. . . . . . . . . .17

3.Элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

4.Спорт изменил жизнь... . . . . . . . . . . . . . .22

4.1. ...Евгению Плющенко . . . . . . . . . . . . .22

4.2. ... Станиславу Жуку . . . . . . . . . . . . .22

 

 

 

 

 

 

 

История фигурного катания

Есть мудрый афоризм: "История - это будущее наоборот". Это выражение сохраняет свой глубокий смысл и применительно к спорту. И действительно. Чем глубже мы будем знать историю фигурного катания, тем точнее и глубже сможем прогнозировать пути развития нашего вида спорта.

Зарождение фигурного катания на коньках

Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания, чтобы познакомиться с его первопроходцами. Уже в рукописях VII века встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона. Вот что писал кентерберийский монах Стефаниус в своей "Хронике знатного города Лондона": "целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Они, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты".

О костяных коньках много упоминаний в скандинавском эпосе. Подобные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы, например в Швейцарии. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа. И первое упоминание о таких коньках имеется в исландской саге о Фритьофе, записанной в 1380 г.

В голландской книге "жизнь Людвины" можно даже увидеть, каким был конек с железным лезвием. На гравюре, запечатлевшей группу конькобежцев у городской стены, мы видим коньки того времени. Нет сомнения, что это комбинированные коньки - деревянная колодка с железными лезвиями. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию скоростного бега на коньках и собственно фигурного катания, которое в то время заключалось главным образом в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. Именно это привлекало многих людей искусства. Страстным поклонником коньков был, в частности, великий немецкий писатель И.В. Гете. Сохранились даже картины, которые запечатлели поэта на льду, скользящим в изысканной позе. Вообще, ни одному виду спорта, существующему по сей день, не посвящено так много картин, гравюр, рисунков и даже карикатур, как бегу на коньках и фигурному катанию. 

Знаменитый след в истории фигурного катания оставил художник XVIII столетия Бенжамин Вест из Филадельфии. В 1783 г. он приехал в Европу и продемонстрировал великолепную пластику грацию и смелость. Выяснилось, что американские фигуристы не только не уступают европейским, но и превосходят их по техничности катания.

К тому времени относится и появление первого учебника по фигурному катанию. Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз, сам отличный мастер катания издал "Трактат о катании на коньках", в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Там уже разбирается техника исполнения внутренних и наружных дуг, спиралей вперед-наружу, внутренних и наружных корабликов, восьмерки вперед-наружу и многих других элементов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало формирования фигурного катания как вида спорта

Понадобилось около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы их исполнения. Во всяком случае, книга "Искусство катания на коньках", изданная в Глазго и принадлежащая перу Д.Андерсена, президента клуба конькобежцев этого города, и труд Х.Вандервела и Т.Максвелла Уитмана из Лондона уже содержат описания всех восьмерок, троек, крюков и других элементов, без которых немыслимо сегодняшнее фигурное катание. Закономерность того факта, что почти все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.) и разработаны первые официальные правила соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джексон Гейнц - основатель международного стиля катания

Однако и заокеанские фигуристы не дремали. В США и Канаде тоже организовывались многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. И когда в Европу в 60-х годах 19 века прибыл лучший фигурист США Джексон Гейнц, то выяснилось, что даже самым опытным из хозяев льда есть чему у него поучиться.

Вот что писал о приезде в Европу Н. Панин-Коломейкин: "Еще в 1864 г. в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц, которому суждено было стать современной нам форме искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалось, по-видимому, вполне самобытно... Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанного со сгибанием и разгибанием в колене опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения. Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической стороной, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и  естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленным европейцам совершенно   неожиданные возможности исполнения связанных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела... Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства - к международному стилю..." Гейнц выступал также в Петербурге, и многочисленные зрители, среди которых были, конечно, фигуристы, немало взяли из того, что продемонстрировал им этот лучший по тем временам фигурист мира. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Павлович Лебедев - первый неофициальный чемпион мира

Среди зрителей оказался и Алексей Павлович Лебедев - тот русский фигурист, чье мастерство неизменно вызывало уважение у сильнейших зарубежных спортсменов. Именно Лебедеву суждено было стать победителем нескольких крупных турниров, в том числе и состязаний 1890 г. в Петербурге, где собрались сильнейшие спортсмены мира. Этот турнир проводился в честь 25-летия катка в Юсуповском саду. В нем участвовали чемпион США Л.Рубинштейн, чемпион Германии Ф.Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии. По своему составу это был фактически неофициальный чемпионат мира. Победа в нем досталась А.Лебедеву, показавшему не только каллиграфическую точность в исполнении обязательных фигур, но и превосходное произвольное катание, насыщенное артистическими находками и поразившее всех своей гармоничностью. А.Лебедев не скрывал, что своим успехом он обязан и дружбе с известными художниками, которые советами, особым видением и пониманием пластики помогли создать необычную произвольную программу.

