Механизмы влияния СМИ на подростковую психику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – механизмы влияния СМИ на психику, способы воздействия СМИ на современных подростков и их последствия.
Цель данной работы – выявить, с помощью каких механизмов СМИ меняют мировоззрение подростков и приводят к таким негативным последствиям, как увеличение числа несовершеннолетних преступников, рост агрессии в подростковой среде, умножение количества подростков, подверженных анорексии и булимии.

Файлы: 1 файл

Диплом, спицына.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Возбуждение – при просмотре сцен насилия (а также особенно комичных или сексуально откровенных сцен) зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет физиологические проявления. Сами зрители не относят возросшее возбуждение к  содержанию телепередач. Например, если подросток еще до включения телевизора был зол на кого-то или что-то, то при просмотре боевика он интерпретирует свое возбужденное состояние, которое лишь отчасти вызвано содержанием телепередачи, как сильный гнев по отношению к телеперсонажам или происходящим на экране событиям. Поэтому его реакция может быть более агрессивной, чем до просмотра боевика, особенно если повод к агрессии случается вскоре после просмотра.

Катарсис - предположительно позволяет зрителям давать безопасный выход своим агрессивным импульсам посредством просмотра или представления сцен насилия и жестокости.

В 1971 г. С. Фешбах и Р. Зингер в течение шести недель проводили наблюдения за поведением мальчиков-подростков в естественной обстановке (в школе и дома). Во время эксперимента ученые контролировали потребление телевизионного насилия. Они обнаружили, что те мальчики, которые смотрели в основном программы, не содержащие насилия, вели себя по отношению к своим сверстникам более агрессивно, чем те подростки, которые смотрели боевики, что свидетельствует об эффекте катарсиса. Однако далеко не все эксперименты дали подобный результат.

Дизингибиция – механизм дизингибиции объясняется предположением, что по мере привыкания телезрителей к сценам насилия и жестокости, особенно насилия, оправданного  ситуацией или санкционированного обществом, ослабляется сдерживающее действие социальных  санкций, направленных против совершения правонарушений. Исследования показали, что зрители действительно ведут себя более агрессивно после просмотра фильмов, где насилие представлено как  санкционированное, особенно если они испытывали гнев еще до начала просмотра.

Имитация – предполагается, что зрители учатся увиденным по телевизору моделям поведения и сами иногда пытаются их воспроизводить. Это особенно касается маленьких детей.

Десенсибилизация – при регулярном просмотре сцен насилия зрители становятся все менее восприимчивыми к жестокости на экране и с большей готовностью принимают насилие в реальной жизни20.

Исследователь К. А. Тарасов разделил подростковую аудиторию на три группы: а) «высокоактивные» потребители экранного насилия – половина и больше фильмов, просмотренных ими, содержат сцены насилия (55% от числа опрошенных). Среди мальчиков таких 62%, среди девочек – 50%;

б) «активные» приверженцы «агрессивной кинодиеты» - сцены насилия в 30% выбранных фильмов (11%);

в) «умеренная» приобщенность к экранному насилию (24%)21.

В статье С. М. Виноградовой и Г. С. Мельник «Психологические последствия демонстрации сцен насилия  на телевидении» говорится о надобности понимания того, какие негативизм и отчаяние вызывает демонстрация «чернухи», и как это оставляет подростков без психологической опоры и поддержки.

Исследователи давно заявляют о том, что важно  сократить количество насилия в  СМИ, особенно в новостных выпусках. Можно рассмотреть эту необходимость на одной из самых известных трагедий – массовом убийстве в школе «Колумбайн» (округ Джефферсон, штат Колорадо, США). 20 апреля 1999 г. учащиеся старших классов Эрик Харрис и Дилан Клиболд с помощью огнестрельного оружия убили 13 человек (12 учеников и одного школьного учителя) и ранили 23 ученика. Все, что происходило в школе, в том числе некоторые записи с видеокамер, транслировались по каналу СNN. Также были сняты фильмы, основанные на этих событиях: «Слон», «Боулинг для Колумбайна», «Класс», «Апрельские дожди», и запущена игра Super Columbine Massacre RPG. В итоге Харрис и Клиболд стали для части подростков практически кумирами. Самые известные и явные случаи подражательства:

1. Благодаря анонимному звонку в полицию удалось предотвратить повторение инцидента в школе штата Луизина. Он должен был произойти в пятую годовщину трагедии в «Колумбайн».

