Критика речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

1. Когда-то она месяцами осваивала пульт от телевизора, а теперь идет в одну ногу с техническим прогрессом, и за последние два месяца узнала практически все о модных девайсах (ТРК «Петербург - 5 Канал». 04 авг. 2011).
Главная мысль понятна. Говорящим допущена несмысловая погрешность. Лишнее слово в фразеологизме «идти в ногу».
Исправленный вариант: Когда-то она месяцами осваивала пульт от телевизора, а теперь идет в ногу с техническим прогрессом, и за последние два месяца узнала практически все о модных девайсах.
2. Отравлением новоуральских детишек занялись следователи.
Главная мысль понятна. Говорящим допущена смысловая погрешность.

Файлы: 1 файл

zadanie.doc

— 97.44 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛ 1. КРИТИКА РЕЧИ

 

1. Когда-то она месяцами осваивала пульт от телевизора, а теперь идет в одну ногу с техническим прогрессом, и за последние два месяца узнала практически все о модных девайсах (ТРК «Петербург - 5 Канал». 04 авг. 2011).

Главная мысль понятна. Говорящим допущена несмысловая погрешность. Лишнее слово в фразеологизме «идти в ногу».

Исправленный вариант: Когда-то она месяцами осваивала пульт от телевизора, а теперь идет в ногу с техническим прогрессом, и за последние два месяца узнала практически все о модных девайсах.

2. Отравлением новоуральских детишек занялись следователи.

Главная мысль понятна. Говорящим допущена смысловая погрешность.

Высказывание имеет два смысловых эквивалента: 1. Новоуральские следователи отравили детей. 2. Делом об отравлении детей в Новоуральске занялись следователи. Первый вариант абсурден.

Каламбурная двусмысленность. Неудачный порядок и пропуск слова.

Исправленный вариант: Делом об отравлении новоуральских детишек занялись следователи.

 

3. Множество ограничений, которые нас окружают, не всегда обоснованы и логичны. Например, в диалоге со студентами и администрациями вузов нужно разработать новые правила проживания в общежитиях. На дорогах нашей страны запрещающих знаков в разы больше разрешающих. Мы все привыкли к запретам, при этом постоянно их нарушаем (Студень. май 2011).

Мысль каждого предложения в отдельности ясна, но смысл всего высказывания не понятен. Говорящим допущены смысловые ошибки.

Алогизм. Суждение «ограничения не всегда обоснованы и логичны» не подтверждается говорящим. Он не доказывает нелогичность запретов.

неочевидность следствий. Пропущены смысловые звенья.

Исправленный вариант: Мы все привыкли к запретам и постоянно их нарушаем. Они окружают нас везде. Например, на дорогах нашей страны запрещающих знаков в разы больше разрешающих. Также много ограничений можно встретить и в правилах проживания в общежитиях, поэтому администрациям вузов и студентам их лучше разрабатывать вместе.

 

4. ЕГЭ не дает возможности полностью показать себя, проявить некоторые свои способности, компетентности (Класс, май 2010).

Главная мысль понятна. Во-первых, допущена несмысловая погрешность. Алогизм, нарушение правил классификации и деления объема понятий. Автор не понимает, что слово «способность» входит в понятие «компетентность». Во-вторых, допущена погрешность морфологического уровня. Нарушение в формообразовании (слово  "компетентность" не имеет множественного числа).

Исправленный вариант: ЕГЭ не дает возможности полностью показать себя и проявить компетентность.

5. Сын адресок матери очень запамятовал (Уральский рабочий, 16 нояб. 2011).

Главная мысль понятна. Говорящим допущена несмысловая погрешность.

Нарушение норм смысловой сочетаемости. Слово "очень" является лишним при слове «запамятовать». (Запамятовать -  позабыть, упустить из памяти). Нельзя сказать - «очень позабыть».

Исправленный вариант: Сын запамятовал адресок матери.

6. Так что у руководителя клуба есть искренний повод гордиться за свое детище. (Чусовской рабочий. 9 янв. 2010).

Главная мысль понятна. Мысль автора понятна.

Допущена несмысловая погрешность лексического уровня. Нарушение норм грамматической сочетаемости. Неправильно построена связь (управление) между сказуемым и дополнением "гордиться за свое детище".

Допущена еще одна погрешность. Нарушена смысловая сочетаемость. Повод не может быть искренним. Искренними могут быть чувства, поступки, мысли («Искренний - непритворно выражающий подлинные чувства и мысли, правдивый, откровенный, чистосердечный»).

Исправленный вариант: Так что у руководителя клуба есть повод искренне гордиться своим детищем.

7. Я люблю молоко. Я всегда его любил. Даже, когда я был маленьким и ходил в детский садик, я любил молоко. Мало кто еще из сверстников его любил, поэтому молока мне хватало. Когда в начальной школе в столовой приносили поднос с молоком, стаканов 5 выпивал я, а половина подноса так и оставалась не разобранной. Что поделать, не все дети любят молоко. Однако этот удивительный продукт лактации сельскохозяйственных животных и полезный, и вкусный (http://www.dairynews.ru/processing/iz-pod-korovy-.html)

Мысль автора понятна. Допущена смысловая погрешность. Речевая избыточность. Повтор слов «молоко» и "любил".

Еще одна ошибка - нарушение норм стилистической сочетаемости. Говорящий смешал два стиля - разговорный и научный (продукт лактации сельскохозяйственных животных).