Победа в этом турнире позволила многим спортивным историкам считать А.Лебедева первым неофициальным чемпионом мира. Успешное завершение соревнований в Петербурге во многом ускорило создание Международного союза конькобежцев (1892 г.) и последующую организацию чемпионатов Европы и мира. 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие фигурного катания в России

Для многих зарубежных знатоков, успехи русских фигуристов в начале 90-х гг. 19 века стали полной неожиданностью. Но внимательный наблюдатель мог бы отметить тот факт, что фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Именно русский царь после своей поездки в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр I, как об этом писалось не раз, придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам, и создал, таким образом, промодель сегодняшнего оснащения фигуристов.

Можно кстати и вспомнить и строки из "Евгения Онегина": "Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед", где А.С.Пушкин оставляет нам живое свидетельство того, что потехи на льду в начале XIX в. уже вошли в быт русского народа. К пушкинским временам относится и появление у нас первого учебника для фигуристов - "Зимние забавы и искусство бега на коньках". Автором его был Г.М. де Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

В 1877 г. каток в Юсуповском саду перешёл из владения Яхтклуба в собственность небольшого кружка истых поклонников конькобежного искусства. Вот тогда и родилось Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии фигурного катания у нас в стране. 

Первый искусственный лед

Первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д.Пиктэ.        В России первый каток с искусственным льдом в закрытом помещении появился накануне первой мировой войны при бывшем театре "Аквариум" в Петербурге. К сожалению, функционировал каток не долго, и фигуристы не смогли использовать его для проведения регулярных тренировок и крупных международных турниров. 

 

История первых мировых турниров

Именно на катке Юсуповского сада в 1896 г. состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Его победителем стал фигурист из Мюнхена Гилберт Фукс. В чемпионате принимали участие только мужчины. Их было четверо, и среди них два русских спортсмена - Г.Сандерс и Н.Падусков. Очередь женщинам разыгрывать звание чемпионки мира наступила лишь десять лет спустя, да и то официально право проводить свой чемпионат было признано лишь в 1924 г. А первой чемпионкой в 1906 г. была провозглашена М.Сайерс. Организатором чемпионатов выступил тогда (и сохраняет это право по сей день) Международный союз конькобежцев.

Парное катание и спортивные танцы на льду появились в программе мировых чемпионатов много позже. Только в 1908 г. впервые было разыграно первенство среди спортивных пар. В этот раз чемпионат мира снова проводился в Петербурге. Немецкие фигуристы А.Хюблер и Г.Бюргер   вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании. А танцоры свои награды впервые разыграли лишь в 1952 г. в Париже. Как и следовало ожидать, сильнее всех оказались англичане - Д.Вествуд и Л.Демми. Ведь именно фигуристы Великобритании были создателями нового "жанра". 

Первые Олимпийские игры с участием фигуристов

Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Это были своего рода кулуарные соревнования. Но популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой, и уже в 1908 г. соревнования фигуристов были включены в программу летних IV Олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Соревнования проходили на искусственном льду. Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М.Сайерс (Великобритания), У.Сальхов (Швеция), спортивная пара А.Хюблер-Г. Бюргер (Германия) и Н.Панин-Коломейкин из России.

 

 

Правила фигурного катания

 

Музыка

 

Можно ли использовать музыку со словами?  
 
В одиночном и парном катании музыкальное сопровождение должно быть без слов. Голос может присутствовать в нем только в качестве "вокализа", то есть если он используется в качестве музыкального инструмента. Примерами такого сопровождения являются, например, произвольная программа сезона 1998-1999 Елена Бережной и Антона Сихарулидзе и короткая программа Scene D'Amour Марии Бутырской, которую она использовала в 1999-2000 и 2000-2001 годах.  
 
В танцах на льду, начиная с сезона с 1999-2000 года, разрешена музыка со словами, но там действуют немного другие правила, согласно им музыка должна содержать ярко выраженный ритм, и именно под него, а не под слова, должны кататься фигуристы.  

Должна ли музыка быть мелодичной / гармоничной?  
 
Нет. Понятие "музыкальное сопровождение" трактуется в фигурном катании весьма широко. Единственные ограничения касаются использования музыки со словами или без ритма (см. выше). Таким образом кататься фигуристы могут практически под всё, что их душе угодно, поскольку судья не имеет права снять с них баллы, просто потому, что "музыка плохая" или не нравится ему лично.  
 
На деле же "крайности" выбирают довольно редко. Из последних примеров можно вспомнить, например, произвольный танец сезона 1998-1999 чемпионов мира в танцах на льду Анжелики Крыловой и Олега Овсянникова, поставленный под африканские барабаны. Этот номер не очень понравился публике, которая сочла музыкальное сопровождение не подходящим и не интересным. Во-многом, именно нежеланием рисковать потерей симпатий публики объясняется заметный консерватизм фигуристов в плане музыкального сопровождения.  
 
Что же касается судей, то, во-первых, "гармоничность" отнюдь не является синонимом "плавности", а во-вторых, они оценивают не гармоничность музыки или программы как таковой, а то насколько хорошо хореография программы согласуется с музыкальным сопровождением (Harmonious Composition/Conformity with The Music Chosen), и в этом смысле резкие движения под столь же резкую музыку попадают под определение "гармоничности", ничуть не меньше чем плавное скольжение под какой-нибудь классический этюд.  

Информация о работе Фигурное катание