Исследование журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Данная статья написана по материалам этносоциологических исследований на тему :«Общественное мнение о роли СМИ в республиках Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации ». Опрос проведен с нашим участием в январе-феврале 2011 года Северо-Осетинским центром социальных исследований под руководством Дзуцева Хасана Владимировича, доктора социологических наук, профессора, директора Северо-Осетинского Центра социальных исследований.
Целесообразный объем выборки в каждой республике составил 500 респондентов и 5 экспертов.

Файлы: 1 файл

статья .docx

— 25.38 Кб (Скачать файл)

 

 Данная статья написана по материалам этносоциологических  исследований на тему :«Общественное мнение о роли СМИ в республиках Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации ». Опрос проведен с нашим участием в январе-феврале 2011 года Северо-Осетинским центром социальных исследований под руководством  Дзуцева Хасана Владимировича, доктора социологических наук, профессора, директора Северо-Осетинского Центра социальных исследований.

Целесообразный объем выборки  в каждой республике составил 500 респондентов и 5 экспертов.

В современном мире существуют четыре вида средств массовой информации: телевидение, радио, печать и Интернет, из них большинству населения  доступны только три. Интернет пока не стал массовым явлением, так как  доступ к нему требует определенных навыков работы и материальных затрат.  

Многие  верят  в то, что СМИ могут служить объективным источником информации. Но, как показывает практика, СМИ нередко избирательно относятся к фактам или представляют неполную информацию, формируя искаженную картину событий.

 Однако  надо уточнить что на Северном Кавказе на формирование общественного мнения помимо СМИ оказывают большое влияние традиции, люди зачастую руководствуется не новой информацией, а прошлым опытом.

. На вопрос;

Из каких средств массовой информации (центральных, региональных) Вы обычно узнаете о последних событиях в республике?

Результаты  показали что, наиболее распространенным каналом информации для респондентов является телевидение, как центральное, так и региональное. Оно лидирует по силе убеждающего воздействия  на сознание граждан, потому что они  больше склонны верить тому, что  увидят, чем тому, что услышат  или прочитают.

К современным СМИ респонденты  относятся с большой долей  скептицизма: полностью никому не доверяют, но информацию черпают из Первого  телеканала, «России», НТВ. Что касается региональных СМИ, то, по мнению участников опроса, на республиканских радиостанциях  не бывает глубоких, аналитических  программ, преобладают музыкальные  каналы, выходят заказные «обтекаемые» программы, поэтому никаким радиостанциям  респонденты не доверяют. Они считают, что местные телекомпании в республиках и радиостанции, ангажированы властью.

Особый  смысл в интересующем нас контексте  приобретает проблема доверия информации, транслируемой по каналам телевидения . На вопрос;

 

Назовите, пожалуйста, центральные телеканалы, информации которых Вы доверяете

Результаты  опроса показали что, самую массовую аудиторию имеют программы Первого канала, а также канала «Культура».; телеканал Россия, и ТНТ

Опрос также  показал, что степень доверия  основным федеральным каналам в  регионах, где произошли межнациональные  конфликты, заметно ниже. По всей видимости, респонденты считают, что телевидение  не всегда правильно интерпретирует происходящее в регионе. Среди опрошенных распространено также мнение, что в СМИ больше выдуманного, чем реального. Люди считают, что телевидение лишено живого содержания и творческой силы: на разных каналах, в разных передачах говорятся одни и те же слова, обсуждаются одни и те же темы, информация дозируется, и практически ничего того, чего люди сами не знали бы, не говорится. В газетах больше бывает свежей правдивой информации, чем на телевидении. Передачи, которые раньше привлекали аналитичностью, разочаровывают зрителей.

На вопрос;

Назовите, пожалуйста, центральные или региональные издания, информации которых о жизни в республике Вы доверяете -  выяснилось что региональные газеты с огромным преимуществом «обходят» все остальные СМИ. Почти половина респондентов читает и доверяет местной прессе. Первые три места после региональных газет занимают соответственно  «Аргументы и факты» и «Московский комсомолец». Догоняет их газета «Жизнь». Среди журналов уверенно лидирует «Лиза». Конкуренцию ему составляют издания, посвященные проблеме здоровья и автомобилям. При этом, как показало исследование, в СКФО есть категория людей (как правило, старшего возраста, хотя есть такие и среди молодежи), испытывающие нехватку аналитической информации на политические и социальные темы. «Информационный голод» испытывают 29 % опрошенных — почти треть жителей СКФО.