2. Штат Джорджия: 14-летний ученик планировал расстрелять ребят из своей школы. По его признанию это должна была быть вторая «Колумбайн».

3. Всего спустя неделю после событий в «Колумбайн», Тодд Смит Кэмерон открыл стрельбу в коридоре канадской школы, убив одного из учеников. На суде Кэмерон утверждал, что вдохновился сообщениями о деле Харриса и Клиболда.

4. Спустя ровно месяц после трагедии в том же штате, что и находилась «Колумбайн», 15-летний Томас Соломон ранил 6 человек в своей школе.

5. В желании повторить массовое убийство в «Колумбайн» признался и 15-летний Чарльз Уильямс, который застрелил двоих и ранил 13 учеников 5 марта 2001 г.

6. 21 марта 2005 г. 16-летний Джеффри Уиз убил семерых и ранил пятерых человек, после чего совершил самоубийство. Он пытался подражать Харрису и Клиболду, задав одному ученику вопрос насчет его веры в бога.

7. В прощальном видео студента из Южной Кореи Чо Сын Хи упоминаются «мученики Эрик и Дилан». Этот студент застрелил 32 человека и ранил 25.22

По статистике, приведенной С. М. Виноградовой и  Г. С. Мельник, на российском телевидении сцена насилия присутствует каждые 15 минут, а вечером, в прайм-тайм, каждые 10. Центр социологического образования Российской академии образования насчитал 4,2 сцены насилия и эротики на час трансляции23.

В нашей стране одним из основных поставщиков насилия  является канал НТВ. Его криминальные обозрения «Чистосердечное признание», «Чрезвычайное происшествие» и программа «Максимум» имеют высокие рейтинги, в том числе и среди подростков. А значит, проблема медианасилия в России не должна быть запущена.

 

1.4. Влияние «глянцевых» изданий

 на формирование образа и стиля жизни

 

Помимо проблемы насилия, исследователи поднимают проблему воздействия текстов «глянцевого издания» на людей. Прежде всего, конечно, на женщин и особенно – юных девушек-подростков.

Под глянцевым  изданием мы будем понимать «иллюстрированное периодическое печатное издание высокого полиграфического    качества, отличающееся самой разнообразной тематики». Признаки подобных изданий:

1) слово «глянцевые». Эти журналы выходят, как правило, раз в месяц, и они намного толще, чем еженедельные. Они печатаются на более плотной бумаге и имеют прочную глянцевую обложку;

2) понятие life style текстов «глянцевого издания» человек получает более или менее полное представление о стиле жизни той социальной группы,  к которой принадлежит или хочет принадлежать;

3) полиграфическое качество. Иллюстрации в этих журналах представляют собой ярчайший пример использования всех информативно-изобразительных и художественно выразительных  возможностей современного фотоискусства;

4) глянцевые журналы не читают, а смотрят. Окружающая среда современного человека представляет собой особое визуальное пространство, все тяготеет к наглядности;

5) глянцевый журнал, продукт массовой культуры, который рассчитан на отдых читающего, поэтому он полностью избегает серьёзных тем, аполитичен и создает иллюзию вечного праздника жизни24.

Свести все  признаки можно к тому, что авторы «глянца» учат читателей, как достичь  успеха и как надо жить. На фоне давления негативной информации от прочих СМИ, человек может тянуться к нему, желая получить свою часть «глянцевой жизни». Главные темы – мода, внешность, личные отношения, отдых, известные личности. Представители глянцевых журналов на Западе: «Cosmopolitan», «Elle», «Harper’s Bazaar», «L’Officiel», «Marie Claire», «Vogue», в России – «Beauty», Магия Cosmo», «Она». Эти журналы бывают двух видов: потребительские и имиджевые25. И если первые больше делают акцент на практической стороне жизне, подают информацию преимущественно в виде текстов (что не является признаком настоящего глянца), то вторые олицетворяют собой именно создание собственного имиджа, статуса, вызывают у читателей желание соответствовать установленными ими категориям, тем самым приобщаясь к этой «статусности».

Исследователь И. В. Ставровская в статье «Репрезентация образа женщины в гламурном глянцевом журнале в контексте теории социального научения» пишет о том, что «некоторые из современных медиапродуктов в большей мере запрограммированы на моделирование определенных аспектов действительности»26. По её словам, формат глянцевых изданий life-style создает подсказки, которые важны в процессе освоения социальной реальности. «Глянец наглядно представляет образ желаемого настоящего и будущего, помогая формированию видов поведения и конкретных реакций, адекватных задачам».

