Социально экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек готовится к профессии геолога-поисковика, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу - другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи……………………..6

2. Основные факторы, определяющие содержание ППФП……………9

3. Методика подбора средств ППФП……………………………………13

4. Значение физической культуры в подготовке студентов (экономистов) к профессиональной деятельности………………………………………..14

5. Комплекс упражнений…………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………22

Файлы: 1 файл

имоя.docx

— 41.29 Кб (Скачать файл)

     Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности.

     Например, многие буровые бригады работают вахтовым способом по 12 часов при  повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.

     А специалисты по радиоэлектронике и  автоматике, экономисты вынуждены трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном монитора.

     Характер  труда определяет содержание ППФП будущих  специалистов, так как для правильного  подбора и применения средств  физической культуры и спорта важно  знать, с большой или малой  физической или эмоциональной нагрузкой  работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует  учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может  быть разным даже при работе в одних  и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются  совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

     Режим труда и отдыха оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

     Например, различный режим труда и отдыха имеют работающие вахтовым методом выпускники факультетов разработки нефтяных и газовых месторождений или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта, и работающие на нефтеперерабатывающем заводе выпускники химико-технологического факультета.

     Рациональным  режимом труда и отдыха на любом  предприятии является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения  эффективности производства и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности  и здоровья человека.

     При этом действенными мерами улучшения  такого режима являются не только рациональное время начала и окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация  внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в  том числе и средств физической культуры.

     При подготовке специалистов надо учитывать  организационную структуру и  особенности производственного  процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку  между основным трудом и деятельностью  человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это  выражается в практически различных  возможностях использования средств  физической культуры в качестве активного  отдыха в свободное время у  представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное  влияние на восстановление и повышение  профессиональной работоспособности  человека.

     Динамика  работоспособности в процессе труда  является интегральным фактором, также  определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование  отдельных элементов процесса труда  путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует  знаний об особенностях изменения работоспособности  специалистов при выполнении различных  видов профессиональных работ.

     Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных  изменений технико-экономических  и психофизических показателей  работника. Она может служить  отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному  применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем  месте в целях повышения работоспособности.

     Дополнительными факторами определения конкретного  содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в который направляются выпускники учебного заведения и факультета. 

     3. Методика подбора средств ППФП 

     После определения содержания ППФП важно  подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или  виды спорта, чтобы обеспечить необходимую  подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.

     Подбор  отдельных физических прикладных упражнений или целостных видов спорта для  решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического  воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует  проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени  развивают общую выносливость (бег  на длинные дистанции, лыжные гонки  и т.п.).

     Если  характер профессионального труда  связан с необходимостью применять  разнообразные способы передвижения, то включаются элементы или целостные  виды спорта, содержащие в себе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело и мотоспорт и  т.п.).

     Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия  различными видами спорта, а также  квалификация спортсменов накладывает  определенный отпечаток на состояние  их физического развития и функциональной подготовленности.

     Каждая спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.

     Именно  разнохарактерность различных видов  спорта, так же как и разнохарактерность трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда.

     Кроме прикладной направленности отдельных  видов спорта следует еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

     Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками. 

     4. Значение физической культуры в подготовке студентов-экономистов к профессиональной деятельности 

     Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой деятельностью  людей. На практике это выражается в  использовании физической культуры и спорта при научной организации  труда.

     Данная  работа посвящена такой распространенной в настоящее время профессии, как экономист.

     В связи с этим, физическая культура в подготовке студентов к профессиональной деятельности призвана решать такие  задачи: вооружить студентов - будущих  экономистов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного  выполнения трудовых операций, для  высокоэффективного труда. Сформировать у студентов двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов-экономистов. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии экономиста. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил, поскольку работа экономиста - малоподвижная. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности. Для понимания задач физической культуры в подготовке студентов к профессии экономиста, для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда экономистов, требования к их физической подготовленности.

     Для характеристики труда экономиста чаще всего используются понятия его  физической тяжести и нервно-психической  напряженности.

     При этом под физической тяжестью труда  понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-психической  напряженностью труда называют степень  эмоциональной нагрузки при выполнении работы. Профессия экономиста относится  к умственному труду, поскольку  ее производственная деятельность позволяет  полностью или частично исключить  компонент физического труда. Труд экономистов имеет свою специфику, связанную с цифрами, различными подсчетами, с воспроизведением и  срочной переработкой большого количества информации, и ответственностью, лежащей  на работнике, поскольку экономист - профессия материально ответственная. Регулярные нагрузки у представителей профессии экономист часто приводят к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека сменить профессию. Надежным профилактическим средством в таких случаях является самомассаж, специальная физическая подготовка. Они способствуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальце, повышается работоспособность человека.

     В профессии экономиста отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.

     Учебно-тренировочные  занятия. На этих занятиях будущими экономистами отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества. Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта. Индивидуальные самостоятельные занятия будущих экономистов профессионально-прикладными физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта - перспективная форма организации профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов следующие задачи: воспитание психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности, умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений, способствующих расслаблению отдельных частей тела.

     Физическая  культура в профессиональной подготовке будущего специалиста-экономиста играет важную роль, поскольку выполняет  следующие задачи: воспитание психологических  и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности; умение использовать свободное время с целью проведения определенных физических упражнений. 

     5. Комплекс упражнений 

     Наиболее  мощным натуральным методом является зарядка. Ведь ВСД страдают чаще всего  те, кто ведет малоподвижный образ  жизни. Кровь застаивается, ослабляется  тонус всего организма и вегетососудистой системы в частности. Человек становится расслабленным, то есть непривычным к различным перепадам положения тела: резко встал – темнеет в глазах.

     Но  далеко не каждый организм способен с утра пораньше тратить силы на зарядку. Когда же лучше всего ею заниматься? Это зависит от вегетативного портрета человека. Легковозбудимые люди с самого утра чувствуют себя хорошо, зато быстрее выдыхаются к вечеру. Если они будут делать физические упражнения после работы, это поможет им больше удерживать организм в тонусе. А при парасимпатической дистонии физкультуру полезнее делать утром, потому что у таких людей жизненные процессы более заторможены, а физические упражнения помогут их активизировать.

Информация о работе Социально экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки студента