Методика развития скоростных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности»

Содержание работы

Стр.
Введение
…………………………………………………………………
3
Глава 1.
Характеристика скоростных способностей…………………
5
Глава 2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Глава 3.
Методики развития скоростных способностей..……………

Средства развития скоростных способностей………………
Методы развития скоростных способностей………………..
Методики воспитания скоростных способностей…….…….
Особенности развития скоростных способностей…………..
Тесты для оценки уровня развития скоростных способностей…………………………………………………..
10
10
11
13
23

27
Заключение………………………………………………………………….
29
Библиографический список………………………………………………...
31

Файлы: 1 файл

образец курсача.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика развития скоростных способностей

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Исполнитель:

Горбунова Мария Валерьевна,

студентка 401 группы

очного отделения

_______ ______________________

    дата          М.В. Горбунова

 

Курсовая работа допущена к защите

Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания

________     _________________

    дата               И.Н. Пушкарева

Научный руководитель:

Пушкарева Инна Николаевна

кандидат биологических наук,

Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания

_________  ___________________

     дата             И.Н. Пушкарева


 

Екатеринбург 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

Стр.

Введение

…………………………………………………………………

3

Глава 1.

Характеристика скоростных способностей…………………

5

Глава 2.

 

           2.1.

           2.2.

           2.3.

           2.4.

Глава 3.           

Методики развития скоростных способностей..……………

 

Средства развития скоростных способностей………………

Методы развития скоростных способностей………………..

Методики воспитания скоростных способностей…….…….

Особенности развития скоростных способностей…………..

Тесты для оценки уровня развития скоростных способностей…………………………………………………..

10

10

11

13

23

 

27

Заключение………………………………………………………………….

29

Библиографический список………………………………………………...

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности» [1].

Высокий уровень развития скоростных способностей необходим не только для спортивной и трудовой деятельности, но и в определенных видах (быстрота реакции водителя, летчика и т.д.) [24].

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скоростных способностей продолжается с 14 до15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов [24].

К числу основных скоростных способностей Гужаловский А.А. относит: быстроту простой и сложной двигательных реакций; быстроту отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением; быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

1. Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных  центров из состояния возбуждения  в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных  волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной  и межмышечной координации.

4. Совершенства техники движений.

5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.

6. Содержания АТФ в мышцах, скорости  её расщепления и быстроты ресинтеза (восстановления).

Методика развития скоростных качеств предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной силовой работы той или иной направленности, что отражается на динамике скоростных показателей и соответственно на спортивном результате.

Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития скоростных способностей в соответствии с современными требованиями.

Объектом является учебно-воспитательный процесс.

Предметом являются средства и методы развития скоростных способностей.

Цель курсовой работы – проанализировать методику развития скоростных способностей.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
  2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростных способностей.
  3. Раскрыть тесты для определения уровня развития скоростных способностей.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика скоростных способностей

 

    1. Определение понятий скоростных способностей

 

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Различают следующие виды скоростных способностей [8, 16]:

- быстрота двигательной реакции;

- быстрота одиночного движения;

- частота (темп) движений.

Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей.

Выделенные формы проявления скоростных способностей относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности [16].

Таким образом, скоростные способности во всех специфических формах их проявления определяется преимущественно двумя факторами: оперативностью организации и регуляции нейромоторного механизма, оперативностью мобилизации двигательного состава действия. Развитие быстроты конкретного двигательного действия обеспечивается, главным образом, за счет приспособления моторного аппарата к условиям решения двигательной задачи и овладение рациональной мышечной координацией, способствующей полноценному использованию индивидуальных свойств ЦНС, присущих данному человеку [3].

Для детального анализа или научных исследований более показательны вышеописанные элементарные формы скоростных способностей. А вот для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д. Однако надо иметь в виду, что скорость в целостных сложно-координационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально уровнять [8,16].

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет, от 4 до 6 сек. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав.

Можно иметь высокий показатель простой двигательной реакции, но низкую скоростную выносливость, хороший стартовый разгон и низкую скоростную выносливость [16].

Принимая во внимание вышесказанное, надо иметь в виду, что перечисленные элементарные и комплексные формы скоростных способностей можно и нужно развивать на основе всех основных физических упражнений.

Уровень и качество скоростных способностей человека определяют разными факторами. В первую очередь нервно – мышечные и центрально – нервные влияния (физиологические) и биохимические факторы. Так, быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз [16,24]:

  1. возникновение возбуждения в рецепторе (зрительной, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
  2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;
  3. перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
  4. проведения последнего от центральной нервной системы к мышце;
  5. возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.

Специалисты считают, что сокращения латентного периода реакции, прежде всего, связано с укорочением третьей фазы.

Максимальную частоту движений определяют скоростью перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Быстрота как способность, определяющая скоростные возможности человека, определяется скоротечность. Возникновения, распространения и смены процессов, характерных для нервно – мышечного аппарата и собственно мышц.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания АТФ мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтеза АТФ происходит за счет фосфокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно). Доля аэробного источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности оставляет 0 – 10% [16].

На скоростные способности свой отпечаток накладывают и личностно – психические факторы: мотивация, проявление воли, эмоции. На разные виды скоростных способностей эти факторы влияют неодинаково – в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, уровня скоростной подготовленности [16,24].

Генетические исследования свидетельствуют, что рассматриваемые нами двигательные способности существенно зависят генотипа. По данным разных авторов, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают на себе скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%). Данные науки хорошо подтверждаются практикой. Специалисты считают, что различные показатели скоростных способностей в значительной мере предсказывают моторную одаренность детей уже на первых этапах отбора для занятий спортом [16].

Естественным путем скоростные качества увеличиваются примерно до 14-15 лет. Однако диапазон возраста для их целенаправленного развития колеблется от 7 до 17 лет. Сенситивный период – 7-12 лет. При этом важнейший показатель скоростных способностей – частота движения – наиболее эффективно совершенствуется с 7 до 9 и в 12-13 лет, а скорость одиночных движений – в 10-13 лет. Максимальная скорость в циклических упражнениях у юношей эффективно поддается улучшению в 15-16 лет, у девушек в 14-17 лет.

Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самыми трудно тренируемым качеством человека. Максимально возможный прирост скорости в спринтерском беге в процессе многолетних занятий не превышает 15-18 %. Это обусловлено прежде всего тем, что их физиологической основой является мало поддающиеся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы – подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения).

Кроме этого важнейшими факторами, влияющими на проявление скоростных способностей человека в двигательной деятельности, являются:

1. Динамическая сила и достаточная гибкость. Эти качества в значительной мере определяют скорость передвижения в пространстве ( скорость бега, плавание и т.д.).

2. Способность мышц к расслаблению. Дело в том, то любое движение осуществляется с участием двух групп мышц: синергистов, основной движущей силы в нужном для перемещения направлении, и антагонистов, находящихся при мощных движениях в состоянии определенного напряжения и потому препятствующих согласованной работе этих противоположных мышечных групп. Поэтому для достижения максимальной быстроты перемещения необходимо, чтобы антагонисты были оптимально расслаблены. Отсюда умение расслабляться по ходу движения весьма существенно влияет на скорость движения. В принципе это умение успешно поддается совершенствованию в процессе систематических занятий.

Информация о работе Методика развития скоростных способностей