Ставровская выделяет глянец как фактор социализации в широком смысле слова и подтвреждает нашу версию о том, что пусть журналы и адресованы состоявшимся женщинам, но большей частью настоящей аудитории являются девочки-подростки.27  В первую очередь это им нужны определенные примеры для подражания, которые уже показали свою выйгрышную позицию.

1.4.1. Анорексия и булимия среди подростков

Учитывая, что  подростки более других возрастных групп стремятся ощутить себя причастными к какому-либо сообществу, нельзя не согласиться с выводом статьи «Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры» о том, что как раз посодействовать в этом свое аудитории – главная цель глянцевых изданий. Они формируют свою реальность, исключая разговоры о старости и смерти, делают акцент на внешней красоте, идеал которой и формируют. И это приводит нас к новой проблеме: росту числа подростков, страдающих анорексией и булимией.

 Анорексия –  (лат. anorexia neurosa) (от др.-греч. ἀν- – «без-», «не» и ὄρεξις – «позыв к еде, аппетит») – расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. При анорексии наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения. У больного наблюдается искажённое восприятие своей физической формы и присутствует беспокойство об увеличении веса, даже если такого в действительности не наблюдается28. 80 % от больных анорексией – девочки-подростки от 12 до 20 лет. Наличие следующих признаков говорит об обладании этим недугом:

а) вес тела сохраняется  на уровне как минимум на 15% ниже ожидаемого (более высокий уровень был снижен или так и не был достигнут), или индекс массы тела Кветелета составляет 17,5 или ниже (этот индекс определяется соотношением веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах).

б) потеря веса вызывается самим пациентом за счет избегания пищи, которая «полнит»;

в) искажение  образа своего тела принимает специфическую  психопатологическую форму, при  которой страх перед ожирением  сохраняется в качестве навязчивой и/или сверхценной идеи и больной считает допустимым для себя лишь низкий вес;

г) общее эндокринное  расстройство, включающее ось гипоталамус-гипофиз-половые  железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей  полового влечения и потенции; 29

Этапом или  вариантом анорексии может стать булимия. Булимия - (от др.-греч. βοῦς – «бык» и др.-греч. λῑμός – «голод») (во́лчий го́лод, кинорекси́я) – расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области. Булимия встречается при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, эндокринной системы, психических расстройствах. Часто булимия приводит к ожирению30. Многие исследователи проводили эксперименты, подтверждая, что СМИ большой частью доводят подростков до желания похудеть любой ценой.

Например, учеными  из университета Кардиффа изучили жизнь  более 500 подростков, задавая вопросы  насчет их питания, голодания, обжорства. Ученые выяснили, что регулярное чтение глянцевых журналов приводит к риску  возникновения анорексии и булимии. Анорексию и булимию можно считать проявлением дисморфофобии – (также известной, как дисморфобия и иногда упоминаемой как телесная дисморфия, телесное дисморфическое расстройство и просто–дисморфия, по-английски – body dysmorphic disorder (BDD)) – психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела31.

 Психолог  Л. М. Фридман в пособии по  психологии детей и подростков  пишет о том, что у подростков (особенно девочек) возникает  повышенный интерес к своей внешности, формируется новый образ своего физического «Я». Их образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои и другие взрослые с «броской внешностью».32

В английской статье Л. Кейси Сердар «Female Body Image and the Mass Media: Perspectives on How Women Internalize the Ideal Beauty Standard» (Изображение женского тела и СМИ: Перспективы восприятия женщинами идеального стандарта красоты) говорится о том, что сегодня СМИ навязывают стандарты, которые не реальны и даже опасны для большинства женщин. Результаты одного из исследований показали, что 83% девочек-подростков тратят на чтение глянцевых журналов 4,3 часа в неделю.  Между тем, такое частое чтение постепенно приводит к повышению уровня неудовлетворенности собственным теплом и нарушению режима питания.

На протяжении последних десяти лет активно  обсуждается использование глянцевыми журналами программы редактирования изображений «Photoshop». Ещё в 2003 г. американская актриса Кейт Уинслет предъявила претензии журналу GQ, для февральской обложки которого позировала. Фотографию отретушировали, увеличив длину ног и рост, и убрав сантиметры на бедрах и боках (см. Приложение 1). Актриса, пропагандирующая естественность (рост – 169 см, вес – 63 кг), стала не похожа на саму себя.

Информация о работе Механизмы влияния СМИ на подростковую психику