Спортивно-медицинская классификация людей, занимающихся адаптивным спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 23:57, реферат

Описание работы

В адаптивном спорте наибольшее распространение получили три направления: параолимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.
Эти направления адаптивного спорта курируют: Международный паралимпийский комитет (IPC), Международный спортивный комитет глухих (CISS) и Международная организация Специальной олимпиады (SOI).

Содержание работы

1. Структура и содержание в адаптивном спорте……….…………………….3
2. Модели соревновательной деятельности…………………………………...6
2.1. Традиционная модель соревновательной деятельности…………………6
2.2. Нетрадиционная модель соревновательной деятельности………………8
3. Спортивно-медицинская классификация людей, занимающихся адаптивным спортом…………………………………………………………..12
3.1 Виды классификаций……………………………………………………...12
3.2. Основные группы людей, занимающихся адаптивным спортом……...14
Список литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

АФК2.docx

— 33.90 Кб (Скачать файл)

Целью Специальной олимпиады является – «Помочь людям с отклонениями в умственной развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях соревнований и путем информирования общественности об этих возможностях и потребностях».

Таковы особенности нетрадиционной модели соревнований по адаптивному спорту, применяемой в программах Специальной олимпиады. Возможно, данная модель будет использоваться и в других направлениях адаптивного спорта, особенно тех, которые в настоящее время находятся на стадии развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Спортивно-медицинская  классификация людей, занимающихся  адаптивным спортом

Проблема классификации занимающихся адаптивным спортом атлетов – одна из важнейших в этом виде деятельности, принципиально влияющая на спортивный результат и, самое главное, на место, которое займет тот или иной участник в иерархии мест конкретного соревнования в своем спортивно-функциональном классе.

К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся:

– максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, то есть осуществление подбора в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями или, по-другому, с равными функциональными возможностями (принцип справедливости);

– максимальный охват людей (ка мужчин, так и женщин) с различными видами патологии и степенью тяжести (принцип максимального вовлечения);

– периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера (принцип постоянного уточнения).

В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения выступают основанием для требования одновременного участия в состязаниях инвалидов  с различной степенью тяжести поражений.

3.1 Виды классификаций

В адаптивном спорте используют три вида классификации:

    1. Медицинская;
    2. Спортивно-функциональная;
    3. Гандикапная.

Согласно медицинской классификации людей с ОВЗ распределяют на классы (группы) или выделяют их в отдельный класс, исходя из наличия у них оставшихся структурных и функциональных возможностей. Разделение на классы или выделение в отдельный класс осуществляют именно по медицинским критериям без учета специфики самой спортивной деятельности.

В паралимпийском движении используют спортивно-функциональную классификацию, которая предусматривает распределение спортсменов на классы, исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности, но с учетом предшествующей ей медицинской классификации. На соревнованиях, приводящихся по программе паралимпийского движения, в рамках сформированных классов разыгрывают медали с фиксацией рекордов различного уровня, осуществляют процедуру ранжирования спортсменов от лучшего (победителя) до худшего. От грамотной классификации будет зависеть результат спортсмена в том или ином виде соревновательной деятельности, его ранг в классе, спортивные достижения в целом и их социальная оценка. Поэтому спортивно-функциональная классификация в паралимпийских видах спорта играет роль основной, а медицинская – дополнительной, или вспомогательной.

Совместное использование медицинской и спортивно-функциональной классификаций повышает достоверность информации. Например, у двух спортсменов с одинаковым заболеванием (повреждением) могут быть различные уровни функционирования (различные спортивно-функциональные классы, особенно в различных видах спорта), и, наоборот, два индивида с равным уровнем функционирования (одинаковым функциональным классом) необязательно имеют одинаковые изменения здоровья.

Гандикапная классификация заключается в присвоении спортсменам различных спортивных классов различных коэффициентов, уменьшающих или увеличивающих реальный показанный результат. Так, в соревнованиях, где результат измеряется временем, для участников спортивно-функциональных классов, объединяющих людей с меньшими функциональными возможностями (с большими поражениями), коэффициент (в % соотношении) уменьшает реально показанное время спортсмена.