 

Ограничение возможностей информационного  воздействия СМИ на массовое политическое сознание обусловлено не только абсолютным сокращением объема потребления политической информации, но и ухудшением качества этой информации, так что значительная часть населения перестала доверять СМИ. Судя по результатам опроса, в обществе существуют прямо противоположные оценки и суждения по поводу деятельности средств массовой информации. Значительная часть населения высказывает в адрес СМИ вполне обоснованные упреки в ангажированности и необъективности.

Последний вопрос анкеты  был сформулирован так: «В  СМИ (центральных, республиканских) ситуация в республике освещается в целом объективно или необъективно?»

 

 

Выяснилось  что, ситуация в регионе оценивается «скорее необъективно» по мнению большинства респондентов — жителей РА, КЧР, РИ и РСО-А. Вариант «скорее объективно» выбирали в основном респонденты КБР. 

Итак, какие  выводы можно сделать. Опрос показал, что доверие в обществе к средствам  массовой информации падает. По мнению наших экспертов, центральные СМИ  в наше время очень жестко контролируются. Подлинно независимых СМИ практически  не осталось, как следствие — появление и рост популярности альтернативных источников, прежде всего Интернета, который в отличие от печатных СМИ и телевидения является площадкой для свободного выражения мнений и неограниченного доступа к информации.

Степень доверия к СМИ, как показал  опрос, зависит не только от имущественного положения респондента, но и от возраста. Чем старше человек, тем меньше он склонен доверять средствам массовой информации. Молодежь больше доверяет СМИ, ей нужны «зрелища и развлечения». Респонденты старшей возрастной когорты требуют новостей и аналитики, они уже не так полагаются на информацию. И буквально все высказывают потребность в газетах с «житейской» информацией — полезными советами, рецептами и пр.

И участники  массового опроса, и эксперты считают, что в центральных средствах  массовой информации недостаточно освещается жизнь регионов, а если и отображается, то часто односторонне, часто в  серых, унылых тонах. Большинство газет, телевидение гонятся за сенсацией, поэтому будни провинции оказываются  вне их поля зрения. Объективную, достоверную  информацию в центральных СМИ  получить практически невозможно. Здесь  требуется резко менять тональность, иным должен стать и стиль подачи материалов.

Особая  тема — проблема объективности. Сейчас новости стали более правдивыми. События республик СКФО в центральных СМИ освещаются более объективно. В упрек центральной прессе можно поставить только то, что больше внимания уделяется освещению событий, происходящих за пределами РФ, а не в субъектах федерации. В целом, по мнению респондентов, события в регионе освещаются объективно, хотя есть перекосы, но если обобщить и положительные, и негативные методы изложения информации о нашей республике, то информацию можно оценить как более-менее достоверную.

Без современной  журналистики ни одно развитое государство  не может гармонично функционировать. Перед журналистикой стоит много  важных задач. Главное призвание  журналиста — это: (1) помогать своей  аудитории становиться активной силой в государстве; (2) защищать интересы основной массы населения; (3) стремиться к тому, чтобы народ  осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила. Реализация этих больших проблем — функция СМИ.

К большому сожалению, журналистика на Северном Кавказе  берет пример, с советской журналистики. Люди по старой привычке думают, что все проблемы может разрешить власть. Поэтому задача журналистов сегодня, как считают эксперты, — анализировать состояние современного общества, привлекая лучшие научные силы республик СКФО и центра. Дело в том, что наш народ не может выработать единое мнение — самое важное на данном этапе, не может донести его до власти, чтобы та решала насущные для общества проблемы. Тот самый диалог с властью не возникает . Население северного кавказа часто слышат с экранов о прозрачности  правительственных решений, но всегда ли они получают достоверную информацию.

По мнению экспертов, пресса Северного Кавказа пытается  внести свой активный вклад в решение задачи по повышению культурного уровня северокавказского общества, и  повышению политической активности граждан. Однако, это не легкая задача.

Материалы исследований позволяют сделать  следующие выводы: В эпоху социальных трансформаций граждане ЮФО РФ не почувствовали, что СМИ протянули  им руку помощи. В обществе сложилось  устойчивое представление: основная задача СМИ – защита власти, но не граждан.

 Общество  ждет, что основой для СМИ станет  концепция пропаганды общих культурных  ценностей для всех жителей  Кавказа и развития общей политической культуры. Эти ценности уже сейчас должны стать привычными, показывать обычные правила поведения, чтобы люди были способны отличить добро от зла


Информация о работе Исследование журналистики