Исправленный вариант: Я всегда любил молоко. В детском садике мне его всегда хватало, потому что мало кому из моих сверстников нравился этот напиток. Так было и в начальной школе. Когда нам приносили поднос с молоком, я сразу выпивал стаканов пять. Половина кружек так и оставалась нетронутой. Что поделать, не все дети любят этот вкусный и полезный напиток.

 

9. Я сейчас буду говорить от себя, но слова мои - мнение коллектива! (Городские вести. нояб. 2011)

Мысль автора непонятна. Допущена смысловая погрешность. Алогизм. Нарушение закона противоречия. Одно суждение противоречит другому. Получается, автор говорит, что будет одновременно выступать от себя и выражать мнение коллектива.

Исправленный вариант: Я буду сейчас говорить, выражая мнение коллектива.  

10. В ближайших планах у них строительство веранды, прикроющей площадку с северной стороны (Сельская правда. 07 марта. 2008).

Мысль автора понятна. Говорящим допущена несмысловая погрешность.

Неверное образование причастия. Суффикс «ющ» образует причастия настоящего времени от глаголов несовершенного вида. Глагол «прикрыть» - совершенного вида.

Исправленный вариант: В ближайших планах у них строительство веранды, которая прикроет площадку с северной стороны.

11. Получается, что в этой семье один член нивелирует другого (Студень, сентябрь 2011).

Мысль автора непонятна. допущена смысловая погрешность лексического уровня. Нарушение норм семантической сочетаемости.

Автор не знает значение слова "нивелировать". Судя по его лексическому значению, нивелировать человека нельзя. Можно нивелировать факты, противорчия, таланты.

Исправленный вариант: Получается, что в этой семье один член подавляет другого.

12. И вот вышла очередная часть саги - «Сумерки». А как же «полнолуние», «закат», «полночь» или любое другое явление природы? (Студень. 19 нояб. 2011)

Главная мысль понятна. Смысловая погрешность.

Алогизм, нарушение правил классификации и деления объема понятий. Слова "полнолуние", "закат" и "полночь" не входят в понятие "явление природы".

Исправленный вариант: И вот вышла очередная часть саги «Сумерки». А как же полнолуние, закат или полночь?

13. Маэстро любил ничем не завуалированную женскую притягательность, как в кино, так и в фильмах, о чем мы можем судить по внешнему облику главных героинь его картин (Студень. 19 нояб. 2011).

Мысль автора понятна. Несмысловая погрешность.

Речевая избыточность. Два синонима "кино" и "фильмы" при двойном союзе "как..., так...", который подразумевает употребление разных по значению слов.

Исправленный вариант: Маэстро любил ничем не завуалированную женскую притягательность в фильмах, о чем мы можем судить по внешнему облику главных героинь его картин.

14. Недавно Светлана вернулась после тяжелой операции на сердце, но это не мешает ей писать стихи (Городок. 19 мая. 2008).

Мысль автора непонятна. Допущена смысловая погрешность.

 

Нарушение закона достаточного основания. В предложении два суждения, между которыми нет связи . 

 

Исправленный вариант: Недавно Светлана вернулась после тяжелой операции на сердце. Несмотря на слабость, она продолжает писать стихи.

15. Оно как маскирует видимые несовершенства кожи, так и морщины (Wday.ru. 29 октяб. 2011).

 

Мысль автора понятна. допущена несмысловая погрешность. Ошибка синтаксического уровня. Неверное употребление союзов. "Как" должно стоять перед однородными дополнениями.

Смысловая погрешность. Нарушение правил классификации и деления объема понятий. («морщины» итак входят в понятие«несовершенства кожи»).

Несмысловая погрешность. Плеоназм. Лишнее слово "видимые". Получается, говорящий допускает, что бывают и невидимые несовершенства кожи, чего быть не может.

Исправленный вариант: Оно маскирует несовершенства кожи. 

 

16. Павел решил оставить занятия музыкой, чтобы не изменять своему призванию.

Мысль автора понятна. Допущена смысловая погрешность. Погрешность лексического уровня. Нарушение норм семантической сочетаемости. "Оставить - прекратить, перестать заниматься чем-нибудь". Исходя из лексического значения слова, "оставить занятия" нельзя.

Исправленный вариант: Павел решил оставить музыку, чтобы не изменять своему призванию.

РАЗДЕЛ 2. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

 

Грызут семечки! Этой тупой и опасной болезнью охвачена вся Россия.

Беспристрастные, как их принято называть, историки назовут  впоследствии  этот период русской революции периодом семеедства. Психиатры обратят внимание на эту болезнь, изучат ее и отнесут, вероятно, к той же категории нервных заболеваний, к какой относят кусание ногтей, различные тики, непроизвольные гримасы и навязчивые жесты.

Уже многими замечено, что тупое равнодушие семеедов иногда совершенно неожиданно прорывается буйным бешенством. И мне кажется, что именно этим психозом можно объяснить многие неожиданные эксцессы, когда толпа мирных семеедов набрасывается на карманного воришку и, растерзав его на части, топит в канаве.

С точки зрения хозяйственной, торговлю семечками нужно запретить, ибо необходимости грызть их ни в одном организме, кроме попугайного, не наблюдалось. Подсолнухи должны идти на выработку масла.

По Н. А. Тэффи.

 

Составитель: О.Ф. Автохутдинова

Утверждено на заседании кафедры стилистики и русского языка


Информация о работе Критика речи