3.2. Основные группы  людей, занимающихся адаптивным  спортом

Существует множество классификационных признаков, по которым проводится разделение занимающихся адаптивным спортом на те или иные группы. Два из них уже описывались выше при классификации основных направлений адаптивного спорта – это вид заболевания, инвалидности (нозологические группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует.

В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражение зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по трансплантации; имеющие заболевания органов дыхания. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.

Второе основание деления позволяет распределить всех спортсменов на две группы – тех, кто использует традиционную модель соревновательной деятельности (паралимпийцы, сурдлимпийцы, трансплантанты идр.), и тех, кто применяет нетрадиционные модели состязаний (специальные спортсмены в программе Специальной олимпиады, люди с ограниченными возможностями здоровья в спартианской модели культурно-спортивной деятельности, инвалиды, играющие в «мягкие» игры и др.)

Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющем провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто – нет, выступает наличие у человека, так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.

Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются критерии минимального уровня поражения:

    1. Для людей с ампутациями конечностей – ампутация одной конечности проходит, по крайней мере, через запястье (для верхних конечностей) или голеностопный сустав (для нижних конечностей);
    2. Для спортсменов, отнесенных к категории «прочие», – уменьшение мышечной силы верхних и нижних конечностей на 15 баллов по результатам мануально-мышечного тестирования (ММТ);
    3. Для людей с церебральным параличом:
    1. Минимальная форма гемиплегии или квадриплегии, позволяющая бегать без асимметрии;
    1. Плохо выраженное заболевание руки и ноги;
    2. Физические недостатки в легкой форме с отсутствием координации движений;
    3. Реальный и объективный физический недостаток (если ненормальность может быть выявлена только детальной неврологической проверкой и вряд ли явно проявляется в процессе классификации и не очевидно, что воздействует на выполнение движений, то атлет не допускается до соревнований).
    1. Для людей с последствиями травм позвоночника и спинного мозга – 70 или менее баллов по результатам ММТ мышечной силы нижних конечностей (максимальный показатель для нижних конечностей 80 баллов – по 40 баллов для каждой ноги, что характерно для здорового человека);
    1. Для людей с поражением зрения – острота зрения ниже 6/69 и/или при концентрическом сужении границ поля зрения от точки фиксации менее 20 градусов цельсия;
    2. Для людей с поражением интеллекта по версии INAS-FID:
    1. Уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (средний человек имеет 100 IQ);
    1. Наличие ограничений в овладении обычными навыками (общение, социальные навыки, самообслуживание и т.п.);
    2. Проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет;
    1. Для людей с поражением слуха – ослабление слуха до 55 децибел;
    1. Для людей с отклонением в развитии по версии SOI – соответствие одному из следующих критериев:
    1. Специалист или уполномоченная организация установила, что согласно критериям, применяемым на данной территории, данный человек имеет отклонение в умственном развитии;
    1. Данный человек имеет задержку в развитии когнитивных функций , что может быть определено стандартизированными показателями, которые в стране проживания человека воспринимаются специалистами в качестве убедительных свидетельств наличия задержки в развитие когнитивных функций;
    2. Наличие функциональных ограничений как в действии общих познавательных функций (например, IQ), так и в адаптивных навыках (таких, как отдых, работа, независимая жизнь, самонаправленность или забота о себе).

Люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участия в мероприятиях Специальной олимпиады в качестве специальных спортсменов.

Следующий классификационный признак, позволяющий распределить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту. К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с поражением опорно-двигательного аппарата и зрения. Ко второй группе – лица с поражением слуха и интеллекта (как по версии INAS-FID, так и по SOI).

В зависимости от того, является тот или иной дефект постоянным или может корректироваться в результате реабилитационных мероприятий, все спортсмены разделяются на две группы:

    1. Те, кто должен проходить периодическое переосвидетельствование (переклассификацию);
    2. Те, кто имеет постоянный класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Брискин, Ю.А., Евсеев, С.П., Передерий, А.В. Адаптивный спорт. – М.: Советский спорт, 2010. – 316с.
  2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – 298с.
  3. Махов, А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование. Монография. – М.: Издательство РУДН, 2011. – 196 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Спортивно-медицинская классификация людей, занимающихся адаптивным спортом